Культурное приручение города

Почему экскурсии в Городок чекистов стали важной городской историей

18 августа, 17:35, 2016г.    Автор: Вячеслав Солдатов

В начале августа обычные, на первый взгляд, экскурсии по конструктивистскому кварталу в Городке чекистов прошли с необычайным аншлагом: на каждую пришло почти двести человек. Чем был вызван такой интерес публики, почему важно знать историю города и в чем все-таки состоит удивительная притягательность Городка чекистов – об этом и другом IMC рассказал один из авторов пешеходных экскурсий по Городку чекистов, философ и исследователь Игорь Янков.

Долгие годы мы с женой Ларисой Пискуновой занимались исследованием феномена советского в философском, антропологическом и историческом ракурсе. В последнее время заинтересовались изучением города. К тому же жене очень нравился конструктивизм, в частности, Городок чекистов. В конце концов так случилось, что мы купили здесь квартиру. Кстати, о ее истории: она не меняла хозяев с самого начала, в ней много лет жила судья. И когда мы стали здесь жить, то совместно с нашей знакомой Людмилой Старостовой занялись историей этого места, брали интервью. Параллельно мы узнали про биеннале, пришли в ГЦСИ и получили поддержку от Алисы Прудниковой.

Можно сказать, что это было удачное попадание в точку концентрации интереса к конструктивизму. Нас пригласили на «Дни конструктивизма» в музей архитектуры и дизайна. А затем на Уральской биеннале современного искусства мы параллельно стали «молодыми художниками» и общались с кураторами Бильяной Чирич и Ли Чжэньхуа.

В дальнейшем наши искания стали частью проекта куратора Ильи Шипиловских «Городок чекистов: Клуб – ДК – Музей» в ДК Дзержинского. Видя реакцию зрителей на выставке и во время лекционной программы, мы еще больше захотели заниматься историей Городка чекистов, включаться в общественные и художественные активности. В результате стали обсуждать темы экскурсий, и тут Дмитрий Москвин (куратор образовательных программ ГЦСИ) в рамках «Бажов Феста» предложил идеи для прогулок по Городку.

Это было нечто, очень сильное чувство, когда 1 августа мы увидели то большое количество людей, пришедших на экскурсию. Каждому пришлось экстренно брать свою часть и вести лекцию по часам. После этого мы решили, что все, «сливки» сняты, и на следующей встрече народа будет меньше. А когда выяснилось, что я буду вести ее один, а людей пришло почти столько же, то это было второе и еще большее потрясение. Пришлось на экскурсии забираться на возвышенности, говорить в мегафон, чтобы хоть как-то быть услышанным. Конечно, были технические огрехи: не всем было слышно, плюс от некоторых были замечания по содержанию. Кстати, 8 августа на экскурсию пришло много профессиональных архитекторов, историков, экскурсоводов, и в целом аудитория была очень хорошей.

Как выяснилось, история города привлекает значительное количество людей. И в этом состоит другой пласт деятельности группы: работе с историческим опытом. В нашей стране главнейшее место этого опыта занимает советское прошлое. Мы все выросли из советского: даже если ты антисоветчик, то несешь отпечаток именно этого опыта и взаимодействуешь с ним. Да, по прошествии лет можно сказать, что нить, связывающая нас с советским, слабеет и становится тоньше. Выросло целое поколение, которое в некотором смысле отошло от советской травмы и может посмотреть на этот опыт более отстраненно. Но это не значит, что она (травма) исчезла.

Можно не обращать на нее внимания, грубо говоря, снести Городок чекистов (даже в буквальном смысле). Но в этом случае от опыта прошлого не уходишь, и он всегда вернется в другом, совершенно иррациональном и страшном виде. А можно его переконфигурировать и ослабить, сконструировав наше будущее как потенциальное поле для выстраивания городской идентичности.

Городок чекистов – это яркая и притягивающая внимание концентрация советского. Этот «слоеный пирог» весьма интересен: здесь и конструктивизм, здесь и выдающийся архитектурный памятник, здесь и чекисты, здесь и разрушение, здесь и мотив крепости и сколько всего еще. Все это не может не притягивать людей. Соответственно, дальше нужно с этим работать и «расслаивать» этот опыт. Это важно для понимания самого места и для оценки его перспектив.

Что такое город? С одной стороны, это феномен сообществ. С другой, это множественность, различия. И нам всем, таким разным, нужно жить вместе в одной среде, жить совместно. Мы все время говорим, что в России есть города, но нет горожан. И в этом случае Екатеринбург представляет собой именно сообщество горожан и становится как раз настоящим городом. У нас есть плотная интересующаяся среда, которая может развивать именно общественные пространства. Следующий вопрос – это институционализация этих пространств. Существуют пешеходные зоны, культурные центры, тот же самый ГЦСИ или Ельцин Центр, которые позволяют пространству структурироваться, обустраивают его. И это наряду с нашими экскурсиями один из способов самоорганизации людей.

Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что девелоперы или чиновники называют здания конструктивизма неудобными местами для жизни. По их словам, весь конструктивизм превращается в одно некомфортное советское общежитие. А ведь к нему можно тоже относиться по-разному. Для огромного количества молодых людей отсутствие, допустим, кухни не является проблемой. Могу с уверенностью сказать, что Городок чекистов привлекает к себе внимание творческих людей. Здесь покупают квартиры художники, дизайнеры, преподаватели. Например, Рада Русских, художница, которая участвовала в индустриальной биеннале и специально заехала сюда. Ей тут очень нравится, несмотря даже на существующие коммунальные проблемы. Но конечно, для продвижения этого бренда, когда Городок чекистов превратится в культурный кластер, нужны большие вложения.

После нашего изучения Городка чекистов могу сказать, что это место невероятно окрашено эмоционально. С каждым разом, что мы изучали квартал, нам становилось все более и более интересно. Пусть мы не развенчали какие-то мифы про расстрельные подвалы и не создали какую-то новую обширную историю. Зато здесь есть такая многомерность, энергичность, от изучения которой испытываешь настоящий драйв. И хочется поделиться этим с другими.

Если у города есть дух, то он требует внутреннего мифа. А когда я вижу, например, как люди откликаются на конструктивизм, то понимаю, что попадаю в важную точку городского пространства, его живого поля. Это можно назвать своеобразным культурным «приручением» города, когда он оживает, становится востребованным и интересным.

Следующая экскурсия по Городку чекистов состоится 26 августа. Пока она не анонсирована, так что даже не знаю, как все пройдет. Возможно, придется вводить входные билеты и регистрацию, чтобы количество людей было ограничено и экскурсия прошла комфортно. Вообще в дальнейшей перспективе у нас несколько проектов, два ближайших – совместно с урбанистом Никитой Сучковым. Первый связан с очередными «Днями конструктивизма», которые пройдут в начале октября, где мы участвуем как часть рабочей группы. Во втором мы планируем подготовить новый информационный ресурс по Городку чекистов.

Илья Шипиловских, руководитель арт-галереи Ельцин Центра, автор проекта «Городок чекистов: Клуб – ДК – Музей»:

«Ажиотаж, сопровождающий пешеходные экскурсии по Городку чекистов, радует не меньше, чем жаркое лето. Это место, которому мне повезло посвятить много часов работы. Поэтому с интересом слежу за долгосрочными эффектами, заданными, мне кажется, в первую очередь 3 Уральской индустриальной биеннале. Главной задачей, которую я ставил перед собой, реализуя в этом году проект «Городок чекистов: Клуб – ДК – Музей», было формирование нового заинтересованного сообщества вокруг Городка. И теперь Лариса, Игорь и Людмила, с которыми мы вместе работали, продолжая своё интереснейшее исследование повседневной жизни Городка, вдохновляют других, популяризируют архитектурное наследие, курируют выставки – создают движение, о котором даже год назад можно было только мечтать. Контур ядра сообщества кажется вполне различимым. Городок чекистов в своей комплексной многочастности: с историей, архитектурой, людьми, загадками и тайнами – заслуживает такого внимания. И ещё и не такого даже!».

Дмитрий Москвин, руководитель образовательных программ Уральского филиала ГЦСИ:

«Мне кажется, что Городок чекистов стал брендовым местом, рассказывающим разные истории о советском Свердловске. То есть здесь проще и нагляднее всего можно увидеть советскую утопию, а сейчас это цепляет многих людей. Я всегда отмечаю, что приезжающие в город именно после Городка чекистов проникаются интересом и уважением к свердловскому конструктивизму. Надо иметь в виду и тот момент, что Екатеринбург – город очень плохо осмысленный и почти не проговоренный в предыдущие десятилетия. Сейчас сложились условия, когда появились возможности узнавать о городе много интересного и непривычного, менять свою оптику. Людям всегда хочется знать, где они живут, что здесь было до них и, таким образом, формировать собственное отношение и то, что принято называть идентичностью. Именно с этим запросом на «идентичность екатеринбуржца» я связываю аншлаги на прогулках в Городке чекистов, а до этого и по некоторым другим знаковым для города местам».

Фото: группа проекта «Городок чекистов: Клуб – ДК – Музей», Игорь Янков | Facebook

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: