Промышленность по наследству

Эксперт из Франции о сохранении индустриальной идентичности Екатеринбурга

27 февраля, 16:51, 2017г.    Автор: Юлия Позднякова

В конце прошлой недели в Екатеринбург из Франции приезжала историк и эксперт по промышленному наследию Грасия Дорель-Ферре. На Урале она консультирует процесс редевелопмента промышленных территорий в Нижнем Тагиле и в Златоусте. В интервью IMC она рассказала о значимости промышленного наследия, методах преображения промзон и о том, что Екатеринбург не сможет претендовать на место в реестре ЮНЕСКО в случае строительства «храма-на-воде».

Что сегодня понимается под индустриальным наследием? Это целые промзоны или отдельные объекты?

Это комплекс не столько зданий, сколько всего того, что нам оставила индустриальная эпоха с конца XVIII до XX века. Важно понимать, что вокруг промышленных объектов был ландшафт, который нужно учитывать для комплексного понимания эпохи. Например, Северский завод в Полевском. Самое яркое в заводе – это домна. Предположим, мы сохраняем только ее, делаем в ней зал, а все вокруг застраиваем многоквартирными домами. Что мы поймем об эпохе? Домна потеряет свой смысл. И это то, что сейчас происходит с Екатеринбургом. Если посмотреть на центры крупных городов без названий, то их легко перепутать. Они все похожи. Так мы теряем свою идентичность.

Как Екатеринбургу продолжить движение к постиндустриальному городу, сохраняя свою идентичность?

Конечно, город не может оставаться в коконе. Но в строительстве самое главное – сохранять репрезентативные ансамбли. Что-то можно снести, но перед этим тщательно задокументировать, чтобы с этим можно было проводить полноценную исследовательскую работу. Сейчас, например, мы сидим рядом с потрясающим зданием мельницы (мельница Борчанинова – Первушина на ул. Челюскинцев. – Прим. ред.). Его можно трансформировать в жилье с условием сохранения внешнего вида. При этом важно сохранять логику объекта и избегать лишних элементов. По каждому объекту должно приниматься взвешенное решение, так как неправильный выбор ведет к потере идентичности.

Как общество, девелоперы, власти должны принимать такие решения?

Действительно, это сложно. Например, в Париже в 1970-е годы развернулась дискуссия вокруг музея «Орсе», который раньше был железнодорожным вокзалом. Его предлагали снести и построить жилье класса «люкс» с видом на Лувр. Но президент принял решение о редевелопменте в музей. Конечно, жилье делать более выгодно, поэтому возникают конфликты. Но я думаю, что главный вопрос в том, в каком городе мы хотим жить. Обязательно ли для постиндустриального общества разрушать прошлое? Например, сможете ли вы разрушить все здания конструктивизма? Конечно, он сегодня в приоритете, но тогда нужно решить, в приоритете ли индустриальное прошлое?

Подумайте, конструктивизма бы не было, если бы не было индустриального прошлого.

С помощью чего можно соблюсти баланс в этом случае?

Нужно, чтобы среда была однородной. Мы в Париже сделали так, чтобы в исторических зонах нельзя было строить больше пяти этажей. Поэтому у нас нет такого контраста, как здесь. Рядом с маленькими домами возводятся небоскребы. Нет никакого принципа.

Понятно, что у девелопера задача – заработать деньги. Но сдерживающий фактор – это общественные организации, которые могут вставать на защиту архитектурных и исторических ценностей.

Например, во Франции есть ассоциации друзей тех или иных объектов и комплексов. Они отстаивают эти интересы. За этим стоит идея сильного гражданского общества. Это базовый принцип демократии.

Как промышленные пространства могут быть включены в жизнь города?

Мы можем делать офисные помещения, помещения культуры (театры, музеи, дэнсхоллы и т.д.). Обычно индустриальные помещения имеют большие просторные залы, в которых успешно организуются именно такие вещи. Можно переделывать в арт-галереи. Предположим, в Лондоне галерея «Тейт Модерн» – это бывшая электростанция. В Париже, например, здание мельницы было переделано в университет. В Марселе промышленные элеваторы трансформировали в театр. Можно делать кластеры, когда несколько компаний занимают одно пространство. 30 лет назад редевелопмент промышленных зданий был сложным вопросом, но сегодня в мире накоплен богатый опыт, и в таких объектах можно реализовать по сути что угодно.

В Екатеринбурге обсуждается идея строительства храма святой Екатерины в акватории городского пруда – тоже промышленного наследия. Можно ли разрешить этот конфликт?

Противостоять такому действительно сложно. Конечно, мы можем согласиться – церковь в центре озера. Почему бы и нет. Но я повторюсь: какой город вы хотите видеть?

Появление храма полностью перечеркнет пруд, плотину, их смысл.

Я считаю, что Урал и его индустриальное наследие достойны включения в реестр ЮНЕСКО. Но если на пруду появится храм, то включение центра города в реестр станет невозможно. В него будет включен Златоуст, Нижний Тагил, но не Екатеринбург. Возможно, для решения проблемы имеет смысл обратиться в Международный конгресс TICCIH по сохранению индустриального наследия.

Насколько значим для промышленного наследия индустриальный туризм?

Через два месяца в Барселоне впервые будет проходить выставка индустриального туризма. Раньше были туристические выставки, и в них был раздел для индустриального туризма, а сейчас вся выставка об этом. И это показатель: общество приняло тот факт, что это отдельное самостоятельное направление.

У России есть все для того, чтобы развивать промышленный туризм. Популяризация позволяет донести индустриальный смысл до максимального количества людей.

Но важно не превращать его в «Диснейлэнд». Все время нужно помнить о том, какой смысл несут эти объекты. Если люди начнут это осознавать и понимать, нам удастся это сохранить.

Как сегодня нужно относиться к индустриальному наследию?

В Екатеринбург я приезжала в том числе и для того, чтобы попытаться создать отделение конгресса TICCIH на Урале, проводить здесь мероприятия международного масштаба. Почему это важно? Потому что Россия и в частности Урал – это одна из старейших и значимых колыбелей промышленности в мире. Для России 2017 год – юбилейный год революции, и во Франции в СМИ мы много рассуждаем об этом. Для иллюстраций используются фото с бедными крестьянами и пустыми полями, а на следующей странице уже Николай II и его свита. Это стереотип. Урал – размером с Францию – это промышленная страна, но в дискурсе этого нет. Стереотип нужно разрушать. И это одна из причин, почему я интересуюсь индустриальным наследием и работаю с ним. Это огромное богатство, понимание которого позволяет осознать множество других вещей.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: