«Молодость и наглость больше не работают»

Екатерина Жиделёва о том, почему Екатеринбург охватил образовательный бум и когда она сама «подсела» на курсы для предпринимателей

16 мая, 16:45, 2017г.    Автор: IMC

Автор и организатор фестивалей SandarinaMarket, «Гастроном», «Ярмарка Фест» и директор event-агентства DreamTeam Екатерина Жиделёва внезапно для самой себя из руководителя перспективного стартап-проекта превратилась в желанного спикера на тусовках для начинающих предпринимателей. Однако даже статус лектора и организатора собственной школы для стартапов не дает расслабиться. Мы решили поговорить о том, почему руководитель и без того успешного бизнеса пачками закупает деловую литературу, скачивает вебинары и записывается на курсы.

Катя, сейчас ты опытный event-менеджер, автор лекций по продвижению в инстаграм и руководитель успешного агентства по созданию мероприятий. А 9 лет назад, когда открывался ваш первый с Машей Швецовой бизнес, вы думали о том, как его правильно построить?

- Это сейчас я читаю книги, смотрю вебинары, учусь на каких-то курсах. А тогда вообще было параллельно на все это. Это был 2008 год, мы только выпустились из вуза, придумали, что хотим открыть магазин редких вещей «Дефицит» - пошли открыли ИП. Не сильно разбирались даже в том, чем ИП от ООО отличается, не говоря уж о ритейле. Мне кажется, все это получило развитие только за счет молодости и веры в свои силы. Когда ты по-хорошему наглый, ты просто не паришься. Получилось - круто, нет - идешь и делаешь что-то другое.

«Дефицит» был очень искренним. Я сейчас читаю книжки по клиентскому сервису и понимаю, что половина всего, о чем в них пишется, было реализовано у нас.

Никто нас этому не учил, мы просто делали то, что нам казалось правильным и естественным. Например, пришел человек с тяжелыми сумками. Если голову включить, очевидно же, что с такой ношей он ничего не купит. Мы предлагали людям поставить сумки и пакеты к нам за стойку, чтобы их содержимое осталось в безопасности, а человек получил возможность спокойно побродить по магазину и что-то выбрать. А ведь если ты придешь в Zara или в любой другой масс-маркет, никто не позаботится о том, что тебе тяжело, и ты сейчас ничего не купишь.

Или, к примеру, когда мы стали нанимать продавцов, прописали для них подробную инструкцию, как общаться с клиентами, как здороваться, как рассказывать о магазине и о том, что в нем есть, как вести себя, если человек запыхался, если он звонит и просит подождать полчаса после закрытия и много-много чего еще.

Мы делали многие вещи по наитию, а сейчас, оказывается, это международный стандарт, скрипты и все такое.

Помнишь тот момент, когда взяла в руки первую бизнес-книгу или сказала себе: «Ну, хватит, пора вести дела по уму»?

- Самое смешное, что это были два разных момента. У меня была книжка «Прибыльный магазин». Я ее купила спустя год-полтора после открытия магазина с мыслью, мол, надо посмотреть, что умные люди пишут. Но ничего толкового в ней не нашла: читала и офигевала от количества орфографических ошибок. Потом как-то купила книгу «Бизнес по-еврейски» - в надежде на то, что уж евреи-то точно знают, как вести дела. Но и этот эксперимент тоже закончился неудачей: книжку я даже не дочитала. Сейчас у меня на полке на кухне стоят книги, которые я хочу прочитать. Я посчитала - их четырнадцать. Только две из них по воспитанию детей, а все остальные по бизнесу. Ни одной художественной книги в этом списке литературы нет.

Несмотря на неудачный опыт, ты не разочаровалась ни в деловой литературе, ни в курсах?

- В какой-то момент мы поняли, что нашему бизнесу нужно развитие, и без «волшебного пенделя» извне этого развития не получится. Я участвовала в программе для молодых предпринимателей от Свердловского областного фонда поддержки предпринимателей, училась в бизнес-школе УрФУ. В обоих случаях делала это в надежде на грант, который в конечном итоге так не выиграла. Но поняла, что и бизнес-курсы могут быть полезными.

Осознанное понимание в необходимости знаний пришло не так давно, всего года два назад. И то потому, что начался какой-то бум на образование: все всему учат - от окрашивания бровей до продвижения в соцсетях. Я, например, подсела на вебинары и бизнес-курсы из-за инстаграма. Меня всегда интересовал маркетинг в соцсетях, долгое время я все делала интуитивно, изредка почитывая блоги. Но в определенный момент поняла, что знаний и навыков не хватает. Записалась в «Инсташколу» и втянулась.

Сейчас очень остро встал вопрос об управлении кадрами и делегировании. Дело в декрете: когда ты физически не можешь быть руководителем 24 часа в сутки, приходится учиться управлять персоналом. Мы очень долго жили с мыслью: хочешь сделать хорошо - сделай сам.

Мы с Машей - совладелицей магазина, а затем и агентства - занимались всем: от переговоров с ключевыми клиентами до люверсов на баннере. Теперь пришло понимание, что это неправильно, а как правильно - пока не очень ясно.

Как раз в этот момент я наткнулась на «Бизнес класс» от Google и Сбербанка. Мельком пробежалась по программе и решила ввязаться в полугодовое обучение. Понравилось, что были предусмотрены две разные траектории обучения: для начинающих и для тех, кто уже работает в реальном бизнесе. Кроме того, обнадеживала мысль, что курс бесплатный и в любой момент можно отказаться. Помню, Маша мне тогда сказала: «Жиделёва, ты опять какой-то фигней маешься. Пора бы уже работать, а не учиться!».

И что в итоге?

А в итоге я добрую половину подруг подсадила на эти видеоуроки. Теперь на встречах с подружками смеемся, когда вместо шмоток и мужиков обсуждаем книжки и вебинары.

Если честно, изначально у меня был очень скептический настрой. Представьте себе: обучение комплексное, в нем заявлено много блоков. Открываешь какую-нибудь важную и глобальную тему - бизнес-моделирование или управление персоналом, например, а весь урок - это ролик на 5-7 минут. Да за это время только «Здравствуйте» и можно сказать.

Оказалось, я была не права: опытные и толковые спикеры выжимали самую суть и вкладывали их в эти короткие ролики. Я ловила себя на мысли, что эти 5 минут я реально внимательно смотрю и слушаю, не успеваю зайти в Instagram или залипнуть в FB. В каждом видео я не только слушала то, что говорят преподаватели, но и то, как они это делают. Мне, болтушке по натуре, такое умение четко и коротко формулировать мысли очень важно. Потому что сейчас как бывает? Ребенок кричит, каша на плите кипит, пол не мыт, телефон разрывается, а тебе надо срочно за три минуты поставить сотруднику мегазадачу и объяснить, как ее выполнить.

Помните ту поговорку из демотиватора, гуляющего по сети, про то, что делать мероприятия - это как кататься на велосипеде, который горит, и ты горишь, и все горит, и ты в аду? Так вот, иногда мне кажется, что это очень мягко сказано.

Вы сами как-то очень быстро из стартаперов превратились в спикеров на мероприятиях для стартаперов.

Это вышло случайно. Я отучилась в «Инсташколе», потом по этой же теме занималась еще у нескольких преподавателей и в конечном итоге выработала какой-то свой подход. Знаний появилось много и ими захотелось поделиться - вот и читаю лекции по инстаграму.

У вас есть и более масштабный курс для стартапов. Почему вы его запустили? Мода такая?

Нет, не просто потому что модно, а потому что потребность есть. Так было с нашим бизнесом изначально. «Дефицит» мы придумали и открыли, потому что нам нравилось делать классные подарки, а покупать их было негде. Потом нам захотелось продвинуть свой магазин и сделать классный летний фестиваль. Но все, что тогда проводилось, это формат «рок-музыка - пиво рекой - шашлыки - и все такое». И мы придумали «Ярмарку дефицита».

От «Ярмарки» пришло понимание, что в городе много дизайнеров, которые готовы выставлять свои вещи, но лето короткое, да и с погодой на Урале не всегда везет. Так мы пришли к формату SundayUp, но поначалу побоялись делать все сами и взяли франшизу. Спустя несколько лет отказались от нее и запустили Sandarinamarket.

Там мы увидели, что стало расти количество людей, которые делают классную еду. При всем желании мы уже не могли их всех уместить на дизайнерском маркете. Так появился «Гастроном».

Sandarinaschool тоже вышла из собственных потребностей. Мы с дизайнерами работаем давно и видим, насколько они не подкованы в бизнесе. Вот человек делает классные шапки, например. Чтобы сфотографировать, надевает шапку на манекен - окей. Ставит манекен на гладильную доску - ну, окей, это не смертельно. Но нет! В итоге в кадр попадает и доска не первой свежести, и диван, и розетки, и спящий сосед по комнате. Люди не умеют продвигать себя и свой товар. И что самое страшное - боятся вообще начинать вести свой бизнес.

Они сидят на попе ровно, даже юрлицо не откроют, и ждут, что в Forbes попадут просто так.

Осознав это, мы сделали SandarinaSchool - специальные бизнес-курсы для дизайнеров. На первом занятии мы попросили участников: дизайнеры, поднимите руки. Что бы вы думали? Их оказалось единицы! Так мы поняли, что создание и продвижение своего дела - это очень востребованная тема, и затем сделали отдельный курс для стартаперов.

И тут, внимание, вопрос. Зачем учиться вести бизнес, если вы сами этому учите?

Думаешь, вылазка к конкурентам? Ну, нет. Со Сбербанком и Google мы не конкуренты (смеется). «Бизнес класс» — четко выстроенная программа для всех, в которой есть и онлайн-курсы, и очные семинары с участием экспертов. У нас - длительные занятия в оффлайне, ориентированные прежде всего на творческий бизнес. И отвечаю на вопрос «зачем?». Учим потому, что за девять лет у нас появились знания и опыт в том, как творческие люди могут зарабатывать на своем хобби. А учимся сами, потому что в своем бизнесе достигли планку, которую без знаний извне уже не получается перепрыгнуть. Одни лишь молодость и наглость уже не работают, нужно менять подход.

Реклама

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: