Путешествие из Петербурга в Берлин

Певица и композитор Галя Чикис о музыкальных городах, электрофантазиях и минималистичном концерте в Екатеринбурге

21 июня, 00:36, 2017г.    Автор: Дмитрий Лебедев

Галя Чикис - бывшая петербургская, а ныне берлинская певица и композитор, ставшая в начале десятилетия одним из главных героев новой независимой русской музыки: этот статус за ней окончательно закрепили премия Артемия Троицкого «Степной волк» и альбом 2013-го года «Ничего не бойся». Переехав в Берлин несколько лет назад, Чикис органично вписалась в его разношерстную музыкальную среду и продолжила исследовать мир экспериментальной электроники.

Новый альбом музыканта под названием «New Season» выйдет осенью легендарном калифорнийском лейбле Not Not Fun. Сама Чикис называет пластинку «электрофантазией», и вполне понятно, почему: альбом состоит из девяти гипнотических музыкальных зарисовок со свободной структурой, которые одинаково хорошо звучали бы как в тревожной черно-белой драме 1960-х, так и в наушниках пассажира московского метро. Если кто-то уже задумался над саундтреком к грядущей осени, то это именно он - наполненный потусторонними и иногда неуютным звуками и с характерными названиями треков вроде «World of Specters» и «Echo of Rave». В Екатеринбурге Галя Чикис сыграет впервые с 2013 года и обещает привезти свою минималистичную программу.

- Когда мы договаривались об интервью, ты сказала, что встаешь в 7 утра. Редкий берлинец встает в 7 утра!

- Ну, я же не просто артист, а артист, у которого есть семья и много обязанностей помимо музыки: работа, учеба, а не только тусовки. Поэтому приходится вставать в семь утра, делать все дела, помогать собраться дочери в школу.

Я - берлинец, который не сидит в клубах по ночам. Я выхожу на что-то действительно стоящее, либо когда играют друзья или я сама

Несколько раз в месяц хватает. Мне приходится тщательно планировать время, и на музыку время есть только с утра. Потом начинаются разъезды с дочкой по кружкам и так далее, но мне это нравится: сидеть в поезде, смотреть в окно, разговаривать с ней, читать. Это тоже в каком-то смысле вдохновение. Параллельно я работаю в детской школе в Нойкёльне: аккомпанирую на пианино в школьном хоре. У нас много детей беженцев, турецких и арабских детей, обычно мы все вместе поем детские песни на немецком. Они лёгкие и незамысловатые – про то, как хорошо быть тигром или про бал привидений, например.

- В какой момент пришла пора перебираться и почему?

- Я от Питера получила все, и будущего своего там не видела, если быть честной. В последние годы мне было довольно грустно, а когда я приезжала в Берлин, то понимала его. Речь не о походах на Александерплатц или к Рейхстагу. Ты просто приезжаешь в этот город и живешь. Кроме того, Берлин - это город про музыку. В какой-то момент мы рискнули и смогли переехать.

- Каким был переход из питерской музыкальной тусовки в берлинскую? Все-таки там много разных сцен, которые между собой могут особо не пересекаться?

- Это был очень незаметный переход. При этом я не могу сказать, что в Петербурге я находилась в каком-то музыкальном контексте. Я знала людей, но я была вне тусовки, и в какой-то момент стало понятно, что с Питером мы больше друг другу не нужны. В Берлине у нас уже были друзья, плюс здесь люди открытые и готовые общаться, здесь можно очень быстро обрасти толпой знакомых. Так что не было никакой адаптации и ломки: переехала и сразу начала заниматься делом.

- Ладно, тогда непосредственно о музыке. Что за саунд пришел в твою жизнь с переездом?

- Первое время, естественно, техно, потому что в Петербурге на тот момент его не хватало. Здесь техно на поверхности и даже на разных слоях. Одновременно я открыла здесь для себя совершенно новые пласты музыки, которую я никогда не слышала на родине. Эту музыку сложно описать: и диско, и даб, и даунтемпо, и психоделика одновременно с примесью какого-то индуизма.

Это примерно то, что можно услышать на знаменитом фестивале Fusion (Организаторы иногда пишут название кириллицей «Фузион». - Прим. ред.). Когда я объясняю, что такое Fusion, то всегда рассказываю историю о том, как среди 70 тысяч человек мой муж в первый же день потерял кошелек с 200 евро и всеми картами и документами. Мы подошли в Lost & Found, где нас заверили, что через два часа кошелек найдется. Через два часа нам его вернули нетронутым.

Fusion - это такая планета гуманизма, куда сложно попасть, потому что билеты распространяются по принципу лотереи

Потом я стала ездить на небольшие локальные «Фузионы», пропитанные духом коммунизма и социализма. Я дружу с комьюнити, играющим эдакое психоделик-даб-диско, они устраивают локальные опен-эйры и небольшие фестивали. Это приятная волна: даже не стили, а атмосфера. Что-то свободное, местами нездешнее. Но вообще, я как интересовалась, так и интересуюсь совсем разной музыкой. За новыми веяниями в основном слежу на танцполе, когда слушаю хорошего диджея, а не в интернете.

- В таком случае, на что похож твой нынешний материал?

- Мой последний альбом - «Ничего не бойся» - вышел в 2013-м, а новую пластинку осенью выпустит лос-анджелесский лейбл Not Not Fun. Это такая электрофантазия: на нем не столько песни, сколько полотна - с голосом и мелодиями, но без песенной структуры. Планирую этим летом начать записывать песенный альбом, где все будет по минимуму: бас, ритм, голос и немножко синтезаторов. Плюс у меня вышла совместная пластинка с Брайаном Пайлом, он же Ensemble Economique, это будет в рамках проекта Video Salon на NOT NOT FUN rec.

- Как вообще получилось сработаться с Not Not Fun?

- C Not Not Fun вышла хорошая история. Мне всегда нравилось, что они выпускали и кому они дали старт: Prince Rama, Peaking Lights, Marina Minerva и так далее.

Когда я жила в Питере, то концерт за границей или иностранный лейбл казались чем-то с другой планеты

Но потом началась история с Украиной, там я знаю немало талантливых людей, с которыми не хотелось на фоне политики терять связь. Я знала, как эти связи рвутся, и из-за промывания мозгов друзья быстро становятся врагами. Многих музыкантов это, увы, тоже затронуло. Хотелось сделать какое-то высказывание, поэтому я написала своим знакомым талантливым девушкам из России и Украины: Оксане Зморович/Blablarism, Тосилии Чайкиной, Карине Казарян/KP transmission, Fanny Kaplan, Насте Вакуум/Ladan и Ане Кутц/Love Cult.

Мы объединились в сборник музыки «She Knows More Than She Thinks» - это мирное послание без особого политического или феминистского подтекста. Not Not Fun сразу отозвался, я им сразу отослала текст-манифест, обложку и сам сборник. Их поразило, насколько тщательно все уже было сделано, то есть им надо было лишь все взять и издать. За мастеринг отвечал как раз Ensemble Economique, с которым позже мы вместе создали проект Video Salon в Берлине.

Мне нравится, когда такие вещи получаются естественно и на подъеме, а не через какой-то адский труд

- Ты оцениваешь эту работу как часть какой-то поколенческой истории?

- Вряд ли: в России эту компиляцию не особо заметили. Про нее вышло пару абзацев в «Афише», было несколько репостов от пабликов ВКонтакте. Это немного разочаровало: все-таки несколько талантливых российских и украинских композиторов попали на важный зарубежный лейбл, это прорыв, но писали об этом в основном зарубежные СМИ. Так что я бы не ставила сборник в общий контекст русской музыки.

- А себя в целом?

- Ну, я все-таки долго находилась в этом контексте, хотя сейчас после трех лет в Берлине частью русской музыкальной тусовки я себя не ощущаю и не совсем в курсе, что происходит в России. Хотя недавно я играла в Москве с «Наадей» на концерте «Девушки поют». И организатор Степан Казарян провел для меня небольшой ликбез, показал на Youtube новых рэперов вроде Хаски и новых героев русского пост-панка. Благодаря таким людям я немного в курсе происходящего.

- Как ты вообще смотришь на соединение экспериментального андеграунда и более доступной танцевальной электроники? Этого, кажется, везед становится все больше.

- Прекрасно. Когда звезды играют в небольших барах, а DIY-артисты - в «Панорама-баре» Бергхайна, например, и люди не смотрят на статус помещения. У нас в Нойкёльне есть место Loophole – обшарпанный такой, совсем мрачный клубик, но там играют отличные артисты, которые потом ездят по всему миру. С другой стороны, в Берлине так было всегда, и хорошо, что в России перенимают этот опыт.

На петербургском Present Perfect, где я буду играть в этом году, тоже есть DIY-сцена и есть сцена для больших звезд. Что касается Бергхайна, то я никогда особо не стремилась туда попасть. Однажды меня привела туда моя подруга, и после двух часов в очереди меня в грубой форме развернули. Решила больше в Бергхайн не ходить, так как это не моя политика и отношение. Но так вышло, что вскоре на моем концерте оказался промоутер фестиваля Popkultur из Бергхайна, и меня пригласили на нем выступить. Такая вот история.

- Можешь сказать пару слов о своей поэтике? Откуда растут ноги у текстов?

- Для меня ощущения важнее текстов. Сейчас я пересматриваю первый сезон «Твин Пикс» и очень серьезно готовлюсь к третьему сезону - для меня это важно на каком-то подсознательном уровне. Я впервые посмотрела его в 11 лет по телевизору, и он действительно перевернул мою жизнь.

Сейчас я смотрю его на большом экране в хорошем качестве - очень внимательно, иногда останавливаясь и заново прослушивая диалоги

Они не совсем конкретные и ясные, но при этом дают ощущение, от которого либо не можешь заснуть, либо наоборот погружаешься в сон, но оно продолжает резонировать в тебе. Вот именно такие ощущения я и стараюсь резюмировать в текстах.

- Окей, чего ждать в Екатеринбурге в таком случае?

Сейчас могу сказать, что в свое время на концертах в России я была довольно закомплексована , чувствовала, что не до конца понята и принята. В Берлине благодаря местной публике эти комплексы отмелись. Ну и опыт, и возраст, и самоосознание - это влияет на музыку, на перформанс. В Екатеринбурге я сыграю микс из старого материала. Драм-машина, синтезаторы и вокал - всего по минимуму. Последний раз я играла в Екатеринбург в 2013-м, но в этот раз будет совсем другая история.

В Екатеринбурге Галя Чикис не только сыграет концерт на вечеринке ЗНАТЬ в «Мизантропе» 23 июня, в Ночь музыки-2017. Днем раньше в 19:30 промо-бюро «Теснота» проведет открытую встречу с Галей в книжном магазине «Пиотровский», где она расскажет про легендарный лос-анджелесский лейбл Notnotfun, поговорит о пластинках «Ничего не бойся» и «Without Oxygen», а также о прозрачном Санкт-Петербурге и «бедном, но сексуальном» Берлине.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: