Корень народа

Национальные парки США как главная американская идея

7 июня, 18:12, 2017г.    Автор: Татьяна Фомина

В США сегодня действуют более 400 парков и особых культурных зон, объеденных национальной системой парков (NPS). О том, как американцы сохраняют свое природное и культурное наследие и помогают коренному населению развиваться в современных условиях, рассказал екатеринбуржцам в в Ельцин Центре на прошлой неделе профессор-антрополог Джо Уоткинс.

Я принадлежу к Чокто индейскому племени штата Оклахома. В Америке сегодня проживает около 567 племен индейцев. Долгие годы я работал со многими коренными жителями, например, аборигенами Австралии, племенами маори в Малой и Новой Зеландии.

Я убежден, что лучшей национальной идеей, которую придумала Америка, является система национальных парков.

Необходимость создания национальных парков зародилась в Йеллоустоуне в 1872 году, тогда впервые в мире на уровне закона было принято решение о его создании. В Америке сегодня открыто 417 парков, но Йеллоустоун остается самым узнаваемым и крупным.

Еще спустя полвека, в 1916 был принят первый Закон о службе, или системе национальных парков. Одним из отцов-основателей NPS был Стивен Мэзер, благодаря стараниям которого была разработана концепции Службы национальных парков. Миссия этой организации была и остается в сохранении в неискаженном виде природные и культурные ценности национальных парков для будущих поколений страны. В систему включены не только крупные природные объекты, но и небольшие, величиной всего в акр, а также мемориальные комплексы на полях битв и кладбища, заповедники, тропы, многие из них находятся под охраной ЮНЕСКО.

Служба национальных парков Соединенных Штатов следит за объектами, начиная от таких знаменитых парков, как Йеллоустоун и Йосемити, до таких, как Мавзолей президента Гранта

Америка разделена на семь регионов, где действует NPS, в каждом из них есть свой директор, заместитель и довольно большой штат (гиды, проводники, механики, ботаники, геологи). Есть и своя охранная служба – рейнджеров, обеспечивающих безопасности, а также проведение экскурсий.

Как территория получает статус национального парка? Это зависит от многих факторов: насколько это место значимо для всего государства, важности и редкости ресурсов, находящихся на территории, есть ли там выдающиеся культурные памятники. Для создания каждого парка принимается свой собственный закон. От местных жителей также часто влияет будет ли на их территории создан национальный парк.

Ежегодно на развитие и поддержание NPS из бюджета конгресса выделяется ресурсы, из которых каждый парк рассчитывает свой бюджет. Так, например, в 2016 году бюджет, выделявшийся на национальные парки, составил 2,8 миллиарда долларов. Еще 473 миллиона долларов заработала сама по себе система парков, некоторые из них берут плату за вход и предлагают другие услуги, которые помогают им себя обеспечивать.

Поскольку парки - подведомственные организации и не статические вещи, мы стараемся разрабатывать планы по их устойчивому развитию. А еще мы контактируем с местным населением, тем сообществом, «которые живут прямо у ворот парка», ради сохранения их идентичности.

Поскольку национальные парки оказались замечательной идеей, каждый год число посетителей увеличивается: в 2016 году наши парки посетили более 325 миллионов человек. В такие крупные парки, как Гран Каньон, ежегодно приходят более 5,5 миллионов посетителей.

Кроме плюсов такой популярности есть и обратная сторона. Серьезную проблему представляет собой необходимость урегулировать то воздействие, которое может оказывать такое огромное количество людей на национальные парки. Кроме того, еще одна из проблем, с которой нас постоянно приходится сталкиваться – это поиск баланса, сохранения животных и растительные виды и безопасности туристов от дикой природы.

У нас были истории, когда посетители пытались забрать домой бизона, и приходилось потом эвакуировать таких нерадивых туристов на вертолёте

В мире есть масса мест, сохраняющих мировое историческое и культурное наследия. Например, на острове Гавайи есть постоянно растущий национальный парк лавы, который только за последние двадцать лет он прибавил к своей территории более 200 гектар. Есть более мирные традиционные общины. В Новой Зеландии, местечке Рота-Рулла, сохранилось поселение Маори, это сердце их традиционной культуры. В деревне туристы могут посмотреть на жизнь, какой она была в XIX веке, как в термальных источниках готовится пища, а также поговорить с местными художниками и ремесленниками. Здесь же находится институт искусств и ремесла Маори, где преподают традиционные ремесла Маори: резьба по кости и по дереву.

Много памятников ЮНЕСКО есть в Австралии. К примеру, скальное формирование прямо в центре Великой пустыни. А во всемирно известном парке Какаду племена проводят экскурсии для туристов к уникальным наскальным рисункам. На скалах есть изображения матери-прародительницы: в своих мешочках она несет детей, которые стали прародителями всего живого. Согласно легенде местных аборигенов, когда она шла по Земле, все эти прародители выскакивали из мешков, и там обосновывали свое место жительства.

Я считаю, что наше культурное наследие должно быть живой, меняющейся, приспосабливающейся структурой. Иначе оно станет сухим чучелом, стоящим в музее

Служба национальных парков Соединенных Штатов постоянно работает над тем, чтобы устанавливать отношения с представителями общин на территории страны.

Например, мы сотрудничаем с племенем Пуэбло в штате Нью-Мексико. Жители Пуэбло рады приезжим туристам, они готовы знакомить их со своей культурой, но при этом они трепетно хранят свои традиции и «держат границы». Для местного населения общение с туристами имеет две стороны: они обретают чувство гордости за свою культуру, но иногда присутствие посторонних приводит к ухудшению морали, возрастает доступ к наркотикам, алкоголю. Сообщество может потерять ощущение своего закрытого пространства.

Миссия службы национальных парков заключает партнерские отношения с парками других стран, в настоящий момент мы заключено более полутора десятка соглашений с партнерами: Чили, Японией, Китаем и другими. С Россией у нас нет таких соглашений, они должны достигаться на высшем уровне, но в будущем, надеюсь, они появятся. Для всех желающих лучше узнать систему национальных парков, есть возможность поработать по программе VIP (волонтеры парка). Эта программа открыта не только для граждан США, но и жителей других стран. Подробную информацию можно найти на официальном сайте.

Джо Уоткинс - главный специалист по культурной антропологии и связям с коренными народностями Службы национальных парков США, представитель нации Чокто Оклахомы. Получил степень доктора философии по антропологии в Южном методистском университете, был директором программы изучения коренных индейских народов в университете Оклахомы в 2007-2013 и профессором антропологии в университете Нью Мексико в 2003-2007. Доктор Уоткинс посвятил изучению антропологии 45 лет и опубликовал более 100 статей и научных работ по этической практике антропологии и связи антропологии с ушедшими коренными народами и общинами.

Среди его книг: «Археология коренных народов: духовные ценности американских индейцев и научная практика» (2000), «Возвращение культурного наследия: возвращение и священные места» (2005) и «Руководство для антрополога-выпускника университета: от школы к карьере» (2011, совместно с Кэрол Эллик).

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: