«Берешь Вьетнам, снимаешь «Рэмбо», и ты уже не захватчик, а герой и спаситель»

Режиссер Алексей Петрухин о том, как вывести отечественные блокбастеры на мировой уровень

14 декабря, 17:24, 2016г.    Автор: Сергей Сивопляс

На прошлой неделе режиссер, автор «Училки» и создатель кассового «Вия» Алексей Петрухин посетил Екатеринбург в рамках мастер-класса и питчинга на Свердловской киностудии, а заодно рассказал IMC, почему все убеждены, что русское кино неконкурентноспособно и как при этом удается приглашать Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера сниматься в русских фильмах.

Вы приехали посмотреть проекты уральских режиссеров и провести питчинг (презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов – прим. автора). В таких ситуациях совпадают ли ожидания с тем, что видите в итоге?

По-разному, каждый раз как первый, поэтому и интересно. Люди пишут, приносят эти истории, показывают тебе и пытаются доказать, почему это стоит снимать. Первоначально к питчингу я был скептичен, но так получилось, что несколько раз я был поражен идеями, разработками и подходами молодых авторов. Некоторые проекты мы даже приобретали и сейчас реализуем. В такой ситуации всегда нужна живая встреча с автором. Может быть очень хорошее повествование, мощная история, но встречаешься с человеком, который это сделал, и у вас нет понимания. Возникают сомнения, а если они есть, лучше за такой проект и не браться. Кино строится на личности и людях, если нет взаимопонимания, то какая бы крутая идея не была, у вас ничего не получится. Точно также бывает, когда читаешь и думаешь: «Что за бред?!». Встречаешься с человеком, а он до тебя доносит мысль, и все то, что не сумел на бумаге выразить. Его идея имеет скрытую глубину и пробуждает невероятный интерес. Остается только доработать, и хоть сейчас снимай.

Чем вас зацепили те проекты, которые вы сейчас реализуете?

Некоторые своей масштабностью и актуальностью. Последнее приобретение – фильм-катастрофа «Гидроагрегат», посвященный Саяно-Шушенской ГЭС. В 2019 году будет 10 лет трагедии, поэтому это актуально. Смотрю на сценарий, и на каком-то генетическом уровне меня это цепляет, пробирают мурашки. Понимаю, что проект масштабный, и вместе с тем близкий нам и понятный. Есть творческий посыл и точки соприкосновения, которые можно будет использовать. А теперь представьте, что вы можете попасть внутрь гидростанции, в момент аварии, понять за счет чего живет этот механизм и почему он пришел в неисправность, что такое гидроудар, как выглядят коридоры и многое другое. Поэтому заявку на «Гидроагрегат» мы подали в Государственный Фонд Кино, где ее рассмотрели и решили оказать поддержку не только съемке, но и стадии разработки.

Только представьте, «Фонд Кино» дает тебе три минуты, и ты должен рассказать о глобальном проекте, при этом просишь сотни миллионов, а тебе предоставлено всего 180 секунд. Тебе надо влюбить и заинтересовать людей. Раньше я считал, что такое невозможно. Сейчас уверен в обратном.

Ведь если ты свой проект любишь, веришь в него и живешь им, то тебе и минуты будет достаточно, чтобы рассказать почему он особенный и в чем его суть.

В продолжение такой философской мысли, мысль грустная - почему у российского кино сформировался образ «отстоя»?

Увы, произошел развал индустрии. Честно говоря, советское кино было успешным, и на его модели теперь базируется кинематограф в Америке и Китае. Все основатели американской киноиндустрии выходцы из СССР и знают, как это работает. Китайцы в свою очередь полностью взяли модель Советского Союза – в каждом дворе должен быть кинопроектор и кинопоказ, сегодняшним языком это называется «емкость рынка». В нашей стране пропала емкость рынка, а количеств кинотеатров просто вызывает смех. На 400 кинотеатров приходится 4 200 экранов. Только представьте, в СССР было 29 000 кинотеатров, а вместе с деревенскими и поселковыми домами культуры, где был кинопроектор – 320 000 экранов. Кино это дорогое удовольствие, а сегодняшняя планка, которую ставит Голливуд, дорогого стоит.

В кино всегда есть три составляющие успеха – смех, слезы и конфликт. Вот этот самый конфликт сейчас и стоит дорого, это целая технология.

Когда говорят, что старый «Вий» в СССР по официально проданным билетам посмотрело 32 миллиона, а аудитория «Пиратов XX Века» составила 54 млн. человек, то в нынешних реалиях это называется мировой бокс-офис. Так смотрели кино в СССР, и это был невероятный по мощности инструмент политического влияния.

Может прозвучать пафосно и те, кто будут читать это, могут рассмеяться, но сейчас Америка владеет миром. Нет там никакой сильной и мощной армии, не умеют они воевать, а такое влияние достигнуто благодаря кино. Берешь Вьетнам, снимаешь «Рэмбо», и ты уже не захватчик, а герой и спаситель. Да даже в «Трансформерах» и «Железном Человеке» заложен патриотизм.

Это делается осознанно и для подсознания, чтобы простой зритель, начиная с 8-10 лет, смотрел кино и думал про себя: «Блин, как же в Америке круто! Ее охраняют роботы, воюют за нее. Значит там очень хорошо жить!».

У нас ничего подобного не происходит. Идет прогресс и перемены, кино начинает расти, но есть проблема «емкости рынка». У нас нет полноценного телевидения, лишь несколько каналов, которые имеют собственное производство и ограниченные рекламные бюджеты. Они понимают, сколько смогут заработать на рекламе и этой суммой и ограничивается.

Снова посмотрим в сторону Америки – там 140 каналов борется за тот или иной контент. Ты написал интересный сценарий, имеешь хорошую идею – так у тебя «Netflix» ее тут же возьмет за миллионы долларов! Если не они, то есть самые отстойные каналы, которые точно возьмут любую твою идею, и ты все равно получишь больше, чем тебе сможет предложить условный Первый Канал.

Китай, в свою очередь, сделал огромную «емкость рынка», теперь у них начинает подтягиваться качество. Каждый месяц выходит китайский фильм, который удивляет. Скоро они выйдут на мировой уровень, начнут менять лица, вводить своих азиатских героев.

Скоро выйдет фильм «Великая Стена», там одни азиаты и Мэтт Деймон – вы об этом говорите?

Да! Его даже пересняли, потому что пошел крен на Деймона. Не поверите, уже кино было готово, но потратили еще 12 миллионов долларов, чтобы переснять и сделать актера второго плана главным, будто бы он принимает все ключевые решения. Они осознают важность самоидентификации и идут этим путем.

У вас в работе как раз фильм «Путешествие в Китай. Тайна железной маски» Это ведь продолжение фильма «Вий», который ассоциируется с гоголевским произведением. Откуда такая вера в идею и куда движется эта франшиза?

-В начале нулевых кино было забавой, поэтому сейчас я могу легко рассуждать и поучать молодых ребят, я прошел эту стадию. В то время мы финансировали все что хотели и не думали, что зритель вынесет из фильма, и какой в конце будет «месседж». Когда наигрались, стало понято, что у кино должна быть миссия. Человек, который его смотрит, должен быть вдохновлен и поражен, при этом узнавая что-то новое и задумываясь.

Изначально мы выстроили трилогию «Вий» следующим образом: классическая первая часть, затем от Трансильвании до Московии, и как финал путешествие в Китай. Тему Индии держали про запас. Сняли мы, значит, классический «Вий» с цитированием диалогов и монологов, углубленно и основательно. Поняли то, что Гоголь шел против тех людей, которые одевают рясу и думают, что им дана власть. Николай Васильевич первый заикнулся о том, что люди в рясах, это бизнес и манипуляция людьми, а вера - абсолютно другое явление. Посмотрели первую версию своего фильм, получился мега-современный ремейк, а суть-то в чем? Как это между строк высказать?

Вторая наша история была про путешественника Джонатана Грина, который проезжал мимо селения, заглядывал в него, а затем ехал дальше до Московии. Мы начали снимать эту картину, не понимая, что делать с первой. В этот же момент познакомились с технологией 3D, поняли как это круто и пересняли половину первого фильма в этом формате. В итоге, решили объединить первую и вторую ленты в одну, но далось это нелегко. Из 4 часов 40 минут снятого материала, надо было выбрать максимум 120 минут. Режиссер хочет оставить смысл, а я хочу, чтобы был «вау-эффект», пренебрегать ничем из этого нельзя. Разделять фильмы тоже глупость. Нашли компромисс, который выстрелил, и тут же приступили к «Путешествию в Китай».

Наш герой продолжает свой путь, мы забрали из первой части казаков, которые были на хуторе, они едут помогать. Гоголь такого не писал, но все отголоски имеют фундамент. Если в оригинале все происходило в церкви на хуторе, то в Китае пещеры с драконами. Это проецирование идеи на азиатскую мифологию. В Индии еще круче, мы мыслями уже все там, хотя не закончили еще Китай.

Как вам удалось затянуть в этот проект Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера?

Историей. Настойчивость, психология общения и вера в свою идею. Пришел, показал, рассказал, зажег человека, и вот мы уже с Джеки два года друзья и партнеры, работаем также над другими проектами. С Арнольдом общение завязалось буквально недавно - летом. Пару месяцев доказывали, что мы не из ряда тех, кто зовет в банальный и глупый проект. Встреча за встречей на площадке, и вот уже человек вместе с нами. Он это на всю жизнь запомнит, для него это неординарная роль, которая ему очень понравилась. В первый съемочный день он был очень насторожен, а сейчас уже готов и в продолжении участвовать. У него появилась вера в российское кино, а это о многом говорит.

Алексей Петрухин - режиссер, сценарист, продюсер. Родился 12 марта 1973 года в Московской области. В 2002 году окончил Государственный Московский юридический университет МВД России. С этого же года стал заниматься кинобизнесом, основав компанию «Русская Фильм Группа». С 2007 по 2014 годы все силы кинокомпании были сосредоточены на создании фильма «Вий» 3D по повести Н. В. Гоголя. Картина, стартовавшая в прокате 30 января 2014 года в первый же день побила все рекорды по сборам не только среди отечественных, но и западных релизов, собрав за первый уикенд картина 607 993 385 рублей в 1030 кинотеатрах и став новым рекордом дебютных сборов для российских фильмов. Общие сборы в России составили 1 млрд. 211 101 000 руб. Фильм прочно удерживал лидерство в прокате на протяжении трёх недель, заслужив положительные отзывы зрителей и кинокритиков. В 2014 году был запущен новый масштабный проект — фильм «Путешествие в Китай», съёмки которого проходят в России и Китае. Также в планах Кинокомпании «РФГ» производство сразу нескольких патриотически ориентированных проектов: съёмки крупномасштабного исторического фильма «Варяг» 3D, исторической драмы «Яков. Сын Сталина», «Феникс», «Мужской сезон-2», «Испытание». В 2016 году второй фильм, поставленный Алексеем Петрухиным, «Училка» с успехом был показан на ХХIII кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. Лента была награждёна призом «Золотая ладья» за 1 место в программе «Выборгский счёт», а исполнительница главной роли Ирина Купченко получила Главный приз фестиваля.

Фото: Свердловская киностудия

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: