«У жителей Екатеринбурга есть свое мнение и желание что-то делать»

Люди в городе: Арина Охлопкова, режиссер

13 марта, 16:50, 2017г.    Автор: IMC

Арина Охлопкова приехала в Екатеринбург из Санкт-Петербурга, навестить родителей. И осталась жить на Урале. Теперь она работает режиссером на телеканале АТН, снимает рекламные фильмы для заказчиков и лирические ролики — для души. Героем последнего видео стал свердловский губернатор Евгений Куйвашев, читающий стихотворение Булата Окуджавы. Арина Охлопкова рассказала It’sMyCity о жизни в Екатеринбурге, архитектурном безумии, нечищеных тротуарах и талантливых людях.

В Екатеринбург я приехала год назад, в феврале 2016 года. До этого восемь лет жила в Санкт-Петербурге, работала на телеканале Russian Travel Guide. По-простому говоря, это «русский Discovery». Мы делали фильмы о людях, природе, путешествиях, там не было ни политики, ни рекламы. Работа очень интересная: ходили на ледоколах, путешествовали по маякам, рассказывали о культуре и истории России. Но через какое-то время мне стало казаться, что я все три года снимаю один и тот же фильм: формат довольно строгий, и за его рамки не выйдешь. Затем какое-то время я работала на музыкальном телеканале в том же холдинге Bridge TV, с нуля делала программу «Star time» о днях рождения звезд. В начале интересно было чувствовать себя «первопроходцем», но творческой реализации эта работа не сулила, и через год я уволилась.

После Питера у меня был период путешествий. Недолгий, но продуктивный. Иногда полезно вырывать себя из привычной среды. Был 2015-й год, пик известных событий в Украине. В то время я изучала генеалогию нашей семьи и оставалось «докопать» линию дедушки, которая уходила в ту сторону. Было понятно, что надо ехать, думалось, вдруг, это последний шанс побывать в Украине? Поездка была как кино. И родовую деревню увидели, и с «Правым сектором» познакомились, когда застряли в песке в лесу, а они нас на грузовике, «москаликов», вытянули. Да, и такое бывает. Люди людьми, а политика — политикой. Затем отправилась в Грузию, а после — в Екатеринбург, навестить родителей. Да так тут и осталась.

Мы очень дружны с родителями. Я уехала от них в 17 лет, учиться в Санкт-Петербург, и вот, решила, что пришло время снова побыть рядом с ними. Я выросла, и настало время что-то отдать отцу и маме.

Мой отец — мой друг и мой учитель. Он учит меня самому главному — любить людей. Хотя представляете, каких людей перевидал прокурор за 35 лет работы. Сейчас он работает прокурором Свердловской области. Но моя работа к нему отношения не имеет.

Первое впечатление от города было невообразимое. Был конец зимы, ужасно холодно. Но меня поразил даже не климат, а вид города. В Санкт-Петербурге, например, весь центр города «под линейку». Там есть высотный регламент: ни одно здание не может быть выше 23,5 метров, это высота Эрмитажа. Есть единство архитектуры — северный модерн. А здесь картинка «взрывает мозг». Я сначала не понимала, как могут стоять рядом такие разные стили: мещанский особняк, рядом киоск, за ним высотка, а потом жилой дом в стиле конструктивизма. Казалось: «Куда смотрят градостроители?». А потом перестала это замечать, привыкла.

Я устроилась на телеканал АТН креативным режиссером, помогала сделать на базе телеканала «продакшн». Мы с командой АТН стали снимать рекламные фильмы. Например, фильм о видеонаблюдении для «Академического» — постарались сделать так, чтобы его было интересно смотреть даже тем, кто про этот район ничего и не слышал. Провели эксперимент — отправили ведущего в один из дворов, средь бела дня изображать автомобильного вора. Он в черной парке и капюшоне крутился вокруг машин, дергал ручки, пробовал снять покрышки. А мы снимали его скрытой камерой и засекали время, как скоро его обнаружат диспетчеры видеоцентра и обезвредят местные охранники.

Или фильм для «Уралвагонзавода» к 80-летию предприятия. Он был не столько о предприятии, сколько про любопытный театральный эксперимент. Они решили отметить юбилей необычно: провели в Нижнем Тагиле фестиваль «Дни Булата Окуджавы». Тогда, кстати, я впервые побывала в Тагиле и обнаружила, что тот самый «Таги-и-ил» — это город, в котором есть глубокие и очень тонкие люди.

Конечно, работа на региональном телеканале отличается от работы на федеральном. Но мне кажется, что не место делает человека, а человек — место. Здесь есть люди, которые готовы трудится не только ради зарплаты пятнадцатого числа, а для того, чтобы создать что-то действительно живое, интересное, для окружающих, а не только ради себя. Не все стремятся отсюда перетечь «поближе к центру». Здесь есть люди осознанные, понимающие: «если мне в этом месте, в этом городе что-то не нравится, если я знаю, что можно сделать его лучше, — в моих силах изменить это». Екатеринбург в этом смысле совершенно уникальное место, особое пространство. Он далеко от Москвы и Питера, тут сложился свой творческий микроклимат, у людей есть свое мнение, мироощущение, есть даже какой-то особый «дух свободы». Наверное, недаром легендарный рок-клуб зародился именно здесь.

Проект «Стихи на АТН» — некоммерческий. Идея появилась после нашего знакомства с Сашей Гагариным («Сансара»). Я увидела у Саши в Facebook ролик, где он читает стихи. Мне понравилась его манера, похожая чем-то на молодого Вознесенского. Первый стих так и взяли, — Вознесенского, «Тишины». В нем Саша сидит в библиотеке (магазин «Пиотровский» в Ельцин Центре) и размышляет о том, как тишины хочется, а вокруг все шумит и грохочет (музыка прекрасного питерского композитора Сергея Курехина). Тем временем его двойник за спиной бродит, книги перебирает, декламирует. Потом сняли вторую часть с ним же, бродили по трамвайным путям на площади 1905 года, рассказывали «где живет Бог» строчками Бродского. Третий ролик сняли с Владимиром Шахриным, солистом группы«Чайф».

Володя Шахрин очень артистичен в чтении стихов, современен и открыт к экспериментам. Хулиганская немножко вышла работа, веселая, румяная, (дело было в минус тридцать, в канун Нового года). Шахрин в шапке-ушанке с лопатой снег разгребал, во дворе на улице Ленина, и читал Хармса «Дворник-дед мороз». Все это на фоне самобытных рисунков Старика Букашкина. Добрый был персонаж. Ему и посвятили работу.

Третьим героем стал губернатор Евгений Куйвашев. Идея проекта как раз в том, что стихи объединяют всех. Все любят поэзию — независимо от ранга и должности. Стихи может читать и шахтер, и учитель, и губернатор. Со стороны Евгения Владимировича участие в проекте было смелым шагом. Никаких двойных смыслов в этом ролике нет: просто хотелось показать губернатора как обычного человека, одного из жителей города.

В начале этого ролика мы видим город, снятый с коптера. В режиссуре это называется «ракурс Бога». Такое ощущение, что коптер летает и «слушает» город, прислушивается. Он слышит звук настройки радио, потом обрывок песни о маме Саши Гагарина, потом песнопения в Храме-на-Крови, затем песню «Чайфа» — все это привязки к Екатеринбургу. Пролетая над резиденцией губернатора, мы встречаем интересного героя и укрупняем план. Дальше вы знаете.

У меня появились друзья и любимые места в Екатеринбурге. Здесь много необычных людей. Один мой друг преподает тай цзи, другая подруга — спортивный тренер и стихи пишет. Люблю местные кофейни: Tesla Coffee, например, или «Папа Карло». Думаю, в ближайшее время буду жить в Екатеринбурге — мне кажется, тут будут происходить интересные вещи.

Фото из архива Арины Охлопковой.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: