Художники черной манеры

Разговор по душам с художниками–участниками фестиваля меццо–тинто в Екатеринбурге

6 сентября, 19:02, 2017г.    Автор: Елизавета Цепова

C 19 августа в Екатеринбурге работает Четвёртый международный фестиваль меццо-тинто. А 6 и 7 сентября в музее изобразительных искусств пройдут обзорные экскурсии по экспозициям фестиваля. Автор It’s My City встретился с пятью художниками–участниками и выяснил, откуда появляется любовь к «черной манере» (так переводится с итальянского меццо-тинто), какие творческие сложности встречаются на пути художника и как детские воспоминания помогают во взрослой жизни.

Микио Ватанабе - художник, участник конкурса, обладатель гран-при Международного фестиваля меццо-тинто 2017

Я родился в Японии, изучал живопись в Токио. У нас мало возможностей для работы в сфере искусства - если ты закончил образование и остаешься в Японии, то приходится работать не художником, а учителем истории искусств. По натуре я не преподаватель, мне ближе заниматься творчеством, поэтому нужно было уезжать из страны и искать себя в другом месте. Как только я закончил университет в 1977 году, я выбрал Париж как город моего будущего.

Одновременно с интересом к меццо-тинто меня привлекало изображение человеческого тела. До этого никто не пользовался техникой меццо-тинто в жанре ню, я был своеобразным первопроходцем. После 20 лет работы и переезда в Бретань я стал видеть больше светлых красок вокруг и решил отойти от традиционной мрачной техники. Я перевел свое меццо-тинто на белый фон - с технической точки зрения здесь очень много возможностей.

На фестиваль я привез коллекцию картин, которую собрал из своих произведений за последние два года. Они не объединены одной линией, но вместе рассказывают правдивую историю о жизни природы, быстротечности времени и красоте маленьких существ. Здесь белый фон также важен - для его создания я использую тонкие качалки, часть из которых я сделал самостоятельно. Мое любимое произведение из нынешней коллекции - подсолнухи. Эта работа находит особый отклик в моей душе, ведь базировал я ее не только на визуальном впечатлении, но и на душевном.

Недавно я встретил большое поле подсолнухов, они уже увядали. Это напомнило мне кое-что - накануне мне исполнилось 63 года. Я забрался вглубь поля и сидел там очень долго и думал о том, что жизнь движется к завершению, а я словно этот подсолнух со слегка опущенной головой. Может быть это грустно, но все равно безумно красиво. Я тоже скоро состарюсь, но останусь красивым в душе навсегда.

Ифа Лейтон – художница, обладательница премии «За верность традиции и совершенство графического мастерства» фестиваля меццо-тинто 2015

Я родилась и выросла на юге Ирландии в городе Корк, моя студия до сих пор там. Сколько себя помню, всегда держала в руках карандаш или кисть. Когда поступала в университет, мне нужно было сделать выбор между искусством и археологией. Я выбрала второе, начала обучение, но все равно продолжила рисовать в свободное время. Немного подумав, я поняла, что лучше я буду непосредственно заниматься искусством, чем просто болтать о картинах с друзьями.

Мои работы всегда держались в черно-белой гамме, но про меццо-тинто я слышала совсем немного, буквально одно предложение в толстой книге по истории искусств. Минимум информации, ничего онлайн и даже лекторы не были сильны в этом вопросе. И тут мой папа дарит мне набор инструментов для меццо-тинто. Так я столкнулась с этим направлением лицом к лицу.

Герои моих произведений - это животные, которых я встречаю в обычной жизни, а также литературные персонажи. Я ставлю их в ситуации с открытым финалом, который зависит только от впечатления смотрящего. Так я не говорю что-то напрямую, лишь только намекаю на особенности поведения и мышления человека.

Например, моя картина с ребенком, который крепко держит маленькую птицу в руке. В ней два мнения: мальчик слишком крепко сжимает птицу и причиняет ей боль или девочка бережно удерживает птицу в ладони и пытается ей помочь. Я не прячу в изображении определенную историю, вы сами создаете ее.

Мартин Митчелл – художник, лауреат премии «За верность традиции и совершенство графического мастерства» фестиваля меццо–тинто

В детстве меня часто возили в гости к бабушке, которая жила за городом, поэтому я соприкасался с природой каждый день по несколько часов. В те годы я ненавидел такую обстановку, потому что был еще ребенком. Но те маленькие островки природы отпечатались в моей памяти и стали сокровенными воспоминаниями. Сейчас, спустя 40 лет, я все еще возвращаюсь к ним и изображаю их на своих работах.

Мое любимое произведение – «Старая ива», оно написано с места, где я вырос. На заднем фоне прячется озеро, рядом течет река, но на первый план я вынес именно эту иву и дорожку, прилегающую к ней. Работу над картиной начал ранней весной и для хорошей композиции постоянно возвращался к той самой точке за городом, чтобы подкорректировать или ветви, или подрастающую траву.

Марина Лазарева – художница, почётный гость фестиваля

Как начинающий ювелир я знала, что такое современная гравюра, но однажды на выставке я увидела что-то необыкновенное, пушистое и мягкое. Рядом оказалась женщина, которая познакомила меня с автором картины. Удача повернулась ко мне, и он согласился обучить меня меццо-тинто.

Мои первые гравюры меццо-тинто посвящены Подмосковью, моим родным местам. Но пейзажи там ночные: одна гравюра с фонарем и цветущей вишней, вторая - с заснеженой улицей. Сейчас на фестивале я представляю крымский альбом с дополнительным словом «Возвращение». Это не столько история о возвращении полуострова в состав России, сколько о духовном возвращении сосланной интеллигенции революционных лет обратно домой.

Я взяла в основу каждого листа отдельное стихотворение Бунина – он был вынужден покинуть Родину после событий 1917 года, как и другие великие художники, философы, музыканты. Однако там в другой стране они смогли сохранить свой дух и русскую культуру. Теперь я могу с уверенностью сказать, что крымский альбом - это то, что так давно искала моя душа. Хочется обратить внимание других на нашу ускользающую культуру прошлого века - если мы ее потеряем, то мы не сможем называть себя русскими.

Марк Фризинг – художник, участник конкурса, член жюри, обладатель гран-при Международного фестиваля меццо-тинто 2011

Для меня это уже третий фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге, начинал я также как обычный художник со своей авторской выставкой и получил первое место в своей категории.

Я всегда говорю, что моя любимая картина - это моя следующая работа. сейчас это рисунок двух мальчиков, работающих в цирке. Вдохновением здесь послужили старые европейские картины и фотографии начала 20 века. В центре картины – женщина, которая держит за руки двух мальчиков в цирковых костюмах. Именно в них заключен весь смысл картины о разнице характеров людей. Мне хотелось показать зрителю человеческую натуру, подумать вместе с ним о том, что мы демонстрируем и что оставляем при себе.

Чтобы стать художником меццо-тинто, нужно научиться смотреть на вещи с определенной стороны - здесь речь не о цвете, а о формах. Основной расцвет направления пришелся на 19 век, позже оно не подходило к тенденциям и предпочтениям людей 20 века, где царствовали люминизм, импрессионизм, экспрессионизм и другие «измы». Однако после Второй мировой войны черный цвет стал снова возвращаться в жизнь людей, это было заметно как в дизайне мебели и одежды, так и в изобразительном искусстве. Мне кажется, интерес к этому цвету не заканчивается до сих пор, поэтому темные оттенки меццо-тинто актуальны как никогда. Другое дело, что в 1960–е годы не было даже инструментов для этой техники, а сейчас их можно приобрести в любом большом магазине для художников. Разве это не чудесно?

Фото и изображения предоставлены Екатеринбургским музеем изобразительным искусств

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: