На этой неделе в Екатеринбург с концертом приезжает группа «Аффинаж». Квартет из Санкт-Петербурга, играющий в синтетическом жанре нуар-шансон, выступит на Урале второй раз. В преддверии концерта участники «Аффинаж» Михаил Калинин, Сергей Шиляев, Александр Корюковец и Александр Ом рассказали IMC о том, что роднит их с Екатеринбургом, о своем творческом процессе и о своей культурной идентичности.
Вы уже выступали в Екатеринбурге в мае. Какие впечатления от города, от публики? Знакомы ли вы с екатеринбургскими музыкантами?
Михаил Калинин: Мне очень понравился и город, и публика. Из екатеринбургских музыкантов люблю группу «4 Позиции Бруно». Это очень интересная группа, одна из лучших в России, по моему мнению.
Сергей Шиляев: Моя мама родом из Свердловской области, из Кушвы, я часто бывал здесь в детстве. Под песни группы «Наутилус Помпилиус» все мое детство прошло. Лично знакомы с Лизой Монеточкой, во время тура нашего сайд-проекта «Быдлоцыкл» познакомились с Евгением Горенбургом.
Миша, чем ты занимался до «Аффинажа»?
М.К.: Сейчас мне уже кажется, что по-настоящему, всерьёз, я занимался только литературой и музыкой. Первые стихи я написал года в четыре. Все школьные годы я что-то писал. На гитаре начал играть лет в одиннадцать. Сейчас продолжаю писать – тексты песен для проектов, стихи. Ну и заметки, которые, быть может, со временем вырастут в нечто большее.
Что тебя вдохновляет в творческом плане, что является источниками твоих песен?
М.К.: На этот вопрос я не могу ничего конкретного ответить. Вдохновить может любая бытовая мелочь. Любая неважная на первый взгляд деталь.
Написание песен – для тебя это процесс больше интуитивный, чем рациональный?
М.К.: В моём случае – интуитивный. При том, что я довольно рациональный человек, и я, наверное, мог бы писать на заказ. Но в силу того, что проекты для меня – это больше, чем проекты, это детища, дело жизни, в процессе написания меня мало интересует холодный расчёт. Мне важнее максимально отразить состояние, вырваться за предел ощущений и возможностей, пробить потолок.
Диапазон эмоций в песнях «Аффинаж»? Есть ли какой-то отбор материала, ограничения?
М.К.: У «Аффинаж» может быть всё. Любая музыка. Любая эмоция. И нежность, и агрессия.
Что важнее – текст или мелодия?
М.К.: Для меня очень важна как раз-таки мелодика текста. Его фонетическая красота. Тексты для «Аффинаж» чаще всего вырастают из мелодии или же «прилипших» ко мне случайных созвучий, цепляющих словосочетаний, которые уже изначально наделены певучестью. То есть это не стихи, которые перекладываются на музыку. Это мелодии, сплетённые из слов.
Александр Корюковец: У нас есть проект, который можно, пожалуй, назвать текстоцентричным – это «Никого не люблю». У «Аффинажа» именно песенные тексты. У Миши замечательно получается писать текст, который не перетягивает на себя львиную долю внимания, а является одним из художественных элементов целого.
И в записи, и вживую вы звучите очень слаженно, сыгранно. Опишите ваш творческий процесс, как все обычно происходит?
С.Ш.: Мне обычно стоит услышать один раз Мишину зарисовку, как в голове рождается идея басовой партии, и в целом картина песни. Мне всегда нравился образ косы: когда музыка, как бы переплетаясь многими разными партиями, в итоге дает общую косу, где все связано-сплетено, но не хаотично, как валежник, а именно в нужном порядке.
А.К.: Много музыкального материала рождается во время совместных джемов. Зачастую, когда получается настроиться всем «на одну волну», возникает ощущение чуда. Все партии мы продумываем, это правда, у нас не импровизационная музыка.
Где вы издаетесь? У вас есть только цифровые альбомы на Bandcamp.com, или на физических носителях тоже?
М.К.: Самиздат. DIY. Независимость.
С.Ш.: На физических носителях изданы альбомы «Аффинаж», «Летаю/Расту», «Русские песни», «Русские песни. Послесловие». Первые три мы издавали полностью своими силами, всем составом клеили обложки. Тираж «Послесловия» сделали уже заводским способом.
Расскажите немного о продвижении группы. Вы делаете все сами?
С.Ш.: Да, мы занимаемся своим продвижением самостоятельно. В России нет структур музыкального шоу-бизнеса. На Западе, скажем, журналисты делают музыкальные открытия. Российские СМИ, как правило, обращают внимание только на уже состоявшиеся явления. Вот в этом направлении мы и работаем – идем своим путем, и, в конце концов, у них не будет шанса о нас промолчать.
Личные отношения в группе для вас много значат?
М.К.: Да, это очень важно. Мы друзья.
– Есть впечатление, что вы держитесь обособленно от коллег по музыкальной деятельности, от сцены…
С. Ш.: Мы не зависим ни от какой тусовки, не варимся ни в какой среде, сами себе сцена. Но дружим с абсолютно разными артистами. Некоторых из друзей и тех, с кем хотелось бы подружиться, мы приглашаем в наш проект «Аффинаж-подкаст».
Александр Ом: Нам не на кого равняться, кроме как на самих себя. Мы не стремимся попасть в уже существующий тренд. Это сильно помогает нам в работе.
Хотелось бы обозначить музыкальные влияния. Можно ли сказать, что «Аффинаж» – это сплав русской рок-музыки и европейской традиции?
М.К.: На меня влияют мои друзья – участники группы «Аффинаж». Это главное музыкальное влияние. Какие-то наши композиции, думаю, могут подпадать под тэг «русский рок». Но это же просто внешнее всё, для упрощения поиска информации. Я не вижу наш коллектив на какой-то конкретной жанровой полке.
С.Ш.: Я вырос на русском роке, очень люблю его. Мы являемся продолжателями этой «традиции» в том смысле, что мы эмоционально связаны с этой музыкой, живем в том культурном пространстве, которое она выражает. По поводу влияния европейской музыки – Саша Корюковец утверждает, что многие наши песни построены по симфоническому принципу. Надеюсь, что это так. Некоторые наши проявления можно отнести к жанру дарк-кабаре.
Ваши последние два альбома – «Русские песни» и «Русские песни. Послесловие» – это эпичный, насыщенный образами фолк или даже христианский фолк-рок. Их появление было довольно неожиданным после лиричных первых альбомов…
А.К.: Изначально никаких «Русских песен» не планировалось. Хотя песня «Лес», например – одна из первых в нашем репертуаре. Со временем мы увидели, что есть ряд песен, которые удивительным образом складываются в одну дремучую историю, по пути рождались новые песни, история обрастала деталями и подробностями. Так получился альбом «Русские песни». Эта тема нас очень сильно увлекла, и мы записали «Послесловие».
С.Ш.: О «христианском фолк-роке», конечно, не думалось, но по сути примерно так и получилось. В дальнейшем будет много разного, как было и до издания «Русских песен».
Тема русского – насколько это для вас стилизация, культурная игра и насколько самоощущение?
М.К.: Я считаю себя русским, поэтому нет ни стилизации, ни игры.
С.Ш.: Я из Вологды, с Русского Севера. На нашей земле есть вот тот самый «русский дух», здоровая самоидентификация себя как русских людей. Мне нравится определять себя как северянина. Северяне – крепкий и несуетливый народ. Это то, что мне по душе.
Что вы будете делать после окончания тура?
А.К.: После тура будем заниматься нашим новым альбомом, а 13 января будем хедлайнерами на «Старом Новом Роке 2017».
Концерт «Аффинаж» пройдет 25 ноября в 20:00 на площадке «Дома Печати» (проспект Ленина, 49). Узнать подробности и купить билеты можно на странице мероприятия.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.