Отшельник музыки

Александр Жемчужников о судьбе композитора Галины Уствольской, дум-металле и величайшей симфонии века

10 февраля, 00:28, 2017г.    Автор: Александр Жемчужников

В новом году на IMC стартовал цикл материалов о современной академической музыке. Рассказывает о ней Александр Жемчужников, композитор, член союза композиторов России, художественный руководитель и дирижер «Другого Оркестра». Сначала мы поговорили о самом феномене академической музыки. Сегодня - рассказ о композиторе Галине Уствольской, родившейся в Петрограде, жившей в Ленинграде, умершей в Санкт-Петербурге. И ставшей автором выдающейся музыки ХХ столетия.

Культурные импульсы северной столицы чуть ли не с основания города порождали интереснейшие явления в слове, в звуке, в движении. Мрачные потоки Невы и Балтийского моря, гоголевские ветра, ветра, и еще раз ветра приносили и приносят на берега Невы загадочные и порой малопонятные явления. Здесь рождались Шостакович, Введенский, Бродский. И умирали Есенин, Чайковский, Достоевский, Блок.

Композитор Галина Уствольская провела всю свою затворническую жизнь в Петрограде-Ленинграде-Санкт-Петербурге. Родилась она в 1919 году, а подлинное мировое признание к ней пришло в конце восьмидесятых. Показателен эпизод из жизни Уствольской: в большом зале Ленинградской филармонии на симфонический концерт, где исполняли ее былину «Сон Степана Разина», автора не пустили. «Девочка, ты куда?». – «Я – автор музыки». – «Тут не место для шуток. Давай билет». Так и пришлось ей стоять на улице у входа все первое отделение.

Она как будто и сейчас стоит у всякого меломанского уха, и пытается достучаться до нас, слушателей.

Музыка Уствольской звучала крайне редко в СССР, ее даже называли «голосом из «Черной дыры» Ленинграда». Одна из причин - собственное устремление композитора провести идеальную жизнь в «бочке Диогена». Все изменилось в конце восьмидесятых по воле случая: на одном из концертов в Ленинграде оказались директор крупнейшего европейского издательства Сикорски Юрген Кёхель и нидерландский музыковед Элмер Шёнбергер. Они были потрясены услышанным. И голос «черной дыры» зазвучал на фестивальных и концертных площадках Европы.

Часто смерть гения порождает бурный интерес к личности, но с Уствольской такого не произошло: в 2006 году ее не стало, и известности не прибавилось. Почти все что можно найти на различных аудио носителях, издано за рубежом на таких лейблах как EMI, BMG, ECM, Megadisc и других. Такое чувство, что затворническая позиция по жизни плавно перетекла в затворничество и после смерти, особенно в России. Что нисколько не умаляет достоинств ее музыки, которая сама по себе явление неповторимое, уникальное. И услышав хоть раз её музыку, уже никогда не спутаешь ни с какой другой.

Галина Уствольская училась у Дмитрия Шостаковича, о котором впоследствии говорила: «С большим трудом просиживала концерты, так как его музыка резала мое ухо, а душа болела». Или: «Музыка Шостаковича всегда оставляла меня угнетенной». Впрочем, без влияния Шостаковича не обошлось. Вот к примеру ее фортепианный концерт:

А далее она методично и упорно убивает в себе все влияние мэтра и находит себя. Проходит три года, и в 1949 году рождается это трио, где уже слышны ее фирменные черты: мерная «динозавровая» поступь, четвертная пульсация, аскетичность.

И эта пульсация станет её фирменной чертой во всех последующих произведениях.

В начале 1950-х Уствольская создает такие шедевры как Гранд дуэт для виолончели и фортепиано, Октет для двух гобоев, двух скрипок, литавр и фортепиано, шесть сонат для фортепиано, пять симфоний. И хотя многие называют ее музыку авангардной, сама композитор отвечала на этот так: «Почему нужно причислять меня к авангарду? Что тут общего?».

Апофеозом творческой мысли композитора стала Шестая соната для фортепиано, где просто звучит по сути нечто близкое к такому стилю как doom metal, «динозавры» уже не просто перетаптываются, а просто вытаптывают все на своем пути, методично разрушая все, что попадает под ноги. Самое главное в этом буйстве кластеров, кулаков обрушивающихся на рояль - услышать музыку. Это фееричная завораживающая магия сродни современному техно, щедро приправленному элементами нойза.

Последнее сочинение Уствольской - симфония №5. С точки зрения обывателя, симфонией тут и не пахнет. Состав далеко не оркестровый, а просто группа в составе скрипки, гобоя, трубы, тубы, ударных и чтеца. Но музыковед Лев Раабен назвал Пятую симфонию величайшим музыкальным произведением уходящего и будущего столетия. И хоть в ней звучит текст молитвы «Отче наш», но в версии Уствольской выходит какой-то угрюмый христианский блэк-метал. Это очень мрачная музыка, «возглас вопиющего в пустыне», который «безответен и поныне».

Прекрасный повод почувствовать музыку Уствольской вживую - сходить на концерт Pincode Ensemble в Центре культуры «Урал» 24 февраля. На нем музыканты презентуют программу из произведений Галины Уствольской. Приходите слушать дуэты для скрипки, виолончели и рояля, фортепианные сонаты и трио Donna Nobis Pacem для нестандартного состава (флейта-пикколо, туба и рояль).

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: