Рождение горожанина

Как объединить любовь, политику и науку в отдельно взятой выставке

22 марта, 21:02, 2017г.    Автор: Александра Намятова

Экспозиция «Рождение горожанина», открытая в феврале в музее истории города, представила свой скрупулезный рассказ об истории деторождения в Уральском научно-исследовательском институте охраны материнства и младенчества. А само здание НИИ ОММ, признанное памятником архитектуры, стало главным героем выставки. Автор IMC сходил на нее, встретился с кураторами Игорем Янковым и Людмилой Старостовой и поговорил о новом проекте, важности просветительских лекции и, конечно, конструктивизме.

Между подвешенными к потолку агитационными плакатами стоят прозрачные «колпаки» с фотографиями и книгами внутри. На плакатах – вся история НИИ, начиная с родильного дома конца 19 века и повивально-гинекологического института времен Первой мировой войны до полноценного медицинского комплекса советских лет. О значимости учреждения говорят цифры: только за годы Великой Отечественной войны в его стенах родилось около 19-ти тысяч детей.

- При создании экспозиции вы больше ориентировались на рассказ об истории института или на что-то еще?

Людмила Старостова: Цель выставки – не просто рассказать об истории НИИ ОММ, но и раскрыть связи, соединяющие между собой развитие технологий родовспоможения, политику в отношении семьи и регулирования рождаемости и семейные практики, связанные с уходом за младенцами. Но есть и не менее важные цели. К примеру, заставить посетителей посмотреть на привычные им вещи по-новому.

- А на что в первую очередь обратили внимание при взгляде на здание НИИ ОММ?

Л.С.: Яркость памятников архитектуры конструктивизма проявляется не в столько во внешнем облике зданий, сколько в том, насколько оригинальны были социальная и пространственно-планировочная идеи проекта и последующая история архитектурного комплекса. Архитекторы Голубев и Кац, проектировавшие нынешнее здание НИИ ОММ, учитывали многопрофильность деятельности института. Это ведь и роддом, и научно-исследовательский институт, и учреждение, в котором проходили подготовку и повышение квалификации врачи, акушерки и медсестры. Сложность здания в плане отражает функциональный подход к проектированию рабочего пространства. Наиболее яркими его элементами которого стали родовой зал высотой 7,4 метра и накрытый куполом зал Ученого совета. Последующая история здания отражает собой глубокую связь между эволюцией функций института и проектируемым пространством.

- Давайте вернемся к нашей сегодняшней выставке. Какое лично у вас к ней отношение?

Л.С.: При работе над ней мы (Лариса Пискунова, я, Игорь Янков и наши дизайнеры Дмитрий Мухаметов с Любовью Дегтевой) сделали для себя ряд открытий. Изначально выставка посвящалась исключительно об истории НИИ и его значении в историческом бэкграунде города. Но, собрав материал про институт, мы поняли, что понять его значимость без контекста истории нашей страны невозможно.

НИИ ОММ - это всегда нахождение на передовой линии, это постоянный поиск, раздвигание границ. Он по-своему олицетворяет дух города.

Мы провели много бесед с сотрудниками института и были поражены устойчивостью ценностей, глубокой профессиональной эрудицией наших информантов. Признаюсь - я люблю эту выставку. Начиная «путешествие» по выставке с вопросов политики, мы заканчиваем любовью к детям и акцентируем внимание на том, что рождение нового человека - непреходящая ценность.

- Какие городские объекты Вы можете посоветовать для «знакомства» с конструктивизмом?

Л.С.: Кроме Городка чекистов могу назвать дом, созданный мастерской Моисея Гинзбурга на Малышева, 21. Отличительная особенность – уникальная внутренняя планировка ячеек, отсылающая к Дому Наркомфина в Москве. Можно упомянуть комплекс городка юстиции в начале улицы Малышева, где вы можете найти и потрясающий дом-улитку, и выразительное здание самого дома юстиции с полуцилиндрическим акцентом фасада. Обратите внимание на сложную систему социальных связей в комплексе зданий, построенных вокруг территории городской тюрьмы. Безусловно, один из памятников конструктивизма - уникальнейший комплекс Динамо на берегу городского пруда. Он замечателен как самим архитектурным проектом, так и тем, что вместе со стрелкой пруда формирует одну из красивейших панорам нашего города.

- Вы участвовали в круглом столе комитета городского пруда, на котором обсуждался вопрос о строительстве храма Святой Екатерины рядом с Динамо. Как продвигаются дела в комитете сейчас?

Игорь Янков: Некоторое время в комитете было затишье. Шли разговоры о том, что нужно делать, были какие то планы, но в итоге мы решили ждать тепла. Сейчас стало понятно, что на пруду ведутся работы, думаю, реакция не заставит себя ждать. Акция «Обними пруд!» показала, что горожане не остаются равнодушными к городскому пространству и еще будут выступать в защиту своих интересов, своего видения общественных пространства.

Этот хоровод был маркером, обозначающим, что позиция становится видимой.

- Прошлым летом вы принимали участие в просветительском проекте «Бажов-феста», проводящем экскурсии по «местам силы» конструктивизма в городе. Нужны ли подобные образовательные акции городу?

Л.С.: Я считаю, что просветительская деятельность - это один из самых эффективных путей знакомства горожан с культурным наследием. Сейчас интерес горожан к экскурсионным маршрутам на тему конструктивизма заметно выше. Молодое поколение стало осведомленнее об отдельных объектах архитектурного авангарда в нашем городе. Но, к сожалению, чаще всего эти объекты находятся в плачевном состоянии – тот же Городок чекистов настойчиво просит ремонта. И это положение визуально как бы стирает данные объекты в городской оптике, делает их бледнее, чем они есть. Кроме того, в основе самой идеологии конструктивизма лежит равнодушие к декору в пользу функциональности.

Тем не менее, аскетичная, лаконичная, геометрическая архитектура конструктивизма не лишена эстетики. Красота здесь создается манипулированием объемами - кубами, параллелепипедами и цилиндрами. А знание социальной истории этих зданий, того влияния, которое архитектурная матрица оказывала на повседневные практики горожан, еще больше подстегивает интерес к этой архитектуре.

- Какими вы хотите видеть объекты конструктивистского наследия Екатеринбурга?

Л.С.: Ухоженными, а очереди к ним и в них – максимально длинными.

- Что в планах вашей исследовательской группы?

Л.С., И.Я.: Недавно в Центре фотографии «Март» открылась выставка, посвященная истории городского пруда, в создании которой мы принимали участие. А сейчас наша группа, работавшая над «Рождением горожанина», готовит выставочный проект по конструктивизму совместно с пермскими партнерами.

Напомним, выставка «Рождение горожанина» работает в музее истории Екатеринбурга на Карла Либкнехта, 26. Узнать подробности можно на сайте музея.

Фото: Дмитрий Протасевич, Вячеслав Солдатов

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: