Екатеринбург: зимняя версия

Как сделать город удобным для жизни в холодное время года

28 февраля, 18:57, 2017г.    Автор: IMC

Зима уходит из города: в этом году мы видели и морозы, и снегопады, и метели. Популярная фраза «вот и зиму пережили», появившаяся с первыми нулевыми температурами, поставила вопрос о том, как перестать считать зиму стихийным бедствием. В рамках проекта «Горизонты города» IMC выясняет, можно ли «переформатировать» город, адаптировать его к зиме. Этот сезон должен стать не временем преодоления трудностей, а временем полноценной жизни горожан.

БОЛЬШЕ ТЕПЛА

Низкие температуры вынуждают людей меньше времени проводить на улицах. Но совсем не выходить на улицу невозможно. Арсенал инфраструктурных средств, помогающих горожанину спастись от мороза в пути, довольно широк. Это и обогреваемые остановки общественного транспорта, где можно в комфорте ждать свой автобус, и кофейни и магазинчики на углу, куда можно зайти с улицы на несколько минут, и удобные галереи в торговых центрах, по которым можно в тепле пройти целый квартал.

В развитых северных странах замерзшего человека пустят погреться и в библиотеки, и в университет, и в музеи, и в магазины. Правда, открытые в европейских странах общественные места закрываются рано (например, в Хельсинки – в восемь часов вечера).

Библиотека университета Хельсинки

Теплые остановки с успехом применяются в Швеции, Норвегии, США, а пару лет назад их стали делать и в российских городах. В Новосибирске реализован бюджетный проект, где из теплого на остановке только подогреваемые сидения. В Якутске и Москве строят целые павильоны с кондиционерами, Wi-Fi, электронными табло, розетками для зарядки гаджетов и кнопками вызова полиции.

В январе прошлого года теплая остановка появилась на улице Щербакова у жилого комплекса «Каменный ручей». Инфракрасная нагревательная панель установлена там в крыше остановки.

Остановка у комплекса «Каменный ручей»

У нас удобных остановочных комплексов не так много, горожане спасаются от морозов в больших магазинах (в торговых павильонах, как правило, висит грозная табличка с призывом ждать транспорт на улице) или кафе. Но если в центре Екатеринбурга через все очереди «Гринвича» можно попасть от метро «Геологическая» до улицы Вайнера, или забежать в любое из множества заведений на проспекте Ленина, то в новых районах города такой возможности практически нет.

Остановка в «Солнечном»

Хорошим примером теплой остановки стало открытие в ноябре прошлого года тёплого остановочного павильона на конечной остановке автобусного маршрута № 077 в районе «Солнечный». Внутри комплекса с панорамным остеклением и раздвижными антивандальными дверями установлены инфракрасные обогреватели и места для ожидания транспорта (всего 29). Есть и бесплатный Wi-Fi для пользователей мобильного приложения УК «Солнечный».

Что делать? Строить теплые остановки и проектировать остановочные комплексы так, чтобы в павильонах могло находиться больше людей. Развивать малый бизнес, чтобы было больше заведений, куда можно зайти хотя бы на несколько минут. Кафе, ресторанам и магазинам думать над форматами моментального обслуживания посетителей, которые заходят зимой буквально на минуту-другую.

БОЛЬШЕ СВЕТА

С приходом холодного времени сокращается и время светового дня. И чем город севернее, тем темнее в нем зимой. В Екатеринбурге, например, дольше всего свет на улицах горит в декабре-январе: его включают примерно с 17-18 часов, а отключают в 10 часов утра. В целом за два месяца уличное освещение работает порядка 760 часов.

Светодиодное уличное освещение в Академическом

Система уличного освещения в России изменилась с 2010 года, когда была запущена программа внедрения уличного светодиодного освещения. В Европе к этому времени светодиодное освещение стремительно вытесняло традиционные ртутные и газоразрядные лампы. Светодиоды потребляют меньше энергии, они проще в использовании и более экологичны. Причем экономия достигается не только меньшим потреблением электричества «умных ламп» (когда яркость зависит от окружающего освещения), но и стоимостью самих светильников. Обычные лампы дороже светодиодов в разы, хотя стоимость работ по монтажу освещения одинаковая.

Сделать город комфортным зимой помогает не только служебное освещение в виде фонарей на улицах и во дворах, но и подсветка зданий в темное время. Медиафасады, свет из витрин магазинов делают улицы не только светлее, но и «живее».

Медиафасад Ельцин Центра

Что делать? Экономически стимулировать магазины и кафе к созданию больших светлых витрин и вывесок. Но при этом важно, чтобы улица имела единый образ и цвет. Если в одном здании на первых этажах находится несколько магазинов и кафе, стоит договориться об общем подходе к световому оформлению витрин и вывесок. Привлекать застройщиков подсвечивать свои новые дома и устанавливать светильники и столбы вдоль улицы.

«Каменный ручей» освещает Уктус

НЕ СКОЛЬЗИТЬ

Коньки – отличное зимнее развлечение, но на тротуарах хочется стоять прочно. В мире с этой проблемой справляются по-разному: в США и Канаде используют магниевые соли, в больших городах нашей страны предпочтение отдают более химически активным хлористым реагентам. Это дешево, но малоэффективно: техническая соль почти не плавит лед при температурах ниже минус десяти, зато обувь портит знатно.

Каменная крошка на тротуаре в Хельсинки

Другим способом борьбы со льдом стало использование песка и каменной крошки. Мелкий гравий не удаляет наледь, но делает поверхность гораздо менее скользкой. В Финляндии и Швеции его собирают уличными пылесосами и используют повторно следующей зимой.

Обогреваемый тротуар в Рейкъявике

А чтобы у льда и снега вообще не было никаких шансов, улицы города оборудуют отоплением. Но просто класть теплотрассы ближе к тротуарам не получится из-за строительных норм. Необходимы более технологичные решения. Например, в Финляндии и Японии установлен электрический подогрев тротуаров – так, снег, падая на мостовую, превращается в воду и стекает в канализацию. Исландцы используют для подогрева естественное тепло от горячих источников. Поэтому можно не бояться замерзнуть на прогулке в Рейкьявике. Минус этого способа борьбы со льдом – сложная инфраструктура и дороговизна проектов (стоимость установки открытой площадки с подогревом в 100 квадратных метров обойдется в 170 000 рублей).

Улица с подогревом в Японии

Еще одна проблема зимних улиц – сосульки и ледяные глыбы. Они образуются из-за разницы температур на крыше дома и внутри конструкции кровли. По мнению директора свердловского Института энергосбережения Николая Данилова, появление сосулек – это показатель выходящего из дома тепла, поэтому проблему нужно решать путем повышения энергоэффективности жилья. «Надо утеплять чердаки, перекрытия. Там, где перекрытия утеплены, сосулек нет. Программа здесь одна – снизить потери в отоплении жилья», – считает Данилов.

Есть еще один способ избавляться от сосулек: подогревать кровлю и водосточные трубы. Такой способ широко применяется в частных зданиях и жилых домах. По краю крыши прокладывается обогревающий кабель, который растапливает воду, и она стекает по такой же обогреваемой трубе на улицу. Укладка 50 метров кабеля стоит около 60 тысяч рублей плюс расходы на обогрев. Может быть, это окажется дешевле, чем регулярно счищать снег с крыши и ремонтировать кровлю. А главное – безопаснее для горожан.

Система обогрева кровли

Что делать? Экспериментировать с другими типами реагентов, песком, гравием. Попробовать разные типы реагентов в разных районах города и выбрать лучший. Утеплять чердаки и перекрытия. На оживленных улицах с покатыми крышами обогревать кровлю и водосточные трубы.

ПРАВИЛЬНАЯ УБОРКА СНЕГА

Снег приятен, когда падает хлопьями с неба да сверкает на подоконнике, а не когда лежит в виде снежных гор и сугробов, мешающих быстро и удобно перемещаться по улицам. Сугробы – настоящий бич российских дворов: если почистить дорожки и выездные пути для машин еще в силах работников коммунальных служб, то вывоз убранного снега часто становится непосильной задачей.

«Вывоз снега очень дорог. Час работы трактора стоит примерно 1500 рублей, а вывоз одного самосвала – тысяч пять. Иногда бывает, со двора тысяч на 100 за раз вывозишь. И так несколько раз за зиму», – рассказывает директор «Лиги ЖКХ» Илья Сотонин. И уточняет: важно объяснять жителям, что для более частого вывоза снега надо повышать коммунальный тариф, потому что в городской тариф вывоз снега не входит.

При этом важно помнить и то, что снег может стать меньшей проблемой для горожан, если четко работает ливневая канализация и системы отвода воды. Тогда с повышением температуры сугробы растают и не превратят двор или улицу в непролазный прифронтовой участок.

Очищенная дорога в Японии

На дорогах главное средство от снега – специальные машины, и здесь важны только оперативность, эффективность и количество снегоуборочной техники. Кстати, в Японии снег только счищают с дорог и тротуаров, оставляя коридор для проезда машин и прохода людей, так что на улицах образуются снежные каньоны. В Дании, Швеции и Норвегии снег сначала трамбуют, затем убирают на обочины. После начинается уборка с главных улиц и тротуаров, при этом коммунальные службы используют мобильные установки снегоплавильной техники. А рядом с жилыми домами коммунальщики могут даже поставить лопаты, чтобы жители сами убирали снег около своего жилья.

Что делать? Изучать зарубежный опыт: прессование снега, плавка снега на месте. После сильных снегопадов приглашать горожан оказывать добровольную помощь по уборке улиц и дворов.

ЭФФЕКТ АЭРОТРУБЫ

Избавляться от пронизывающего ветра нужно уже при проектировании жилых районов. Например, широкий Новый Арбат в Москве сильно продувается. В Екатеринбурге тоже есть места, где постоянно сильно дует ветер (к примеру, между высотками БЦ «Клевер Парк»). Страдают от ветра целые районы, неудачно расположенные относительно екатеринбургской розы ветров: Сортировка, Юго-Западный район. На Уралмаше система улиц образует настоящие коридоры стужи на проспекте Орджоникидзе и проспекте Космонавтов.

Проспект Космонавтов

Сибирские метеорологи, изучая «продуваемость» Красноярска, выяснили, что плотная застройка увеличивает скорость ветра почти в полтора раза. Но при этом количество безветренных дней увеличивается в три-четыре раза в зависимости от типа здания и расстояния между домами. Оказалось, что мегаполис создаёт свой устойчивый ветер, противоположный набегающим ветрам.

Квартальная застройка помогает избавить двор от ветра. Стены самого дома защищают от ветра и пыли. Квартал «Новаторов» на Уралмаше

Что делать? Учитывать ветер при строительстве зданий (комфортнее всего квартальная застройка) и проектировании улиц. По периметру новых домов нужно высаживать деревья со сформировавшейся кроной, они задерживают порывы ветра и поднятую пыль и грязь.

ВМЕСТО ЗЕЛЕНИ

Зимой горожане могут видеть деревья и кустарники не обязательно в унылом сочетании голых серо-коричневых ветвей. Многие многолетние растения имеют вечнозеленую листву, причем «вечнозеленый» в данном случае может означать и красный, и фиолетовый, и черный. Оживить улицу может и аллея с ярко-красными ягодами знакомой всем рябины, и оттенки иголок голубой ели, и не такие распространенные на Урале бересклет или падуб.

Помимо естественных нарядов деревьев и кустарников ландшафтные дизайнеры предлагают и альтернативу. Так, художница по текстилю Магда Сайег связала «свитера» для стволов деревьев. Дизайнер из Польши NeSpoon декорирует город иногда в рамках фестивалей и выставок, порой незаметно и по собственному желанию, используя небольшие керамические узоры, трафареты, а также и вязаные объекты. В Екатеринбурге что-то подобное можно было наблюдать этой зимой, когда в рамках выставки вязаного искусства под открытым небом городские объекты «одели» в трикотаж.

Что делать? Увеличивать количество вечнозеленых растений в городе. Украшать деревья и кустарники, оставшиеся без листьев. Строить больше объектов «малой архитектуры».

Горная сосна и ели во дворе квартала «Новаторов»

ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Зимние месяцы запоминаются не только морозной погодой. Это и время, когда можно гонять на коньках, ходить на лыжах, лепить снеговиков и пользоваться зимой на всю катушку. Многие города делают погодные особенности своей визитной карточкой: в мире проводится масса ежегодных зимних фестивалей, таких как «Снежный фестиваль» в японском Саппоро или «Зимний карнавал» в канадском Квебеке.

Каток ВДНХ в Москве

Более привычны горожанам традиционные зимние пространства в виде ледовых городков на новогодней елке, катков и зимних ярмарок. Например, в последние годы Москва переживает настоящий бум катания на льду. Еще до начала этой календарной зимы в столице открылось более 200 площадок. А главным катком страны стала площадка на ВДНХ, которая в 2014 году обогнала по размеру каток в Парке Горького. Площадь ледового покрытия на ВДНХ превышает 20 тысяч квадратных метров, а вместе с раздевалками, зонами фудкортов и прочей инфраструктурой составляет около 57 тысяч квадратных метров.

Екатеринбург таким размахом похвастаться не может. В этом смысле интересно было бы оценить перспективы восстановления катка на Городском пруду, который существовал с 1860-х годов, а в 1912 году был признан одним из лучших в России. Катания на пруду устраивались до 1930-х, после чего все любители коньков переместились на лед катка «Динамо» или Центральный стадион. Сейчас акваторию пруда зимой используют лишь для того, чтобы срезать путь, да половить рыбу.

Каток на городском пруду Екатеринбурга

Традиционные новогодние городки привлекают местных жителей и туристов в праздники и во время каникул. Они дополняются необычными акциями культурных институций: так, в екатеринбургском «Доме Метенкова» в рамках программы арт-резиденций во дворе лепят огромного снеговика – и это серьезный концептуальный проект, участвовать в котором может каждый.

Привычные точки досуга горожан в остальное время года – торговые центры – также пытаются стать местами публичной жизни. Люди приезжают туда не только за покупками, но и на елку или тот же каток. В некоторых ТЦ устраивают выставки с лекциями и экскурсиями. Из последних местных событий такого рода стоит отметить выставку «Екатеринбург в миниатюре» в МЕГЕ, на которой каждую субботу известные горожане (писательница Анна Матвеева, музыкант Евгений Горенбург и другие) рассказывают о своем творчестве. Получается, что переформатировать привычный формат и «спасти» горожанина от холода можно буквально везде.

Комната новогоднего настроения в ТРЦ "Гринвич"

А для «перезагрузки» зимнего парка порой достаточно лыжни, ледяной горки или пункта проката снегокатов, бубликов для спуска с гор или откосов. Некоторые парки мира используют более экзотические развлечения: зимний зорбинг, сноубордические споты, горки для катания и джиббинга. А отдохнуть там можно в специальных лаунж-зонах. Москвичи вообще придумали зимний вариант пейнтбола под названием «Снежбол», где каждая команда защищает свою крепость, только вот вместо шариков с краской – снежки. В Красной Пресне для этой игры сооружена отдельная зона, где можно кидаться снежками, не боясь, что кто-нибудь обидится.

В екатеринбургском ЦПКиО зимой

Что делать? Привлекать предпринимателей, управляющие компании, застройщиков для создания зимних праздников, фестивалей, ярмарок. Для торгового центра это может быть средством привлечения покупателей. Для девелопера и управляющей компании – создание дружелюбной среды в микрорайоне. Изучить возможность использования городского пруда для зимних мероприятий. Оборудовать парки пунктами проката.

Сейчас зима в Екатеринбурге «переживается»: с ноября по апрель город замирает, цепенеет и ждет оттепели. Мы не можем ничего сделать с климатом, но мы можем пытаться изменить городскую среду, чтобы зима не была мучительной, а давала новые возможности для прогулок, изучения города, фотосессий и занятий спортом.

Редакция IMC выражает благодарность в подготовке материала архитектору Алексею Хриченкову, директору «Лиги ЖКХ» Илье Сотонину, дизайнеру Ирине Кульковой

Фото: gelio-nsk.livejournal.com, archi.ru, village.ru, Дмитрий Устюгов

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: