Еда, вода и правила общежития

Дневник горожанина: как быть, если хорошие вещи не вписываются в действующие правила?

9 июля, 17:00, 2017г.    Автор: Дмитрий Колезев

В выходные на легкоатлетическом стадионе «Динамо» в центре города проходит гастрономический фестиваль. Стадион расположен недалеко от набережной, и фестиваль вбирает в себя ее часть, получается хорошо: столики у воды, музыка, красивые люди, вкусные запахи. Однако вход на фестиваль платный (150 рублей), и выходит, что фрагмент набережной оказался закрыт для свободного посещения горожан: если хочешь в этом месте подойти к берегу, то плати за вход на фестиваль. Этим возмутился в Facebook журналист из габреляновского паблика «Типичный Екатеринбург», затем другой журналист напомнил о том, что эти фестивали вечно занимают то парки, то скверы, то еще что-нибудь — и лишают граждан права беспрепятственно их посещать. Сформировалась дискуссия, в которой кажется важным поучаствовать.

Можно обратиться к юридической стороне вопроса, полистать Водный кодекс и другие законы. В Кодексе есть статья 6, где сказано, что двадцатиметровая «полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования», и «Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них». Но я не юрист. Может быть, найдутся другие законы и нормы, и окажется, что на время закрыть доступ для проведения мероприятия все-таки можно. Журналист из первого абзаца обещал обратиться в прокуратуру, там знают законы лучше нашего, разберутся.

Но ведь спор выходит за рамки юридического. В чем-то он перекликается с майской городской дискуссией, когда горожане обсуждали: можно ли так часто перекрывать центр города для проведения забегов и эстафет? Пять тысяч человек бегут, а двадцать тысяч вокруг стоят в пробках — разве это нормально? Нельзя ли бегать где-нибудь в лесопарке? Мамы с колясками гуляют по набережной, почему она перекрыта? Те же бегуны там тренируются — им как быть?

Еще один аспект дискуссии — экономический. Важно уточнить, что плата за вход — основная статья дохода организаторов фестиваля. Себестоимость одного дня проведения фестиваля — около 2 млн рублей (пользуюсь оценкой организаторов другого похожего фестиваля, «Гастронома»). На два дня нужны 4 млн. Ориентировочно около 60% выручки фестиваля — от билетов. Если сделать вход бесплатным, фестиваль просто не сможет существовать.

Поднять цену для предпринимателей-участников невозможно — им придется или сильно повысить цены, или отказаться от работы на фестивале. Привлечение спонсоров помогает мало — крупным федеральным брендам городские фестиваля не очень интересны, а у местных компаний нет денег, чтобы платить по несколько миллионов рублей за участие. То есть платный вход на фестивали — это не сверхдоходы для организаторов, а условие существования фестиваля как такового. И заодно некоторый фильтр, который позволяет не превращать уличный фестиваль в толпу.

Но вернемся к нашей дискуссии. Я люблю городские фестивали и вкусную еду. Считаю, что они чрезвычайно полезны для развития малого бизнеса, гастрономической культуры, фермерских хозяйств. Кроме того, это способ отлично провести время в выходной день. Мое личное, эгоистичное мнение: ради такого мероприятия можно на время ограничить доступ к небольшому участку набережной, и ничего страшного не случится. 150 рублей — не такие уж большие деньги. Не удивлюсь, если вы считаете примерно так же.

Теперь выключим эгоиста и включим гражданина. В это же время прямо напротив, на другой стороне пруда, у Театра драмы, проходит другой фестиваль — «Русская медная компания» устраивает боксерские поединки. Там собирается совсем другая публика, другое настроение, другая атмосфера; говорят, там тоже перекрыт доступ к воде — а к этому вы как относитесь? Если вы не сможете погулять по набережной из-за толпы мужиков в спортивных костюмах, наблюдающих, как другие мужики бьют друг друга на ринге, — вы будете так же спокойны и толерантны?

Если завтра ваш любимый парк займет не хипстерский фестиваль еды, а фестиваль православной культуры, казачий фестиваль, фестиваль партии «Единая Россия» — вы и с этим легко согласитесь? А если парки и набережные превратятся в места проведения корпоративных вечеринок, куда регулярно будет заказан вход простым гражданам?

Казалось бы, очевидный ответ на вопрос: закон не может быть нарушен, даже если нам кажется, что для благого дела можно сделать исключение. Ведь каждый раз, когда мы идем на нарушение закона, даже действуя из лучших убеждений, мы создаем прецедент, который потом может отравить нашу жизнь. Аргумент «но у нас все равно ничего не делается не по закону» — дурной: да, это так, но ничего не изменится, пока мы и сами будем соглашаться с нарушением закона «ради благого дела». То, что нам кажется благим, кому-то кажется вредным, и наоборот. В городе полтора миллиона жителей, у всех свои интересы и взгляды на жизнь, и всем надо как-то уживаться. Единственный способ — установить какие-то общие правила и придерживаться их... Oh, wait, они же есть и называются «законы». Мы можем пытаться их поменять или даже отменить, но пока они существуют, мы должны их придерживаться.

Но в то же время — ко всему, остающемуся в рамках закона, следует относиться максимально терпимо. И сам закон, если он допускает возможность трактовки, следует трактовать в пользу организаторов городских мероприятий. Город прекрасен в своем разнообразии: в нем есть бегуны, едуны, хипстеры, боксеры, казаки, западники, славянофилы, консерваторы, модернисты, православные, мусульмане — и у каждого должны быть возможности для демонстрации и развития того, что называется «идентичность». Каждый из нас должен быть терпим к другим, насколько это возможно. Сегодня ваш праздник, завтра наш. Чтобы интересы разных групп не вступали в болезненные противоречия, помимо законов, существуют механизмы гражданского общества, включая СМИ и социальные сети — они помогают определить баланс, подчас довольно тонкий: два раза в месяц перекрывать город для эстафет можно, а три — это уже как-то чересчур.

А городские власти могли бы подумать о том, что летние фестивали становятся такой важной частью жизни Екатеринбурга, что для них нужны площадки с удобной инфраструктурой. Ведь, повторим в сотый раз, город — это не столько здания и дороги, сколько люди, их общение, их связи, их взаимоотношения. И способствовать развитию городской жизни не менее важно, чем прокладывать трамвайные рельсы и строить школы.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: