На пороге новой индустриальной революции

Куратор 4-й Уральской биеннале современного искусства о «новой грамотности», Чарли Чаплине и фотографии

15 декабря, 17:49, 2016г.    Автор: Арина Осипова

В середине декабря Екатеринбург посетил Жоан Рибас, куратор основного проекта 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Ему предстоит разобраться с «Новой грамотностью» (так звучит тема будущей биеннале), посвященной труду и досугу недалекого будущего. На пресс-конференции, посвященной концепции самого большого смотра современного искусства будущего года Жоан Рибас поделился своими идеями, рассказал о структуре проекта и о том, что происходит в обществе.

За шесть лет существования проекта индустриальная биеннале стала брендом Уральского региона в сфере искусства. С Россией и в частности с Уралом меня связывают исторические, личные и культурные отношения. На их основе построен весь концептуальный проект новой биеннале. Также я помню работы, которые перевезли из Эрмитажа на Урал во время Второй мировой войны. Это сильный факт, разбираясь с которым и анализируя который, можно многое узнать об обществе. Конечно, в следующем году Россия будет отмечать 100-летие Октябрьской революции. Отзвуки данной темы есть, но мы обойдемся без ее восхваления. Для нас гораздо более предпочтительны события, которые из-за относительной неизвестности заключают в себе нечто новое.

Какой способ создания для меня наиболее привлекателен? На ум приходит знаменитая сцена с лестницей из «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна. Она воспроизводилась во множестве документальных фильмов, причем как отражение реальных событий. Как раз такие смещения кажутся мне весьма занимательными. Перепрочтение – вот что захватывает.

Сейчас мы переживаем Четвертую индустриальную революцию. Меняются способы коммуникации, которые в свою очередь трансформируют нашу повседневную жизнь. Это касается абсолютно всего: как мы работаем, отдыхаем, спим, о чем грезим. Причем грезим не только как отдельные личности, но и как общество в целом. Именно об изменениях в современном обществе и городе заявило название «Новая грамотность».

Как искусство может стать проводником «новой грамотности»? Этот вопрос является важной составляющей биеннале. Мы попробуем разъяснить сам феномен «новой грамотности» и то, как она определяет вещи, из которых складывается общество. Значимы и другие аспекты: то, каким образом грамотность отвечает на вопросы, связанные со скоростью коммуникации, и как она описывает способы работы с новыми языковыми системами, интерфейсами.

Жоан Рибас рассказывает про биеннале по скайпу

Биеннале будет основана на трех мотивах. Первый мотив – изображение как свидетель. Второй - капиталистическая хореография или то, как мы выстраиваем действия нашего физического тела в соответствии с режимами работы и бытованием. Третий – «сопротивляющееся слово» и его проявления в современном мире. Перечисленные мотивы связываются всевозможными новыми формами грамотности. Эти новые формы на самом деле актуализируют старые, реализуют их через новые практики.

Возьмем, допустим, чтение. Кто читает электронные книги? Думаю, практически все. При этом бумажные книги уходят в прошлое. Что касается хореографии, то здесь я имею ввиду, например, особые движения пальцев во время работы с тачскринами.

Великий танцор эпохи индустриальной хореографии – Чарли Чаплин. Он многое привнес в жизнь людей. Меня интересует, какого типа хореографию мы наблюдаем сегодня: в условиях изменившегося рабочего графика, в условиях содержания работ и трансформирующегося опыта. Кроме этого, важно помнить, что большая часть старых фабрик сейчас становится музеями. Это очень показательна тенденция. Любопытно посмотреть на то, чем раньше люди занимались на фабрике или заводе.

А кто сейчас может стать новым Чарли Чаплином?

О производстве изображений. Я предлагаю рассмотреть режим, в котором мы производим фотографии, направляем наш девайс на что-то в мире во вне. Кроме того, занимательно, как мы фотографируем самих себя. Изображение и образ здесь функционируют как историческое событие. Изображение запечатлевает действительность, встраивается в нашу реальность. Оно не только фиксирует происходившее как некоторые воспоминания о случившемся, но составляет часть нашей повседневной жизни. Мы покинули мир, где каждый просто смотрел на изображения. Теперь мы обрабатываем их, взаимодействуем с ними по-новому. Это, кстати, касается и слов.

Слово неуничтожимо. Оно повсюду. Несмотря на то, что в книге «451 градус по Фаренгейту» тексты сжигали, слово все равно оставалось. Наша задача – манифестировать его, исследовать динамику слова в современном обществе. А также посмотреть, как в постиндустриальном обществе существуют тексты.

На 4-й Уральской индустриальной биеннале не стоит ждать показа отдельных направлений искусства. Разница между физическим и цифровым пространством становится менее различима: оба этих пространства сжимаются. Поэтому меня больше волнуют потоки, проходящие сквозь общество, нежели отдельные вспышки, на которых я не желаю акцентировать внимание.

Важна связь физического и технологического, а не определенное направление в искусстве. Смешение стилей, взаимопроникновение пространств помогут достигнуть главной цели – поместить зрителей в ураган потрясающих идей.

Уральская индустриальная биеннале современного искусства — один из крупнейших международных проектов в области современного искусства в регионах, который каждые два года организует и проводит Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в Екатеринбурге и на Урале с 2010 года.

Жоан Рибас — заместитель директора и главный куратор музея современного искусства Серралвеш в городе Порту, Португалия. Ранее работал куратором Центра визуальных искусств List в Массачусетском техническом институте (2009-2013) и Центра рисунков в Нью-Йорке (2007-2009). Среди его последних проектов групповые выставки «Под облаками: от паранойи до цифрового величия», музей Серралвеш (2015), «Голоценовый век», МИТ Центр визуальных искусств List (2012), Кабул, Тегеран, Дженин, МИТ Центр визуальных искусств List (2010), FAX, Центр рисунков (2009) и выставки работ Майкла Кребера, Елены Алмейды, Otolith Group, Криса Маркера, Амалии Пика, Джоакима Кёстера, Акрама Заатари, Отто Пайна, Франсис Старк, Риркрит Тиравания и Ри Мортона. Жоан Рибас стал четырёхкратным победителем премии Международной ассоциации художественных критиков (AICA) за лучшую выставку (2008–11) и получил премию за лучшую выставку фонда Эмили Холл Тримейн (2010).

Редакция благодарит за перевод Дмитрия Безуглова

Фото: Уральский филиал ГЦСИ

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: