«Я вижу цель искусства не в конкретных ответах, а в конкретных вопросах»

Художница Фетт Санс о своем первом проекте в Екатеринбурге

27 декабря, 20:03, 2016г.    Автор: Сергей Сивопляс

Арт-резидентка проекта «Новые истории Екатеринбурга» Фетт Санс приехала из Берлина в Екатеринбург, чтобы прочувствовать все особенности российской жизни и представить собственное видение уральской столицы. Накануне открытия фотовыставки «Тепличное растение» в «Доме Метенкова» автор IMC поговорил с ней о прогулках как художественной практике, уральских морозах и многослойности в смыслах и в одежде

Что подтолкнуло вас заняться проектом, связанным с Россией и Екатеринбургом в частности?

- Путешествие в Россию позволило мне упорядочить некоторые идеи и получить дополнительное вдохновение. Конкретная концепция родилась уже на месте, когда я смогла посмотреть на Екатеринбург живьем, познакомиться с его людьми и архитектурой. Подобные новые эмоции всегда настраивают на продуктивную работу.

Когда я приехала к вам в город, то сразу же начала гулять. Прогулка – очень важная часть художественной практики. Да, ты можешь находиться в студии и делать что-то своими руками, но существует стечение обстоятельств, когда ты выходишь из привычного комфортного помещения и получаешь совершенно другой бэкграунд для творчества.

Художественная практика не начинается с момента фотографирования. Прежде, чем сделать снимок, ты должен увидеть совпадения, понять какая история может сложиться, в какой ситуации ты мог бы оказаться и только потом это запечатлеть.

Если говорить о вдохновении, то им может стать что угодно. Так, оказываясь в интересном месте, можно впитать в себя, подобно губке, обстоятельства и вещи, которые происходят вокруг. Мне важны парадоксальные связи, которые образуются с течением времени и те культурные слои, которые взаимодействуют с ситуацией.

Смогут ли ваши работы научить людей смотреть на окружающее по-другому?

- Я не стараюсь делать проекты с дидактической подоплекой, не хочу никого учить. Мне интересней смотреть на то, как человек воспринимает мои работы индивидуально, какие вопросы рождаются у него в голове.

Важно, чтобы работы не давали конкретного объяснения, а давали эмоцию. Чтобы человек мог почувствовать себя потерянным и вышел из зоны комфорта. Это имеет гораздо важнее, чем просто получить ответ. Я вижу цель искусства не в конкретных ответах, а в конкретных вопросах.

Вы как-то заметили, что укутавшись в несколько слоев теплой одежды, люди становятся другими. Речь только о внешнем виде или эта мысль имеет некий подтекст?

- Есть такое понятие, как язык тела. Когда человек покрыт множеством слоев одежды, ты прекращаешь его считывать, как привык делать это в обыденных ситуациях. Смотришь на людей по-другому, они обретают магические черты, теряют свою человечность и начинают походить на мифических созданий.

Считывание языка тела становится целым приключением. Поэтому приходится воспринимать людей только по той части лица, которая остается открытой. В этой ситуации человек представляется совершенно другим.

Находясь в таких погодных условиях, ты сам незаметно становишься таким же существом, которое покрыто множеством одежд. Приходится мириться, что ты теперь отличаешь от того человека, к которому привык. Мне интересно, как посредством всех слоев, которые создает одежда, люди социализируются в больших группах.

Знакомство с Россией происходит для меня постепенно, шаг за шагом, скользя от одного культурного слоя к другому. И в этом плане многослойность одежды представляется метафоричной.

На какой город Европы больше всего похожа столица Урала?

- Некоторые места в вашем городе напоминают Восточный Берлин: то, как он устроен в урбанистическом плане, какую имеет структуру и организацию публичных мест. Кроме того, архитектурное наследие первой трети XX века Екатеринбурга схоже с постройками того же периода в Берлине.

Сколько в среднем времени уходит на создание одного проекта?

- Все зависит от ситуации. Часто бывает так, что ты ограничен во времени, и приходится от начала до конца действовать в рамках дедлайна. А бывает так, что как таковых четких границ не существует. К примеру, сейчас я выхожу на улицу, делаю определенные снимки. Так к открытию проекта будет готов зин, куда они будут включены. Но это не значит, что снимки, которые я сделала на Урале, не будут использованы в других проектах. Вопрос не в том, чтобы идти из пункта А в пункт Б, а в том, какие параллели можно найти. Если двигаешься дальше в этом направлении, то ситуация становится сложней и вместе с тем интересней.

Структуру моей работы можно представить в виде процесса плетения кос, когда ты можешь плести не из трех прядей, как обычно бывает, а из нескольких одновременно, они все разные, но вместе дают целостную картинку. С другой стороны, есть определенная сложность, с которой я сталкиваюсь – не могу отпустить все то, что было до этого. Скорее, это трудность не в художественном плане, а в личном. Мне легко удается отпустить тему, но не людей, которых я видела и с которыми знакомилась в процессе работы над проектом.

Я могу увидеть человека где-нибудь на углу улицы в течение 10 секунд, но пойму, что это может быть гораздо больше, чем просто случайная встреча.

У меня очень хорошая память на лица, всех кого я вижу в жизни, запоминаю и легко могу воспроизвести их внешность у себя в голове. Поэтому мне интересно понятие «незнакомца». Те люди, которых я встречаю – они незнакомцы. Но при необходимости я пытаюсь установить очень близкую связь за короткое время, чтобы сократить дистанцию и стать знакомыми.

Данной выставкой я могу мысленно возвращаться и в предыдущие проекты. У меня нет никаких ожиданий, моя работа останется здесь и будет жить своей жизнью, когда я уеду из Екатеринбурга.

Фетт Санс рассказала IMC о некоторых работах, которые можно будет увидеть на первой выставке арт-резиденции. Напомним, в 2016 году «Дом Метенкова» стал победителем в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина с идеей арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга».

Фото 1

Это мой первый снимок в Екатеринбурге. На тот момент, когда мы познакомились с этим парнем, студия в «Доме Метенкова» еще не была готова, и я не могла никого туда пригласить. Чтобы сделать снимок, я искала место и поняла, что нужно спокойное пространство, где можно уединиться. Выбрала второй этаж «Дома Кино», где меня привлекло это растение. Снимок важен, потому что он сделан на фоне зелени, в тот момент, когда я еще не знала, что подобные вещи станут моим лейтмотивом для всего проекта. Это некая точка старта. Ноябрь 2016.

Фото 2

Мне стало интересно, как работают некоторые общественные места, за счет чего они структурируются. Когда я увидела все эти растения в одном месте (речь идет о ТЮЗе – прим. автора), то у меня возникла мысль о потерянном рае, который кто-то обретает, когда приходит в это место и видит роскошь зелени. Здесь важно, как встречаются реальность, которая существует в мире и реальность в моем понимании.

Фото 3

Это снимок из двух снимков. Внутри - фотография с зеркалом, которую я сделала в Екатеринбурге. Фотография с рукой найдена в интернете, это делает человек по имени Ahmad Fuad Morad, который много путешествует по миру. И вот я на фоне его снимка запечатлела свою фотокарточку с зеркалом. В основе лежит идея о проводнике.

Первая выставка проекта арт-резиденций «Новые истории Екатеринбурга» под названием «Тепличное растение» откроется сегодня, 27 декабря, вторник, в 19:00 на площадке фотографического музея «Дом Метенкова» (Карла Либкнехта, 36).

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: