Город, который играет в игры

Как Екатеринбург переживает бум интеллектуальных игр

16 февраля, 23:21, 2017г.    Автор: Георгий Ковалев

В Екатеринбург массово пришли ресторанные викторины, они же «барные квизы» (pub quiz). Соединившись с уже известными интеллектуальными играми, они стали новым способом нескучно провести вечер рабочего дня. Суть у всех игр одна: команда друзей или коллег в ресторане в течение двух-трех часов отвечает на вопросы. Они могут быть про кино, музыку, географию, историю — или про все сразу. Они могут быть на логику, эрудицию, находчивость или юмор — или на все сразу. Веселье может быть в том, чтобы интересно провести время, победить соперников, что-нибудь выиграть – или во всем сразу. Автор IMC выяснил, почему екатеринбуржцы стали ходить в бары и рестораны не только для того, чтобы поесть и выпить.

ЗНАТОКИ В ГОРОДЕ

Субкультура интеллектуальных игр в России и Екатеринбурге долго жила в аудиториях университетов, библиотеках, домах культуры: много лет тысячи игроков по всей стране собираются там, чтобы поиграть в «спортивные» версии «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринга» и «Своей игры». Екатеринбургский клуб любителей этих игр еще с конца 1990-х существует по принципу сообщества по интересам, пополняющегося в основном за счет студентов. Еженедельно 10-12 активных команд собираются на турниры на площадке УрФУ, а ежегодно среди 15-20 команд определяются чемпионы города и области.

Эти игры демократичны и способны привлечь любого, кто достаточно азартен и любит интеллектуальные развлечения.

И в то же время они были и остаются гиковским занятием, мало предназначенным для людей «со стороны»: не начав играть в школе или институте, найти точку входа в них уже проблематично.

Переверстать «Что? Где? Когда?» для более широкой аудитории удалось москвичу Леониду Эдлину, создавшему в 2010 году клуб «60 секунд». С самого начала он ориентировался на любителей: вопросы подбирались с расчетом, чтобы никого не отпугнуть, в качестве игровых площадок использовались кафе и рестораны. У комфортного «Что? Где? Когда?» быстро образовалась лояльная аудитория: корпоративные команды, офисные сотрудники, активные горожане. Сейчас в одной лишь Москве играет 15 лиг разной силы, клуб пришел более чем в 40 городов России и мира.

Екатеринбургский клуб «60 секунд» действует с 2014 года. Как рассказывает его руководитель Светлана Вилкова, на первых трех играх присутствовали в основном друзья организаторов, но постепенно филиал стал расти, от игры к игре прибавляя по 1-2 команды. Сейчас екатеринбургский филиал стал одним из самых представительных в стране, включает три лиги и более 40 команд.

Типичная команда в «60 секунд» - это друзья и коллеги, которые приходят отдохнуть после работы, пообщаться и поиграть.

«Это развлечение не простое, а интеллектуальное. Глубокие знания ни в каких областях не требуются — только логика, ассоциативное мышление, фантазия и умение слушать других игроков своей команды. Дать за минуту правильный ответ на вопрос, факты из которого ты слышишь впервые, – это непередаваемое удовольствие. И чем больше команда играет, тем легче даётся «раскрутка» вопросов, приходит понимание механизма игры, логики вопросов», - рассказывает Светлана.

ПАБ-КВИЗЫ: НЕ ТОЛЬКО ПОЕСТЬ И ПОПИТЬ

В английских пабах обожают состязаться во всем подряд: достаточно вспомнить, что именно там придумали книгу рекордов Гиннесса или, скажем, настольный футбол. В 1970-е в пабах возникли и квизы – развлекательные игры в формате «вопрос-ответ». Хозяевам заведений нужно было чем-то привлечь посетителей в «мертвые» вечера с понедельника по четверг, и азартные викторины с символическими призами идеально заполнили эту нишу.

Постепенно квизы стали частью пабной культуры с отдельной индустрией авторов вопросов, ведущих-«квизмастеров», чемпионатом Великобритании для лучших команд, телевизионными вариациями вроде популярного шоу Big Fat Quiz. По статистике 2013 года, квизы регулярно проводятся в каждом третьем из 60 000 пабов Британии.

Формат прижился и во многих других европейских странах, а в 2010-е пришел в Россию в качестве нового бизнеса для организаторов мероприятий и дополнительного заработка для ресторанов и баров. Интересно, что паб-квизы в разных городах страны развиваются независимо друг от друга. Например, в Иркутске они известны с 2009-2010 годов, в Красноярске бум квизов случился в 2014-2015 годах, а в Екатеринбурге начался только осенью 2016 года.

Это произошло одновременно с приходом «Мозгобойни». Белорусский проект стал примером успешного бизнеса «из гаража»: то, что пять лет назад начиналось как домашняя викторина для друзей, сегодня стало популярным развлечением почти во всех городах Белоруссии с населением от 100 000 человек. За последний год около пятидесяти представительств «Мозгобойни» открылось и в России.

По словам организатора екатеринбургского филиала Антона Писчикова, наше представительство уже стало вторым по количеству игроков после санкт-петербургского.

«Впервые прочитал об игре в бизнес-журнале и сразу понял, что это будет востребовано. На первой игре в марте 2016 года у нас была 21 команда, в основном друзья и друзья друзей. Сегодня у нас 150 команд, четыре игровых дня, и регистрация на них заканчивается за 5 минут», — вспоминает Антон, который ранее запустил в городе барбершопы Boy Cut.

«Мозгобойня» включает семь туров, в которых командам нужно отвечать на вопросы из области культуры, географии, музыки или последних новостей. Вопросы могут быть как текстовые, так и музыкальные («угадай исполнителя») или визуальные («определи страну мира по очертаниям границ»). Азарта добавляет возрастающая от тура к туру сложность вопросов, а в последнем туре очки можно и удвоить.

ВСЕ И СРАЗУ

Квизы в Екатеринбурге – это не только «Мозгобойня». Такой способ скоротать будничный вечер превращается из экзотики в один из знакомых вариантов выбора, как пару лет назад было с квестами. За 2016 год в городе запустились и нашли своих поклонников 6-7 игр в разных форматах. Формат стал привычен и заведениям: сейчас различные игры регулярно принимают у себя около десяти ресторанов и кафе.

В декабре 2016 года свой квиз «Игра головой» запустили организаторы «60 секунд». Пожалуй, эта игра ближе всего по духу к оригинальному британскому паб-квизу с его пивной расслабленностью: даже один из конкурсов заключается в дегустации напитков.

Редкий пример тематического квиза представляет собой «KinoSecret» — проект родом из Иркутска, запустившийся в Екатеринбурге летом 2016 года. Все задания в этом квизе связаны с кино и сериалами. Еще одна его особенность – это единственный в городе квиз с денежными призами: часть игровых взносов формирует призовой фонд.

Пожалуй, самый необычный формат в Екатеринбурге – «Лунная биржа», объединяющая викторину с биржевой игрой. По ходу игры, состоящей из «лунных дней» и «лунных ночей», нужно не только отвечать на вопросы, но и распоряжаться стартовым капиталом, вкладывая его в определенные акции. Кроме того, это единственная в городе игра, в которой все действия участники выполняют на электронных устройствах. Поэтому каждой команде необходим планшет или большой смартфон. Все вопросы и задания ведущим зачитываются с большого экрана, а ответы участники дают с помощью своих гаджетов.

Есть в городе и «всеядный» квиз, где вопросы «Что? Где? Когда» перемешаны с угадайкой, — это «Квиз ГУРУ». Кстати, под этим же брендом проходят специализированные викторины по кино и так называемому «Арт — Что? Где? Когда?», где ответы на бланках нужно рисовать, а не писать.

Свою аудиторию нашли и «Игры разума» — еще одна ресторанная вариация «Что? Где? Когда?». Как говорит их организатор Екатерина Харлампович, отличие «Игр разума» состоит в большом количестве мультимедийных вопросов и живых музыкальных паузах.

В конце ноября 2016 года Екатерина с агентством Brand Friend (также проводящим фестиваль красок «Холи Фест») организовала собственный Чемпионат Екатеринбурга по интеллектуальным играм, куда был приглашен ведущим Максим Поташев. Этот чемпионат можно назвать первой попыткой провести объединенное первенство любителей игр и викторин (если не считать «профессионального» чемпионата города по «Что? Где? Когда?»).

ВМЕСТО КВЕСТОВ И «МАФИИ»

Интеллектуально-развлекательные игры, как когда-то квесты, сами создают себе спрос: еще год назад о них мало кто знал, а теперь оказывается, что именно такого досуга и не хватало в городе. С чем это связано? Игроки и организаторы говорят о том, что викторины и квизы «попали» в давно имевшуюся нишу.

«Я бы не назвал это бумом. Просто в город пришли несколько проектов, которые научились на этом зарабатывать. Приди они раньше — тоже нашли бы отклик у горожан, потому что в Екатеринбурге много успешной, думающей молодежи, которым хочется не просто пить в баре, а совместить это с чем-то интересным», — комментирует вице-чемпион Свердловской области по «Что? Где? Когда?» Максим Карелин (команда «Потом придумаем»).

Екатерина Харлампович («Игры разума») считает, что игры вписываются в общий контекст новых городских активностей, ставших популярными в последние три-четыре года: «Сейчас интересно именно принимать участие в событии, нежели быть сторонним наблюдателем. Такие форматы, как «Что? Где? Когда?», мафия, открытые лекции и дискуссионные клубы удовлетворяют этому запросу».

«Я бы сказал, что у нас в целом по стране появился огромный спрос на интеллектуальные развлечения. Несмотря на кризис, первая ступень пирамиды Маслоу для очень большого числа людей осталась позади», — соглашается чемпион Свердловской области по «Что? Где? Когда?» Михаил Подгорбунских (команда «Самум»).

«Что нам всем в жизни доставляет удовольствие? Знакомство с новыми интересными людьми, общение со старыми знакомыми, успешное преодоление каких-то трудностей, загвоздок или задач, коллективное достижение успехов. Все это можно найти в ЧГК».

Что будет с квизами дальше? Взрывного роста форматов в 2017 году уже можно не ждать. Свои игровые проекты в городе успели запустить и общероссийские «тяжеловесы», и местные энтузиасты. Зато, как бывает на этапе насыщения любого рынка, можно будет увидеть качественные изменения: организаторы будут вести работу с лояльностью игроков, отстраиваясь от конкурентов и придумывая новые виды заданий, механик и призов. Наверняка будут и новые нишевые проекты с определенной тематикой, и партнерские предложения от ресторанов, желающих подключиться к тренду. В любом случае, поклонники интеллектуальных развлечений останутся в выигрыше.

«Нет ли опасений, что мода сойдет на нет, и все закончится? Считаю, что ничего еще и не начиналось. Сейчас у нас играет до 1000 человек в неделю, мы хотим увеличить это число до 10-15 тысяч. Игра еще по-настоящему не пошла в массы, и с ней успели познакомиться только самые активные. Видно, что наши гости получают удовольствие от игр. Так мы выполняем запрос людей на социальную активность. А вопросы и ответы – это лишь повод собраться вместе», — говорит Антон Писчиков («Мозгобойня»).

ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ ПОИГРАТЬ: ГИД ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ИГРАМ ЕКАТЕРИНБУРГА

Спортивное ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Игра: «Что? Где? Когда?» в классическом спортивном формате

Фишка: наиболее сложные вопросы, высокий уровень состязательности, возможность соревноваться не только с екатеринбургскими командами, но и командами России и мира (по результатам турниров строится официальный рейтинг Международной Ассоциации Клубов «Что? Где? Когда?»

Содержание игры: 36-48 вопросов «Что? Где? Когда?»

Место проведения игр: УрФУ (ул. Тургенева, 4)

Регулярность игр: еженедельно

Среднее количество команд: 10

Стоимость: взнос 200-600 рублей с команды (в зависимости от играемого турнира)

Призы: нет

Как начать играть: зарегистрируйтесь на ближайшую игру, оставив комментарий с названием команды под постом об игре в ЖЖ. Если у вас нет команды – напишите комментарий о поиске команды под постом об игре. Обратите внимание: в УрФУ действует пропускной режим, поэтому всем игрокам команды необходимо иметь при себе пропуск в УрФУ либо паспорт для оформления разового пропуска.

Узнать больше

60 СЕКУНД

Игра: «Что? Где? Когда?» в демократичном ресторанном формате

Фишка: самый комфортный способ познакомиться со «Что? Где? Когда?», три лиги для команд всех уровней

Содержание игры: 30-36 вопросов «Что? Где? Когда?» + «командная матрица» (письменный командный вариант «Своей игры»)

Место проведения игр: ресторан «Мама Азия» (ул. Мира, 23)

Регулярность игр: еженедельно в трех лигах (Высшая, Первая, Открытая)

Среднее количество команд: 15-20 в каждой из игровых лиг

Стоимость: взнос 150 рублей с человека, заказ блюд и напитков на общую сумму не менее 3000 рублей (с команды)

Призы: шампанское и призы от партнеров для победителей основной игры и «командной матрицы», а также авторов самого смешного неправильного ответа

Как начать играть: посмотрите информацию о ближайшей игре на странице клуба ВК и отправьте заявку на электронную почту организатора. Если у вас еще нет команды и вы хотите попробовать – напишите в специальной теме либо приходите на ближайшую игру и присоединитесь к одной из неполных команд

Узнать больше

ИГРА ГОЛОВОЙ

Что это: барный квиз

Фишка: развлекательная игра облегченно-пивного формата от создателей «60 секунд»

Содержание: 7-8 туров по 10 несложных заданий (включая «разливочно-распивочный» конкурс)

Место проведения игр: гастробар «The Butcher» (ул. Малышева, 29)

Регулярность игр: еженедельно

Среднее количество команд: 5-10 команд

Стоимость: взнос 350 рублей с человека

Призы: крафтовое пиво для топ-3 команд

Как начать играть: посмотрите информацию о ближайшей игре на странице клуба и отправьте заявку на электронную почту организатора

Узнать больше

МОЗГОБОЙНЯ

Что это: квиз

Фишка: самая популярная игра в городе, шоу-формат проведения

Содержание: 7 туров по 7 заданий из разных областей знания (музыка, кино, новости, страны мира и т.д.) в разных форматах (текст, картинки, аудио, видео)

Место проведения игр: рестораны «Максимилианс», «Мама Азия», «Ben Hall»

Регулярность игр: 4 игровых дня раз в 2 недели (можно выбрать любой из 4 игровых дней)

Среднее количество команд: 20-50 в игровой день

Стоимость: взнос 300 рублей с человека

Призы: шампанское для топ-3 команд

Как начать играть: зарегистрируйте команду через форму, ссылка на которую публикуется в группе ВКонтакте в пятницу перед игровой неделей. Обратите внимание: регистрация на игры быстро заканчивается.

Узнать больше

KinoSecret

Что это: квиз про кино

Фишка: единственная в городе регулярная тематическая кино-викторина, часть игровых взносов идет в призовой фонд

Содержание: 4 тура по 10-15 вопросов (текстовые, аудио-, видео- вопросы)

Место проведения игр: «Мама Азия» (ул. Мира, 23)

Регулярность игр: раз в 2 недели

Среднее количество команд: 10-12

Стоимость: взнос 300 рублей с человека

Призы: призы от партнеров + денежный призовой фонд

Как начать играть: зарегистрируйте команду на ближайшую игру через группу ВКонтакте

Узнать больше

КВИЗ ГУРУ

Что это: квиз

Фишка: разнообразие вопросов, дополнительные тематические игры (арт-викторина, киновикторина), призы от партнеров

Содержание: три тура по четыре блока вопросов из разных областей знания (спорт, кино, музыка, культура и т.д.) в разных форматах (текст, картинки, аудио, видео)

Место проведения игр: «Агава» (пер. Центральный рынок, 6)

Регулярность игр: еженедельно

Среднее количество команд: 10-12

Стоимость: взнос 300 рублей с человека

Призы: призы от партнеров для топ-3 команд, возможны дополнительные призы за самый смешной ответ, для команды, занявшей последнее место и т.д.

Как начать играть: зарегистрируйте команду на ближайшую игру через группу ВКонтакте

Узнать больше

ИГРЫ РАЗУМА

Что это: интеллектуальная игра в формате «Что? Где? Когда?»

Фишка: живые музыкальные паузы, мультимедийные вопросы, призы от партнеров

Содержание: 3 тура по 10 вопросов «Что? Где? Когда?»

Место проведения игр: «Everjazz» (ул. Тургенева, 22), «Frau Muller» (ул. 8 марта, 43а)

Регулярность игр: ежемесячно в двух лигах (основная лига и II лига для начинающих команд)

Среднее количество команд: 10-20 команд в I лиге, 5 команд во II лиге

Стоимость: взнос 300 рублей с человека

Призы: призы от партнеров для победителей

Как начать играть: зарегистрируйте команду на ближайшую игру через группу ВКонтакте

Узнать больше

ОТ 100 ДО 500

Что это: интеллектуальная игра в формате «Своей игры» от организаторов «Игр разума»

Фишка: единственная регулярная викторина в формате «Своей игры», сочетание командной и индивидуальной составляющей

Содержание: 2 тура по 25 вопросов на эрудицию в различных темах

Место проведения игр: «Кардиган» (ул. Радищева, 28), «F.Starter» (ул. 8 марта, 27)

Регулярность игр: ежемесячно

Среднее количество команд: 7-10

Стоимость: взнос 300 рублей с человека

Призы: призы от партнеров для победителей

Как начать играть: зарегистрируйте команду на ближайшую игру через группу ВКонтакте

Узнать больше

ЛУННАЯ БИРЖА

Что это: викторина с механикой биржевой игры

Фишка: уникальный екатеринбургский азартно-интеллектуальный формат с использованием планшетов. Помимо традиционной викторины, в игре проходят самые настоящие торги. Участники распоряжаются стартовым капиталом, вкладывая его в акции, в результате выигрывает та команда, которая к концу игры заработала самый большой капитал. А в подарок команда-победитель получает фирменную монету: «Лунный фертинг», изготовленную на заказ в ювелирной компании и инструктированную зеленым гранатом.

Содержание: 8 «периодов», состоящих из лунного дня и лунной ночи

Место проведения игр: ресторан «AGAVE» (пер.Центральный рынок, 6)

Стоимость: взнос 350 рублей с человека. Аренда планшета на команду 4 чел. -200 руб. Для команд 5-6 чел. – планшет на игру предоставлется бесплатно.

Призы: памятные призы, включая символические «лунные фертинги»

Как начать играть: зарегистрируйте команду на ближайшую игру через форму, ссылку на которую можно найти в группе ВКонтакте

Узнать больше

КВИЗ ИГРОТЕКИ «ЗА РАЗУМ»

Что это: барная викторина от игротеки

Фишка: традиционный формат облегченного «пивного» квиза с несложными вопросами

Содержание: 5 туров по 10 вопросов

Место проведения игр: Bierhof (ул. Радищева, 25)

Регулярность игр: раз в 2 недели

Среднее количество команд: 10-15 команд

Стоимость: призы от игротеки и партнеров

Как начать играть: зарегистрируйте команду на ближайшую игру через группу на Facebook

Узнать больше

Фото: официальные страницы игр, Geometria.ru

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: