Храм или Гуггенхайм?

Набережная Екатеринбурга как зеркало потребностей его горожан

12 декабря, 22:27, 2016г.    Автор: Никита Сучков

Наличие храма или новое его строительство в городе 21 века не является чем-то шокирующим и нелепым. Однажды в Сингапуре с сыном священника я ходил на воскресную службу его отца. Большое количество верующих католиков в храме в выходной день не мешает городу-государству быть одной из самых процветающих стран мира.

Но главная достопримечательность Сингапура - бухта Марина Бэй, своеобразный аналог нашего Городского пруда - это все-таки витрина не религиозного мировоззрения сингапурцев, а высоких технологий и уровня жизни, которые страна достигла за последние 50 лет. А основные достопримечательности предназначены не для узкой группы прихожан, а для разных сообществ горожан, заинтересованных в своем культурном и интеллектуальном развитии. Отсюда и функция этих зданий.

Шедевр архитектуры и международный центр искусства Эспланаде построен в виде полусферы, похожей на фасеточный глаз мухи и включающий в себя театральную сцену, концертный зал и библиотеку со свободным доступом. Рядом, похожее на связку бананов, футуристичное здание Музея наук и искусств. От театра до музея можно дойти по мосту, построенному в виде цепочки ДНК. И, конечно, кульминация архитектурной композиции - отель Марина Бэй Сандс с бассейном-палубой корабля, стоящей на трех небоскребах-опорах. В каждом здании заключена яркая идея, которые делают Сингапур одним из самых интересных в мире современных городов. Для формирования бухты пришлось сделать несколько намывных территорий, но это от нехватки земли в одной из самых маленьких стран мира.

Набережная Сингапура как витрина неординарных архитектурных и инженерных идей

В этом месте надо одёрнуть себя и вернуться к более прозаичной уральской действительности. Начнем с того, что в любую эпоху храм заключал в себе религиозные представления людей и технологии того времени. В готических храмах это аркбутаны, контрфорсы, стрельчатые окна как ноу-хау той архитектуры и химеры, скульптуры, витражи как слепок мировоззрения людей. Вместе они создают потрясающее впечатление, являются отражением своей эпохи.

Но неоготические церкви Нью-Йорка - Святого Патрика или Троицы, построенные в 19-20 веках как архитектурная реплика, уже не производят такого сильного впечатления, как соборы Шартра, Реймса и Кёльна. Кстати, уверен, с этим согласится даже Михаил Венидимович Голобородский, читающий в архитектурном университете курс по истории пространственных искусств.

Саграда Фамилиа не похожа ни на одну другую церковь мира

Другое дело - церковь Саграда Фамилиа в Барселоне, которая является творением Антонио Гауди. Кому-то она напоминает готику, но включает в себя и черты модерна, но прежде всего - индивидуальный стиль одного из самых необычных архитекторов 20 века. Модернистская Нотр-Дам-дю-О архитектора Ле Корбюзье стала самой известной капеллой 20 века и популярной достопримечательностью малоизвестного местечка Роншан во Франции. Но моим самым любимым примером является Арктический собор в Тромсё, 60-тысячном городке в Заполярной Норвегии. Он не похож на традиционные норвежские ставкирки. Фасад отсылает нас к авангарду и модернизму, архитекторы хотели, чтобы он создавал ассоциацию с айсбергом и знаковым в норвежской мифологии островом Хойя, расположенным неподалеку. В Тромсё собор и достопримечательность, и дополнительный культурный центр, расположенный на периферии города. С апреля по октябрь в здании проводятся органные концерты, туристы с круизных лайнеров могут по билетам зайти внутрь. Бесплатный вход возможен для прихожан раз в неделю на воскресную службу.

Арктический собор в стиле модернизма выглядит неземным и аскетичным, как и должна восприниматься сегодня религия

Таким образом, обладающие богатой культурой страны, тем не менее, не стараются ее слепо копировать, а придумывают что-то новое, иногда используя исторические мотивы. В этом плане строительство нового храма по строгим канонам русского узорочья, стиля 17 века еще и в городе, чья история началась на век позже той эпохи, выглядит не как дань традиции, а лишь как нечто устаревшее и консервативное.

Однако историческая архитектура, в том числе и российская, сегодня все же является источником вдохновения при строительстве… торговых центров и аттракционов, в основном, для привлечения массового покупателя. В китайской Маньчжурии мы видим копию русской церкви, в которой то ли отель, то ли торговый центр. А в дубайском торгово-выставочном центре Global Village рыночный павильон "Russia" также оформлен под древнерусский храм.

В Маньчжурии у границ с Россией построили русские храмы и матрешки с одной лишь целью - привлечь покупателей

То есть если бы в бухте у «Космоса» построили торговый или развлекательный центр, а может даже Музей Гуггенхайма, по архитектуре похожий на храм, наверно, к нему бы было меньше вопросов, чем сейчас, когда довольно недалекую и слабо продуманную идею религиозно-культового сооружения выдают за глубоко осмысленную и символичную.

В дубайской Global Village Россия ассоциируется с куполами церкви 16-17 века

Таким образом, что мы ожидаем получить от нового объекта? Хотели бы иметь на Набережной городского пруда в Екатеринбурге музей науки и искусств, прекрасный театр, современную библиотеку… или дешевый аттракцион, сама идея которого - это и есть насмешка над православием, подставляющая под удар прихожан и священников, безусловно, весьма достойных, порядочных и уважаемых жителей Екатеринбурга.

Фото автора

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: