Морозно, свежо и не темно

Как в Екатеринбурге прошел фестиваль светового искусства «Не темно»

21 декабря, 00:03, 2016г.    Автор: Александра Намятова

Фестиваль светового искусства в городе «Не темно», в пятый раз озаривший столицу Урала светодиодными и не только огнями, прошел с аншлагом. Автор IMC прошелся по площадкам и своими глазами увидел, чем художники удивляли горожан на этот раз.

В плане, выданном улыбающимися волонтерами в «Ельцин Центре», нарисованы 22 объекта, разбросанных по всему городу. Градус на улице – порядка -25, а то и ниже, но от посещения инсталляций это не отталкивает. Хорошо, что первая из них находится в самом «Ельцин Центре» - это небольшой прозрачный шарик, «оракул», сделанный участниками фестиваля Suricata House и предсказывающий будущее, высвечивая ответ на заданный вопрос на экране напротив. Несколько раз гадаю – выпадает только красиво оформленное «No».

По дороге к Центру фотографии «Март» слушаем основателя фестиваля. Евгения Никитина знакомит с историей «Не темно».

«Фестиваль начинался как дружеский проект. Мы хотели вовлечь художников в некий квест и бросить вызов погоде. Накануне зимнего солнцестояния «Не темно» проходит уже в пятый раз; как видите, мы успешно справляемся с проектом».

За разговорами подходим ко второй инсталляции: в окне «Марта» солнце, медленно встающее из-за горы.

Совсем рядом, на Плотинке, Сергей Лаушкин представил свою инсталляцию «Небо». Это зеркальные буквы на снегу, в которых отражается темное вечернее небо середины декабря. «Они показывают слияние неба и земли, двух разных стихий, соединяющихся благодаря воде», - объяснит Сергей днем позже на закрытии фестиваля.

Следующие объекты, занесенные на черную карту «Не темно» - «Боязнь темноты» Лаушкина и «Шкатулка» Александра Черданцева. Обе инсталляции уже вызвали бурю в Инстаграме: первая изображает нескольких железных псов с горящими глазами, стоящих за гаражом, а вторая просто радует ярко-зеленым цветом и возможностью залезть внутрь. На моих глазах туда залезали практически все, кто хотел сфотографироваться.

По словам Александра, очертания шкатулки должны показать крушение прежних идеалов, пустоту в душе и в сердце, мнимые ценности людей вокруг. Зашифрованный смысл угадывается трудно – наверное, опустившаяся температура, при которой замерзают даже мозги, является тому главной причиной.

На обратном пути сворачиваем к водонапорной башне, своеобразному символу центра города. Американка Кэрол Сальмансон с группой студентов ЕАСИ превратила окошко башни в разноцветный витраж.

Кстати, ЕАСИ в этом году отличилась – в ее дворе был организован своеобразный шалаш, сделанный из флуоресцентных «палочек» белого цвета. «Сны шамана» символизировали приближение дня зимнего солнцестояния – 21 декабря – и всех связанных с ним обычаев. К примеру, шаманских плясок, различных обрядов, призыва привидений и им подобных.

Внимание горожан привлекли инсталляции «речных» значков, расположенные на разных берегах Исети дальше Плотинки. Первый из них, «Знак эвакуации», был выполнен Анастасией Крохалевой, студенткой УрФУ. Светящийся синим человечек, будто бегущий в никуда, как минимум притягивает взгляд. Как максимум – поднимает серьезные философские темы. «Это открытый вопрос, а не простой значок. Сможете ли вы адаптироваться к новой жизни в городе? Перебороть себя? Или вы начнете искать выход, на который человечек намекает, и сбежите?», - поясняет автор.

Второй «значок» находится на самом берегу замерзшей реки – это горящая ярко-красным стрелка с мини-пальмой и обогревателем под боком. «Скульптура» называлась «Цыпленок в поисках желтка». Обогреватель действительно грел, а мини-пальма стояла невредимой весь вечер. В путеводителе «Цыпленок» сопровожден фразой: «Все, что вы хотели знать о современном искусстве». И множеством хэштегов.

Один из самых заметных объектов – «Звезды», водворенные на входе в ИЦ «ARHITECTOR». Две серебристые конструкции как бы предваряли лекцию немецкого куратора «Не темно» - 2016 Макса Зюдуса, которая прошла в библиотеке Центра ровно через день.

«Это вызов, форс-мажор, рывок. Мне это нравится. Который раз приезжаю в Екатеринбург с выставками и могу сказать, что ваш город прекрасен, а атмосфера в нем непередаваема» - во время полуторачасовой лекции Макс расточал улыбки и благодарности. О ценности фестиваля говорила российский куратор Евгения Никитина.

«Мы многофункциональный фестиваль. Поэтому ценность его немного расплывчата. Это и работа над инсталляцией, и возможность от идеи прийти с готовым объектом к большой аудитории и грамотно его презентовать»

Несмотря на то, что сам фестиваль уже закончился, одна из инсталляций будет радовать жителей и гостей Екатеринбурга до марта 2017 года. Это «Водяные пузыри» той самой американки Кэрол, расположившиеся в окнах Белой башни на Уралмаше. Посмотрим, смогут ли 20 ярких картинок «напитать» город жизнью, как когда-то это делала сама башня.

Фото: Алексей Патентный, Кристина Казакова, Сергей Потеряев, Анастасия Задорина, White Tower Project

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: