«Новая грамотность» на секретном заводе

Смотрим на площадку основного проекта Уральской индустриальное биеннале современного искусства

19 мая, 00:31, 2017г.    Автор: Вячеслав Солдатов

Четвертая Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдет с 14 сентября по 12 ноября на территории Свердловской, Челябинской и Тюменской областей. А основной проект биеннале откроется в самом центре Екатеринбурга на территории Приборостроительного завода. На этой неделе пространство будущих выставок, которое через несколько месяцев обещает быть одним из главных мест городской культурной программы, представили сотрудники Уральского филиала ГЦСИ и партнеры биеннале.

Никак не догадаешься, что у набережной Исети, за фасадом строгого здания классических пропорций на Горького, 17 скрывается настоящий завод. И тем более неожиданно узнать, что история его тянется аж с конца 18 века. Вначале это была мастерская оптических, физических и математических приборов в Москве, которая к концу 19 века стала крупнейшим в России производителем приборов, а в 1900 году получила Гран-при Парижской выставки.

В советское время фабрику национализировали и организовали Государственный завод экспериментальных и измерительных приборов «Метрон». В годы войны завод был эвакуирован в Свердловск, где и началась его уральская история.

Удивления добавляет и то, что московский завод эвакуировали в краснокирпичное здание на Горького, 17, первоначально предназначавшееся для библиотеки им. Белинского. Вообще, по плану эта часть набережной должна была стать центром чтения для свердловчан, где была бы и библиотека, и целый читательский сад вокруг нее.

Война все поменяла, и теперь завод (кстати, секретный) строил новые цеха, бараки для рабочих и производственные помещения. Так в 1960-х годах ближе к набережной, вдоль Первомайской и Почтового переулка было построено новое здание в неоклассическом стиле, скрывшее от глаз «несостоявшуюся» Белинку. До «перестройки» здесь продолжали выпускать авиационные и космические приборы, а потом и гражданскую продукцию, например, аппараты искусственной вентиляции легких.

В 2014 году Уральский приборостроительный завод начал перенос мощностей в Арамиль, и теперь территорию завода ожидает реновация в рамках девелоперского проекта, которой занимается компания Prinzip.

Такое долгое вступление к презентации площадки основного проекта Уральской биеннале необходимо, чтобы понять весь масштаб и уровень проекта в этом году. Теперь это не помещения типографии «Уральский рабочий» или ячейки конструктивистской гостиницы «Исеть» (заводские площадки прошлых биеннале были отданы под спецпроекты). В 2017 году современные художники зайдут на исконную уральскую территорию: завод, да еще и полувоенный.

«В Екатеринбурге будет лучше, чем в Венеции», говорит Татьяна Ярошевская, глава управления культуры мэрии Екатеринбурга, подчеркивая международный статус Уральской биеннале.

Биеннале этого года, озаглавленное темой «Новая грамотность», будет курировать португалец Жоан Рибас, заместитель директора и главный куратор музея современного искусства Серралвеш в городе Порту, Португалия. Ранее он работал куратором Центра визуальных искусств List в Массачусетском техническом институте (2009-2013) и Центра рисунков в Нью-Йорке (2007-2009).

«Новая грамотность» посвящена труду и досугу недалекого будущего. Она предвосхищает изменения, которые в ближайшее время произойдут в общественной, экономической, культурной сферах и знаменует четвертую индустриальную революцию, которую сейчас переживает планета»

На территории Приборостроительного завода развернется программа Арт-резиденций биеннале: под нее выделены комнаты второго этажа завода. Сейчас там идет уборка и подготовка помещений и коммуникаций под нужды художников.

Даже хлам, наваленный на полу бывшего завода, выглядит так, будто над ним уже начали работу художники. И правда: во время прохода по помещениям Алиса Прудникова предупреждает, чтобы все вещи, даже выглядящие совершенным мусором, оставались на своих местах.

Кстати, уже известно, какие уральские авторы станут участниками новой биеннале. Ими станут художники Александр Баженов (Екатеринбург), Людмила Калиниченко (Екатеринбург) и Алексей Щигалев (Пермь), фотографы Сергей Потеряев (Екатеринбург) и Федор Телков (Екатеринбург), а также нижнетагильская арт-группа ЖКП и объединение «Куда бегут собаки».

Они будут работать не только в резиденциях, но и на спецпроектах биеннале. А кураторская выставка, которую сделает Жоан Рибас, разместится на 4 этаже завода, как раз над арт-резиденциями. Это большое пространство, которое насытят видео, объектами, текстовыми работами, чтобы сформировать манифест «Новой грамотности».

«Биеннале нужно, чтобы создавать новые перспективы на город. Здесь это воплощается конкретно - в новом виде на Екатеринбург и набережную Исети черз окна завода», - сказала комиссар биеннале Алиса Прудникова. Осенью 2016 года этот вид вполне может стать хитом Инстаграма. И можно поспорить, что большинство горожан отсюда Екатеринбург не видело.

В помещениях Приборостроительного завода есть пространства, которые пока никак не приспособлены под биеннальные проекты. Возможно, там разместятся выставки, посвященные истории самого завода, устной истории работавших здесь людей.

Нетронутыми на время биеннале здесь обещают оставить пространство столовой: там сохранился настоящий буфетный прилавок с витриной и весами.

По мнению Геннадия Черных, директора компании Prinzip, здавние завода идеально подходит для выставочного проекта. «Здесь высокие потолки и множество помещений для инсталляций. Интересно, как работы современных художников будут выглядеть в бывших производственных цехах, конструкторских бюро, помещениях для отдыха», - сказал он. Кстати, после биеннале здесь планируется строительство жилого комплекса.

Внутренний двор завода планируется отдать под уличные активности: на воздухе будут проводить лекции, перформансы, танцевальные программы и вечеринки. Возможно, что там на время выставочного проекта заработают небольшие кафе и киоски с уличной едой.

Что касается того самого здания библиотеки Белинского, скрытого за корпусами завода, то внутри него никаких выставок и других активностей происходить не будет. Раньше внутри него размещалось опасное химическое производство, поэтому визуально эффектный кирпичный корпус с колоннами и вентиляционными трубами станет разве что натурой для фото посетителей биеннале.

Первое мероприятие площадки основного проекта Уральской биеннале состоится в рамках «Ночи музеев» в субботу, 20 мая. Новое выставочное пространство презентуют горожанам при помощи световых проекций, dj-сета Александра Темникова, а также перформанса танцевального проекта Zonk'a. Его участники с помощью GoPro камер помогут зрителям заглянуть внутрь здания. Начало в 21:30.

Фото автора

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: