Zombie movies как социальный феномен

Образ зомби в кинематографе

24 мая, 23:35, 2016г.    Автор: Георгий Колычев

Сегодня в массовой культуре широко воспроизводится и тиражируется образ зомби. Режиссеры, писатели, создатели видеоигр и комиксов активно используют образ зомби, захватывая внимание массового зрителя. Не случайно, что сюжеты, посвященные зомби-апокалипсису, ложатся в основу многих произведений. Что скрывается за образом зомби, автор IMC попыталcя выяснить на примере кинематографа – самого наглядного из искусств.

Массовая культура по-разному реагирует на социальные перемены и кризисы, снабжая нас образами коллективного бессознательного. Один из таких образов – зомби. Феномен, который сформировался в 60-е годы в Америке. На становление образа зомби оказала влияние Вьетнамская война и последовавшие за ней социальные изменения, породившие иллюзию незащищенности и уязвимости человека в изменяющемся мире. Появление на экранах зомби-монстров некоторые исследователи связывают с реорганизацией социальной структуры западного общества и выходом на арену людей с особым политико-правовым статусом (безработные, мигранты, наркоманы, бродяги, террористы). Итальянский философ Джорджо Агамбен в своей книге «Современная власть и голая жизнь» вводит понятие homines sacri, в которое вкладывает социальных исключенных, живущих в форме «голой жизни» – не животной, но и не человеческой. Для характеристики современных исключенных Агамбен приводит образ оборотня, который легко можно сопоставить с образом зомби в кино:

«Чудовищный образ существа, сочетающего в себе черты человека и зверя и живущего на границе города и леса, – фигура оборотня, прочно закрепившаяся в нашем коллективном бессознательном, – изначально подразумевает под собой отверженного, изгнанного из общества человека».

Образ зомби сочетает в себе некоторые характеристики социальных исключенных, что подсознательно подстегивает зрителя на созерцание и виртуальное участие в устранении чужого и опасного существа. В результате мирового распространения и стандартизации жанра, zombie movies становятся некой отдушиной для общества и благодаря эмоциональной разгрузке способны рассеивать коллективные неврозы и страхи.

Классиком жанра zombie movies считается Джорж А. Ромеро, который в 1968 году снял «Ночь живых мертвецов». Этот фильм стал отправной точкой в развитии жанра. До Ромеро режиссеры использовали классических киномонстров – вампиров, оборотней и просто чудовищ. В шестидесятые годы, вдохновившись романом Ричарда Мэтсона «Я – легенда», Ромеро открыл для кино новый символический образ-жертву – зомби. Интересно, что слово «зомби» в фильме не звучит ни разу. Фильм стал сенсационным для того времени и первоначально имел проблемы с прокатом. Однако позже он окупился с учетом мирового проката почти в двести раз и был признан классикой жанра. А через десять лет Ромеро снимет продолжение – «Рассвет мертвецов».

Фильмы о зомби никогда не рассказывают нам непосредственно о самих монстрах, они скорее являются проекцией общественного насилия и коллективного страха перед его последствиями. В любом обществе существуют элементы, которые отличны от большинства и являются чужими, а значит – подсознательно опасны для общества. Это главная характеристика зомби в кино – они исключены из общества. Зомби становятся объектами гонений за все человеческие грехи. Причем их вина не подлежит сомнению – они виноваты по определению. В кино про зомби может быть абсолютно любой сюжет, время действия и место, но всегда существует особенность, которая свидетельствует об их социальном исключении. В одних случаях это появление в городе инфекции и распространение пандемии.

Например, в черной комедии «Зомби по имени Шон» (2004) – монстры выступают как распространители некой инфекции, становясь угрозой для всего человечества. Кроме неприятной внешности, об исключенности зомби могут говорить какие-то внешние признаки, не влияющие на сюжет. Так, в фильме «Возвращение живых мертвецов» (1985) явно задействована тема фашизма (способы уничтожения зомби – самосожжение в крематории и атомная бомба). Тот же прием был использован в фильме «Операция Мертвый снег», где группа студентов борется с отрядом немецких солдат, пропавших во время войны и превратившихся теперь в зомби. Тема войны была раскрыта в кинематографе разных лет и направлений, а в начале 2000-х получила развитие и в zombie movies («Псы-воины», 2002; «Адский бункер», 2008; «Операция Мертвый снег», 2009). Такая тенденция, возможно, связана с тем, что образ фашистского захватчика как нельзя лучше укладывается в образ зомби – исключение здесь уже не просто социальное, а общемировое. Активное обращение режиссеров к жанру zombie movies в начале нулевых годов можно связать с повышением террористической активности, что породило бессознательный страх человечества за свою жизнь.

В современном обществе «исключенных» не принято называть открыто, поэтому им может стать кто угодно. Конкретизация исключенных не так важна для зрителя. Важно подсознательное наслаждение смертью обращенного в зомби человека, избавление от метафизической тревоги и успокоение. В уже упомянутом «Зомби по имени Шон» символическими жертвами становятся ненавистные соседи, начальство, нелюбимые родственники и другие люди, смерть которых становится для главного героя очищением и успокоением. Но для зрителя такая смерть приобретает особое значение.

Созерцание внутренне желанного устранения человека, прообразом которого выступает зомби – не сопровождается чувством вины или наказанием. Ведь зомби только условно можно считать живыми, на деле же это оживший мертвец, который к тому же претендует на ваш мозг или тело. Убить зомби может кто угодно, причем вместо наказания последует скорее одобрение. Интересно, что в каждом фильме, так или иначе, проговаривается способ уничтожения зомби. Чаще всего это поражение центральной нервной системы или попросту – отделение головы от тела. Такая регламентация наталкивает на мысли о неком ритуальном характере этого действия, а смерть обращенного можно принять за своеобразное жертвоприношение, пусть и виртуальное. Зомби – это человекоподобное существо, лишенное разума и членораздельной речи, что убивает даже минимальные шансы на проявление симпатии зрителя. Именно поэтому при внешнем отвращении зритель может испытывать внутреннее наслаждение, созерцая акт убийства зомби.

Образ зомби появился в любительском трэш-кинематографе и стал частотным в фильмах категории B. Однако постепенно с расширением возможностей кинематографа и развитием жанра zombie movies находит своих почитателей и становится одним из самых популярных жанров массового кино. Наряду с изменением характера восприятия зомби-монстров очевидна и динамика в развитии самого образа. Если в начале своего пути зомби были призваны непременно напугать зрителя, то сегодня это скорее ироничный образ, который сложно воспринимать всерьез («Ночь живых придурков», 2004; «Планета страха», 2007; «Добро пожаловать в Zомбилэнд», 2009)

Осенью этого года зрители смогут увидеть уже седьмой сезон популярного сериала «Ходячие мертвецы». В 2010 году более пяти миллионов человек по всему миру «подсели» на сериал про зомби. Конечно, сериал вовсе не рассказывает о зомби, а показывает жизнь человека в условиях зомби-апокалипсиса. Поэтому основной мотив сериала – не борьба с зомби, а проблема человечности в нечеловеческих условиях. Авторам сериала удалось привлечь немыслимые аудитории во многом потому, что происходящее на экране пугающе напоминает реальность, и все, что происходит в том мире – вызывает доверие, как если бы зомби-апокалипсис и правда случился. Кроме проблем выживания и сосуществования людей с обращенными, создатели заложили в сериал еще и политический подтекст, что только подкрепляет зрительский интерес.

Ежегодно на экраны выходят десятки фильмов про зомби, и режиссерам все сложнее удивить любителей жанра. В основном сюжеты подобных фильмов построены на «группе выживших, которые ищут безопасное место» или «группе студентов, которая отправилась в загородный дом». Но появляются и фильмы, которые выбиваются из общего ряда. Недавно зрители могли увидеть фильм Берра Стирса «Гордость и предубеждение и зомби» (2015), снятый по мотивам классического произведения Джейн Остин. Возможно, мы наблюдаем новый виток в zombie movies, когда классические произведения получат развитие в зомби-ремейках

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: