Телесный лексикон

Что посмотреть на фестивале современного танца «Малоформатный»

5 августа, 20:35, 2016г.    Автор: Анастасия Самохвалова

С 26 по 28 августа в Музее истории Екатеринбурга пройдет фестиваль современного танца «Малоформатный 2016», состоящий из четырех сольных и двух дуэтных постановок гостей из США, региона и местных авторов. Некоторые работы существуют уже несколько лет, некоторые являются премьерами этого года, либо создаются специально к фестивалю; все работы составят две различные программы, которые пройдут с последующими обсуждениями 26 и 27 августа (в Музее истории Екатеринбурга). А 28 августа в Фотографическом музее «Дом Метенкова» все желающие приглашаются подискутировать с гостями фестиваля о contemporary dance, его фактуре, приемах, композиции, включая более широкие понятия, к примеру, что есть красота, или что значит рисковать в процессе создания произведения.

Рассказать личную историю

«Со счета можно сбиться. Нумеровала, когда фестиваль проходил с участием гостей из-за пределов города и из-за рубежа. Но были локальные мероприятия, где выступали только местные авторы-исполнители. В итоге в этом году получается девятая «Малоформатная» программа. Надоело со всеми номерами, и решила – пусть будет только год», – говорит инициатор и куратор проекта, хореограф и танцовщица Екатерина Жаринова.

Идея создания «Малоформатного» у Екатерины появилась в 2007 году, именно тогда, когда родились первые постановки, которые в городе негде было показать. Удалось организовать вечер contemporary dance спектаклей, и дальше больше – возникли идеи, что в городе хотелось представить наряду со своими работами.

Проект создавался, прежде всего, для того, чтобы поддержать тех, кто работает в малой форме, чтобы предоставить возможность авторам поделиться сугубо личной историей. Ведь когда на сцене более двух выступающих, сделать это намного сложнее, действуют уже другие правила, получаются коллективные высказывания, трансляция общего опыта. Кроме того, важно, чтобы соблюдалось основное условие – на сцене должно быть не более двух танцовщиков.

Из финансовых соображений «малый формат» был также удобен организатору: легче привезти одного-двух человек, чем коллективы. В 2013 году «Малоформатный» выиграл в конкурсе грантов региональных проектов в рамках Года Германии в России, тогда средства ушли на оплату дороги, суточные и гонорар немецкого хореографа Бритты Шенбрунн. В этом году поддержать фестиваль вызвались Генконсульство США в Екатеринбурге, Университет Джорджа Вашингтона, Музей истории Екатеринбурга, Фотографический музей «Дом Метенкова», Школа танцев Promodance и МОО «Федерация современного искусства» в Тюмени.

«Как такое можно показывать?»

Программа «Малоформатного», как первоначально, так и сейчас, намеренно небольшая. Это сделано для того, чтобы танцовщики не «потерялись», как на большом фестивале.

«Список потенциальных участников у меня всегда длиннее, чем времени и средств. Зачастую мне пишут, что хотят участвовать, а у меня на несколько лет вперед уже все расписано, – поясняет Екатерина. – Отказать кому-то всегда непросто, но я не готова приглашать тех, кого плохо знаю. Слишком дорого стоит мне этот фестиваль».

В этом году на «Малоформатный» приедут американские авторы – профессор танца Университета Джорджа Вашингтона Мэйда Визерс и хореограф из Нью-Йорка Габриэль Ревлок. Участниками из региона станут тюменский хореограф, директор МОО «Федерация современного искусства», Елена Данн, молодые челябинские хореографы – Рафаэль Тимербаков, экс-танцовщик, и Дмитрий Чегодарь, танцовщик Челябинского театра современного танца. Среди екатеринбургских авторов выступят Александр Фролов в дуэте с Габриэль Ревлок, и Екатерина Жаринова, которая будет защищать практическую часть своей магистерской диссертации на фестивале.

Соло Мэйды Визерс (которая, кстати, и является научным руководителем магистерского труда Екатерины Жариновой), дуэт Рафаэля Тимербакова и Дмитрия Чегодаря и соло Елены Данн создаются специально для «Малоформатного 2016» и предстанут впервые на площадке музея.

«Любопытно посмотреть на премьеру «Год без любви» дуэта Рафаэля Тимербакова и Дмитрия Чегодаря. Ребята обладают большим телесным опытом и сильной энергией, – говорит Екатерина. – Одним из ярких представлений будет работа Show No Show дуэта екатеринбуржца Александра Фролова и американки Габриэль Ревлок. Габриэль с Сашей раньше уже работали вместе, их удачный творческий тандем сложился на фестивале OMI в США два года назад. Они очень резонируют друг другу».

В конце каждого дня после выступлений планируются обсуждения. Раньше фестивали имели очень гладкие беседы: зрители говорили, что «все хорошо, все нравится», а в последние годы появилась жесткая критика, типа «как такое можно показывать?» или «что это такое вообще было?» Но организатору и участникам критика важна, нужен взгляд со стороны, а зрители могут иметь разное мнение, им для этого и дают высказаться.

«Наверное, у зрителей первоначально есть другие ожидания, поэтому важно сразу объяснить все о фестивале, современном танце и, конечно, не обмануть, а честно представить, что будет, – считает Екатерина и добавляет, – на обсуждениях рассчитываем утолить интерес желающих высказаться».

Балет – возвышенный, а здесь – босиком

Изначально у Екатерины Жариновой была мысль поддержать тех, кто танцует уже давно профессионально, и не только танцовщиков, но и тех, кто много работает с движением, кому под силу поставить «движенческий спектакль». Так, например, в фестивале уже выступили актриса Анжелика Руднева и художник Сергей Рожин. Сергей участвовал в «Малоформатном» в апреле 2013 года с моноспектаклем «По 27-му маршруту».

«Мне понравилось. Пришлось даже уволиться с работы, чтобы этот моноспектакль сделать, но я ничуть не пожалел, – вспоминает Сергей. – В спектакле все прописывал сам от и до. Это был бесценный опыт, ведь я в первую очередь художник. И все, что я там делал, – это оживлял свои картины. Почему 27-й автобус? Потому что я в нем постоянно езжу. Всякий горожанин проводит часть своей жизни в автобусе. Мне было интересно описать и показать ситуации, которые происходят в этом маленьком мире на четырех колесах».

Музыка для фестиваля находилась и находится по-разному. В основном, используют музыку тех, кто желает сотрудничать. Раньше для танца можно было что-то «нарыть» в интернете, однако потом возникли вопросы, что нужно иметь права на использование музыки, и поэтому лучше договориться с авторами предварительно и подогревать обоюдный интерес: танцовщикам нужна музыка, а музыкантам нужно, чтобы их музыка была использована. Как говорит Екатерина, она сотрудничает со звукорежиссером Владиславом Балиным (проект «В веренице»), часто использует музыку питерского музыканта со сценическим именем Leksha, в ее нескольких проектах была использована музыка Павла Куприянова из Самары, в последнем проекте музыка проекта Дениса Парфентьева G.O.T.S. из Барнаула, а также был совместный проект с екатеринбургским композитором Дмитрием Ремезовым «Инверсия».

В авторских танцах каждое тело несет информацию, с помощью него танцовщики представляют зрителю свое художественное высказывание. Это то же самое, как с помощью слов журналист доносит сведения или с помощью музыкального инструмента – музыку, так и у танцовщиков есть свой, телесный лексикон.

Про телесный лексикон сказала еще в прошлом году о своей работе Екатерина Сипатова, выпускница Факультета современного танца Гуманитарного университета, одной из немногих образовательных программ по современному танцу в России:

«Сегодня я не ощущаю себя профессиональной танцовщицей, свободным художником или экспериментатором. Я ощущаю себя человеком, который хочет поделиться своими мыслями с помощью движенческого языка».

Пробиться современному танцу намного труднее, чем, например, балету. Как рассказывает Екатерина Жаринова, в советское время все ростки современного танца были вырублены, он смог лишь зародиться вновь в конце 80-х – начале 90-х. От классического танца contemporary dance сильно отличался, но даже сейчас границы двух танцевальных направлений стали размыты.

«Чем отличается балет от современного сценического танца? Балет – возвышенный, все высоко над землей, а здесь работают с весом, заземленностью – танцуют часто босиком, – улыбается Екатерина и продолжает. – Балет стал не консервативен, так как уже и в нем сейчас активно экспериментируют. В современном балете уже нет оппозиции современному танцу, но там все-таки танцовщики отталкиваются от балетной лексики, а в современном танце есть своя база».

26 августа, 19:00. Музей истории Екатеринбурга

Соло Екатерины Жариновой «В веренице» (Екатеринбург) Соло Мэйды Визерс (Вашингтон) Fault Line. Премьера Дуэт Александра Фролова (Екатеринбург) и Габриэль Ревлок (Нью-Йорк) Show No Show

Обсуждение всех работ

Вход по билетам, билеты в кассе музея Стоимость билетов: 300 рублей

27 августа, 19:00. Музей истории Екатеринбурга

Дуэт Рафаэля Тимербакова и Дмитрия Чегодаря (Челябинск) «Год без любви». Премьера Соло Габриэль Ревлок (Нью-Йорк) «Ореол» Соло Елены Данн (Тюмень) «Сокровенное». Премьера Обсуждение всех работ

Вход по билетам, билеты в кассе музея Стоимость билетов: 300 рублей

28 августа, 12:00 Фотографический музей «Дом Метенкова»

Круглый стол со всеми гостями фестиваля. Для участников круглого стола вход свободный

Фото: Hallie Martenson для FringeArts (Филадельфия, Пенсильвания, США), Bill Hebert, Ксения Седельникова, Стас Чепурных

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: