«Миростроение» по-уральски

В Нижнем Тагиле открылся специальный проект Уральской индустриальной биеннале современного искусства

16 августа, 22:02, 2017г.    Автор: Вячеслав Солдатов

До открытия основного проекта Четвертой Уральской биеннале современного искусства в Екатеринбурге остался месяц. Главное региональное арт-событие на слуху: вовсю работают маршруты арт-резиденций по Свердловской и Челябинской областям, двор биеннале на Горького, 17 становится новым общественным пространством Екатеринбурга, а в одном из заводских цехов Нижнего Тагила в прошедшие выходные открылась большая выставка спецпроекта биеннале «Миростроение». IMC рассказывает, как промышленный город принимает современное искусство.

Выставка «Миростроения» заняла все пространство цеха, расположенного на территории старого демидовского завода (теперь там музей-заповедник «Горнозаводской Урал»). Место, откуда фактически начинался город, не может не поразить - строения металлургического производства XVIII-XX веков, доменные, мартеновские, прокатные и листобойные цеха, печи, кузни и электростанция нависают над посетителем громадой железа, кирпича бетона. Здесь словосочетание «город-завод» - совсем не пустые слова.

Сам музей-заповедник «Горнозаводской Урал», находящийся в центре Нижнего Тагила, является федеральным памятником индустриального наследия и создает очень цельное впечатление о промышленном производстве старого времени. Несмотря на свой статус, помещения бывшего завода не держат закрытыми. Так, цех металлоконструкций и листобойный цех обозначены на путеводителе по музею как «Зимний сад», мартеновский цех позапрошлого века - как театр, а в заводском помещении 1725 года постройки и вовсе планируют устраивать показы мод.

Как признаются сотрудники музея, этому промышленному «заповеднику» требуется реконструкция, иначе со временем большинство помещений зарастут травой или будут демонтированы. Но даже с учетом европейского опыта ревитализации бывших индустриальных площадей в Тагиле пока не знают, как обустроить «Горнозаводской Урал», чтобы не потерять дух истории уральского завода.

Экспозиция «Миростроения» дала еще один довод в пользу сохранения индустриальной истории через работы современных художников. Куратор Урлальского ГЦСИ Владимир Селезнев (что важно, и сам художник, причем из Нижнего Тагила) пригласил одиннадцать авторов, среди которых были не только приезжие художники, но и горожане. Они и сделали из места тяжелого труда пространство отдыха и созерцания.

Примечательно, что объектами работы для художников стали не привезенные ими экспонаты, а все, что можно было найти в цехах. Вот выставка плакатов, сделанная из настоящих заводских агитационных материалов. Вот кафельная облицовка душевых, превращенная в супрематические опыты с линией и цветом. Вот емкости, предназначавшиеся для перевозки расплавленного металла, стали мини-прудами для карпов, которые смотрят документальный фильм о выплавке стали. Вот чугунные отливки выстраиваются в скульптурные группы на песке, напоминая сад камней, но только не японский, а уральский постиндустриальный.

Главным объектом «Миростроения» стала заводская реторта для стали, которую превратили в аудиовизуальную инсталляцию. Подсвеченная разными цветами, ловящая блики от зеркал, она стала символом «тотальной комнаты отдыха», что появилась после завода. По словам куратора, это метафорический памятник труду поколений людей, которые работали и жили здесь на протяжении 300 лет.

Такая смена знаков между отдыхом и работой заставляла напряженнее вглядываться в индустриальное пространство, окружающее экспозицию. Где даже красно-бурые технические платформы на железнодорожных путях притворялись паблик-артом, а кладка кирпича на заводском строении виделась не иначе как чья-то мозаика.

Вторая часть выставки экспонировалась в более привычном месте - Нижнетагильском музее изобразительных искусств. В этой части проекта участвовали люди, для которых художественное творчество не было профессией, а скорее хобби.

Гости выставки могли видеть здесь наивную живопись, художественную ковку вышивание, резьба по дереву, рукоделие или сбор уральских трав. Но работы этой площадки, выполненные в соавторстве с современными художниками, рождали новые смыслы.

Что за выдуманные орудия труда сделали художники из арт-группы «ЗИП»? Зачем в той комнате женщина метр за метром вяжет многоцветные нити? И почему, чтобы узнать время, нужно спрашивать по рации рецепт травяного чая? Все эти вопросы сбивают с толку и тогда, когда пытаешься сопоставить мрачно чадящие трубы НТМК и легкомысленные цветастые картинки «Валеркино состояние» или «Танцы Стаса».

«Миростроение» - слово, которое использовал Казимир Малевич, один из столпов русского авангарда. Для него оно означало чистоту человеческой творческой жизни. В нижнетагильском проекте «Миростроения» как раз и сделана попытка показать эту жизнь в регионе, где творение чего-то издавна ставилось во главу угла (в черте Нижнего Тагила даже холмы рукотворные - от отвалов). И художественное переживание этого творения дает очень сильный отклик. И снимает вопросы о том, для кого современное искусство. Для нас. Мы его и сделали.

Фото автора

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: