Об уличном художнике Роме Инк почти ничего не известно. Возможно, вы видели несколько его трафаретов – портрет с надписью Follow your dreams, призыв «махнуть на Байкал» или ажурное изображение бардового тукана. Может быть, вы помните желто-зеленую гирлянду, которой он украсил вход в Музей ИЗО на Вайнера. Его работы несколько раз засветились в галерее уличного искусства «Свитер» (выставки «Соседи» и «Враг»)…
Рома Инк занимается стрит-артом пять лет, но настоящая известность к нему пришла неделю назад – после того, как на набережной Исети появились два разноцветных покебола, которые тут же стали главными героями сначала социальных сетей, а затем и местных, федеральных и даже зарубежных СМИ.
Рома Инк согласился встретиться с журналистом IMC, поставив всего два условия. Первое – никаких фотографий. Второе – никаких вопросов о том, кто он такой.
Оба условия мы выполнили. Почти.
«Забрать меня могут в любой момент»
– После того, как на BuzzFeed вышла статья о покеболе, работа обрела мировую известность. Вы ожидали, что она вызовет такой резонанс?
– Статья прославила город и мэра – Евгения Ройзмана, которого в ней процитировали. Хорошо, что было привлечено внимание к России и, в частности, к Екатеринбургу, и все это в положительном контексте. Но вообще-то в статье говорилось о мировой тенденции, связанной с игрой Pokemon GO. Им важно было показать, что она существует не только в Сети, не только в ваших смартфонах. Она стала частью реальности и наделала много шума. При этом BuzzFeed ничего не говорит о посыле работы, там нет моего имени. Поэтому лично мне статья вряд ли добавила популярности. Конечно, это произошло по объективным причинам. Обычно я оставляю подпись, но далеко не на всех работах. На этой, например, подписи не было. Иногда на это просто не хватает времени, иногда – материала, а иногда мне просто хочется, чтобы у людей появился вопрос – кто и как это сделал.
«Этим покеболом на набережной я не стремился выразить свою или общую любовь к игре, нет. Я создал себе альтернативную игру в покемонов. Это ведь ловушка, правильно? И в эту ловушку я собрал очень много этих боевых монстриков. Люди, фотографировавшиеся рядом с покеболом, теперь в моей коллекции. Это мои покемоны. Есть даже редкие. Спасибо Евгению за реакцию» (из блога Ромы Инк).
– Вы назвали эту работу «своей альтернативной игрой в покемонов». Это и был ваш ответ на шум вокруг Pokemon GO?
– Игра распространилась по всему миру как вирус. Понятно, что это произошло не случайно. В пиар было вложено очень много денег. На этот крючок попались многие люди. Общество разделилось на тех, кто за, и тех, кто против. Причем те, кто против, в своих комментариях в Сети порой опускались еще ниже, чем те, кто в нее играл. Не буду скрывать, что меня это все веселило. Особенно когда стали появляться мнения из серии теории заговора (говорили, что Pokemon GO – это разработка АНБ или ЦРУ, что это средство управления массами). Повеселила реакция нашего правительства и церкви. Ну нельзя смотреть на все это со стороны без иронии, потому что это действительно смешно! У Шекспира есть пьеса «Много шума из ничего».Это была первая фраза, которая возникла в моей голове, когда я все это увидел.
– И вы решили тоже немного поиграть?
– Я подумал: люди ходят со своими смартфонами и ловят покемонов. Что если представить, что люди – это такие же покемоны. Есть редкие покемоны – это знаменитые люди. Есть покемоны первого уровня – это обычные люди. Как-то так обыграть это все. В результате появился арт-объект в виде шара для поимки монстров. Люди это увидели, людям это понравилось. Одни писали статьи, придумывали громкие заголовки, другие – фотографировались и выкладывали снимки в социальные сети.
– И в этот момент они как бы попадали в ловушку. В этом смысле вы похожи на злого гения, который расставляет сети и ждет, когда в них попадет ничего не подозревающая жертва.
– Но все это делалось без злого умысла. Покебол даже выглядит как безобидный фотообъект. Свобода в том и заключается, что ты можешь позволить себе создавать свои собственные игры. Никто не запрещает тебе разрисовать эту чашку с кофе и сделать из нее что-то свое. Когда тебе предлагают некий продукт, ты волен его менять, модернизировать, использовать в каких-то других процессах. То есть мыслить.
«Одни играют в игры, которые придумывают, другие нет. Третьи придумывают свои. Но по сути это просто арт-объект и фотозона для всех желающих. Появившаяся в своем месте в свое время» (из блога Ромы Инк).
– Не боитесь попасть на административный штраф?
– Хотя Ройзман и говорит, что ему нравятся шарики, я понимаю, что в любой момент могут прийти люди из определенных структур и забрать меня. Поэтому я и не хочу, чтобы кто-то знал, как я выгляжу. Хотя, думаю, что найти меня для этих людей не проблема.
– В городской администрации уже пообещали снять слой краски – но, скорее всего, это произойдет не раньше Дня города. В итоге работа стоит на набережной уже вторую неделю…
– Я, конечно, думал, что краску сотрут дня через два-три. Это же знаковое место. С одной стороны Театр драмы, с другой – здание Законодательного собрания и правительства Свердловской области. Там же находится отель, куда привозят всех важных гостей. Поэтому, как правило, подобные вещи быстро стираются. Думаю, что покебол до сих пор стоит на месте только благодаря своей популярности. Вниманию, которое ему оказали тот же BuzzFeed и российские СМИ.
– Вы сами играете в Pokemon GO? Смотрели мультфильмы про покемонов?
– Мультфильм смотрел лет 20 назад, когда он был очень популярным. Если честно, сейчас я уже даже не вспомню сюжет. Знаю, как выглядят основные герои. Сам в Pokemon GO я не играл, только видел, как это делают другие. Видел, как это выглядит на экране. Читал обзоры и рецензии на игру.
– Скачаете, когда в России выйдет лицензионная версия?
– Не знаю, если у меня телефон будет поддерживать ее… На самом деле мне это не очень интересно. Я сам почти не играю в эти игры, то есть все меньше и меньше. Поэтому сейчас я, скорее, слежу за тем, что выходит. Не хочу тратить на это время.
«Я спросил себя, что я могу дать миру. Ответ был – ни-че-го»
– У вас получается зарабатывать своим искусством, или это только хобби?
– У меня не получается. Думаю, что тут несколько причин. Во-первых, у меня нет художественного образования. Во-вторых, у меня недостаточно опыта. Ну и в-третьих, я просто не хочу этим заниматься. У меня не получается с душой делать коммерческие заказы. Мне это не приносит удовольствия. Надо мной все время висит дамоклов меч – заказчик, который говорит, как и что нужно делать, в какой срок и так далее. Выставляет требования. Меня все это угнетает, и я вообще ничего не могу делать. То есть я часами хожу вокруг этой стены, смотрю на нее, курю и ничего не могу сделать. В разное время я, конечно, тоже пробовал делать фотозоны, пробовал делать оформление помещений, но не вышло. И я сказал себе – «Хватит. Если не получается, то, значит, и не надо». В принципе, у меня есть заработок. Небольшой, но на жизнь более-менее хватает.
– Вы не показываете свое лицо, не говорите, чем зарабатываете на жизнь. Почему важно сохранить анонимность?
– Я не говорю о том, кто я такой, чем зарабатываю и какое у меня образование, по личным причинам… Я не показываю свои фотографии, потому что, во-первых, я не фотогеничен, а во-вторых, я не вижу смысла, чтобы все меня знали в лицо, хотя бы из соображений собственной безопасности. Если людям нравится то, что я делаю, то они и так найдут способ познакомиться со мной. Я не хочу получить еще одно облако негатива в свой адрес, которое и так льется, и без моих фотографий, без моей биографии. Если люди узнают, кто я, то оно будет литься уже точечно… Я думаю, что это нормально, что я не хочу описывать свою личную жизнь для масс. У нас же много кумиров, которые каждый день показывают в инстаграме, как они живут, расписывают в деталях и красках и свое образование, и какие они молодцы, и как все у них здорово, и как нужно жить. Я другого мнения.
«Я не раз находился на грани безумия, не раз лишался почти всего и сейчас живу без многого того, что вам дорого. Я безработный, меня не пускают во многие страны, а если быть точнее, то не выпускают из одной. В один момент все, что у меня останется, это мой рюкзак за спиной с камерой и парой книг, да баллончиком краски» (с официальной страницы Ромы Инк «ВКонтакте»).
– В какой момент вы решили, что должны выйти на улицу с трафаретом и баллончиком с краской?
– Я жил как все: занимался спортом, получал образование, ходил каждый день на работу… В какой-то момент я спросил себя: а что я могу сделать для всех, дать этому миру? И ответ был – ни-че-го. Я буду жить классической, обычной человеческой жизнью – семья, дети, карьера, машина. Это хорошо, это правильно, но я понял, что это не для меня. В этом нет ничего творческого. Это рутина, зацикливание, которое подобно смерти. Это прекращение движения. Примерно в то время, когда я это понял, мне попались статьи об уличном искусстве. В Америке были ребята, которые делали постер-арт, стикер-арт, трафареты, инсталляции на разные остросоциальные темы (нефть, война, какие-то ужасы из бытовой жизни, про жизнь вообще). Мне это понравилось. Затем я увидел клип группы Everlast – I Get By, в работе над которым как раз принимала участие эта группа художников. Я понял, что, может быть, и я смогу порассуждать на важные темы и высказать свое мнение. Что, может быть, кому-то это спасет жизнь.
– Как стрит-арт может спасти чью-то жизнь?
– Если сделать трафарет «Я верю» и нанести его на несколько старых, облупленных стен, используя красную и розовую краску, то, может быть, человек увидит это, и в нем что-то начнет шевелиться. Я раньше делал портреты знакомых – большие и маленькие. Им это нравилось, они улыбались, а мне нравилось доставлять им удовольствие. Мне и сейчас нравится, когда человек не просто проходит мимо, а останавливается, улыбается, фотографируется с этим объектом.
«Этот рисунок посвящен человеку, который исполнил (как я думаю) одно из своих желаний, и поэтому именно этот человек стал героем этой работы. Я только слышал, какие трудности ей пришлось преодолеть на пути к достижению своей мечты. Несмотря ни на что цель была достигнута и стала реальностью. Теперь она живет в Париже, и хочется думать, что у нее все складывается именно так, как она мечтала» (из блога Ромы Инк).
– Как называлась ваша первая работа?
– Первая работа была о Боге. Это был трафарет. Там было написано – «Извините, Бог временно недоступен, попробуйте перезвонить позже». В тот момент я стал замечать, что многие люди молятся просто потому, что это стало модно – ходить в церковь. При этом совсем не обязательно они верят в Бога. Или человек постится просто потому, что он хочет похудеть. Но, блин, тогда не нужно называть это постом. В этом же есть смысл, есть какая-то аскеза. То же самое – молитва. Это же не телефонный звонок. Но если вы так к этому относитесь, то будьте готовы к тому, что вам и ответят как по телефону.
– Когда она появилась?
– Когда… Какой сейчас год? 2016-й? Наверно, около пяти лет назад…
«Слушайте, выслушивайте своих любимых и близких людей, свое сердце и свою душу. Не теряйте ниточки, что связывают вас с теми людьми, с которыми вам хорошо душой» (из блога Ромы Инк)
«Каждый думает только о себе, а что с другими – не их проблема»
– Вы сказали, что у вас нет художественного образования. Оно вообще необходимо уличному художнику?
– Специальное художественное образование, скорее всего, иметь не обязательно. Но какое-то образование все равно должно быть. Можно просто нарисовать крестик в определенном месте и в определенное время, а потом описать, почему он важен. Конечно, без описания он тоже может выглядеть круто, все могут понять посыл, но могут и не понять. Главное, чем должен обладать художник, – это видением места, времени. Нужно понимать настроение людей, их проблемы. Видеть некую массовость разговоров. То, что важно для всех здесь и сейчас. То, что у всех на уме. В какой-то момент все это обостряется, и художник, в отличие от других, может пойти в город или, например, в поле, и выразить это в своей работе. Когда то, что хотел сказать художник, и то, что чувствуют люди, совпадает, то это выстреливает. Когда этого не происходит, то мнение публики делится. Кто-то считает, что это круто, кто-то – что это не круто. В итоге работа просто пропадает на просторах интернета.
– Какая тема, по-вашему, сегодня может выстрелить?
– Повальное безразличие к будущему. Не к своему, а к общему. Все вкладывают в себя, в саморазвитие, тренинги, путешествия, изучение языков. Все думают: вот я буду учить английский, путешествовать, йогой заниматься, я стану очень классным и умным, проживу классную жизнь, оставлю детям квартиру, образование, построю дом. Но что будет со всеми остальными – это их проблемы, не мои. Вкладываться во что-то общее никто не хочет. Последние года три-четыре это стало проявляться особенно ясно. Собственно, поэтому, наверно, сейчас и создаются тренинги по саморазвитию, появляется много лекций о путешествиях (например, как путешествовать даже без денег, ну и так далее).
«Посвящается всем офисным клеркам и всем, кто слишком долго сидит в своем хорошем городе и видит нашу прекрасную Родину только лишь с экранов своих мониторов. А также тем, кто по каким-либо причинам не может покинуть нашу прекрасную страну» (из блога Ромы Инк).
– Вы будете качать эту тему в своих работах?
– На самом деле сейчас я больше сконцентрирован на проекте «Буквы в городах», и я, наверно, буду его продолжать. Это проект о связях. О том, что люди, пространства и города связаны между собой. Что мы находимся в определенной зависимости друг от друга. В тех городах, в которых я побывал, я оставляю буквы алфавита в черно-желтой цветовой гамме. Каждая буква обозначает либо первую букву из названия города, либо букву, связанную с каким-то знаковым городским объектом. В результате должна появиться большая карта России, на которой отразятся все связи. На ней будут маленькие фотографии реальных объектов, сделанные в этих городах. Все они будут соединены между собой нитями.
– На сколько лет рассчитан этот проект? И куда собираетесь теперь?
– За этот год с мая по июль я сделал семь букв. До зимы я планирую сделать еще столько же. Если зимой получится ездить, то, наверное, все пойдет быстрее. Я планирую побывать на Камчатке, в Москве, в Мурманске. Да и много где еще…
«Эта буква – начальная буква названия города, и пермяки ее очень любят. Мы создали ее неподалеку от пермского института, в логотипе которого как раз присутствует стилизованная таким же образом буква П. При создании мы все дико замерзли и устали. Не спасали ни прыжки, ни чай из термоса. Но мы довели дело до конца» (из блога Ромы Инк).
Фото: ekbink.blogspot.ru. Видео: EverlastMusic
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.