Православные соборы – именно те произведения архитектуры, которые раньше определяли облик русского города. В дореволюционном Екатеринбурге было три собора: Екатерининский, Богоявленский (Кафедральный) и Александро-Невский, расположенный на территории Ново-Тихвинского женского монастыря. Последний из них, пережив советские репрессии против церкви, был реабилитирован в 90-е годы и функционирует по сей день. Однако двух старейших соборов города – Екатерининского и Богоявленского – нет на карте Екатеринбурга уже более 80 лет.
Екатерининский и Богоявленский кафедральный соборы были центрами духовной жизни более 200 лет и играли особую роль в архитектурной композиции Екатеринбурга. Они были его главными ориентирами. Храмы находились по разные стороны реки Исеть, на двух главных площадях города, носивших аналогичные названия – Екатерининская (ныне – площадь Труда) и Кафедральная (ныне – площадь 1905 года). Екатерининский собор располагался на левобережной, «церковной» стороне, где жизнь текла спокойно и размеренно. Эта часть города была центром досуга и культурной жизни. Контрастная ей правобережная сторона являлась центром торговли. Здесь жизнь била ключом, а строительство порой приобретало лихорадочный характер. На главной торговой, самой оживленной площади города, Кафедральной, располагался Богоявленский собор. «Биографии» двух соборов до мелочей похожи: оба они «выросли» из маленькой деревянной церкви, а сейчас имеют шанс на возрождение.
Первая церковь города
Издавна сложилось так, что где бы русские люди ни строили поселения, вслед за жилищем возводили и церковь. Завод-крепость Екатеринбург – не исключение. Покровительницей города стала святая Екатерина, и 1 октября 1723 года, по распоряжению заводского начальства, на левом берегу Исети священник Тобольского полка Иван Ефимов освятил закладку Екатерининской церкви.
В конце лета 1724 года строительство было почти завершено. О том, как выглядела церковь, можно судить по описанию крепости 1734 года:
«Складена меж деревянныя столбы из кирпича и выбелена известью. Столбы и у дверей, и у окончин рамы высмолены смолою. Церковь, и алтарь, и трапеза, покрыты тесом. На церкве глава обита белой жестью, над папертью колокольня, на которой шпиц покрыт белой же жестью».
Известно, что после завершения строительства церковь Екатерины почти год стояла неосвященной, так как правительство крайне осторожно давало разрешение на заведение новых церквей, требуя гарантии обеспечения расходов за счет неказенных средств. В январе 1726 года Вильгельм де Геннин обратился к императрице Екатерине с просьбой указать тобольскому митрополиту освятить церковь. В итоге освящение Екатерининской церкви 27 февраля 1726 года совершил архимандрит Тобольского Знаменского монастыря Геннадий.
Летом того же года Екатерина I отправила царский подарок храму: священнические облачения, полный комплект богослужебных книг, серебряную церковную утварь. На Екатеринбургском заводе для храма были сделаны паникадило из красной меди на 36 свечей, медные лампады и пять жестяных подсвечников. Изначально практически все церковное имущество было приобретено на казенные средства. Иконостас вырезал резчик Федор Охлыпин. Иконы писались художником Степаном Леонтьевым и тюменским монахом Антонием. В целом первый иконостас был выполнен «небогатой рукою». На церковной колокольне было «колоколов медных девять весом от одного до сорока пудов».
Более 20 лет церковь оставалась единственной в городе.
В 1732 году Вильгельм де Геннин получил разрешение построить в городе новый каменный храм, на торговой стороне, однако прибывший в 1734 году в Екатеринбург Василий Татищев приказал разобрать стройку, и вопрос о строительстве был снова поднят лишь в 1742 году. Берг-коллегия заказала чертеж немецкому архитектору Иоганну Вернеру Мюллеру, который выполнил заказ к 1743 году. Барочная церковь имела трехчастную композицию и напоминала церкви раннего Петербурга. 13 февраля 1744 года чертеж И. Мюллера прибыл из Москвы в Екатеринбург. Проект требовал 800 648 кирпичей. В 1746 году митрополит Тобольский и Сибирский Антоний в своем послании к протоиерею Феодору Кочневу велел публично объявить екатеринбургским жителям его обиду за их нерачительность в заведении церквей, а тем самым – в спасении души. По указу Петра I от 1722 года на одну церковь должно было приходиться 100-150 дворов. Получалось, что в Екатеринбурге уже должно было быть как минимум семь приходских церквей.
26 сентября 1747 года, в праздник Иоанна Богослова, Екатерининская церковь сгорела. Город оказался неподготовленным к тушению пожара. Водоливные машины были неисправны, а только что отметившие праздник екатеринбуржцы плохо слушались офицеров и урядников. В результате церковь с колокольней сгорела «не более как в три часа, а остался только один розвалившейся кирпичь, которым меж деревянных стоек выкладовано было». Восстановить храм было невозможно, однако некоторую утварь удалось спасти.
Рождение первого собора
Население города росло, и в 1756 году составило почти 6000 жителей. При этом в Екатеринбурге была всего одна небольшая деревянная Богоявленская церковь, которая во время служб не вмещала более половины прихожан. Особенно тяжело было переносить службу в ненастную погоду.
В 1757 году было решено извлечь из архивов чертежи Иоганна Мюллера, однако его проект был не совсем подходящим – церковь также была маловместительной. Решено было переработать чертеж, этим занялся чертежник Афанасий Кичигин.
23 декабря 1757 года решением Синода была заложена церковь. 16 августа 1758 года протоиерей Феодор Кочнев освятил закладку Екатерининского собора. Работы велись как на казенные средства, так и на пожертвования горожан, собравших 9 871 рубль 35 копеек. Строили церковь верхотурские мастера Григорий и Иван Татариновы, а также соликамец Иона Кремлев.
Чтобы довести строительство до конца, духовной власти приходилось занимать деньги у других городских церквей, а стройматериалы – в долг у разных заводов. Освящение собора состоялось 22 сентября 1768 года протоиереем Феодором Кочневым, в очередную годовщину коронации Екатерины II.
Собор был выполнен в стиле «сибирского барокко». Для этого направления характерны усложнения объемного построения: устройство широкой трапезной с приделами, скульптурность алтаря, фигурные шпицы, вычурные купола, увенчанные ярусными главками.
С самого основания собора в нем давали присягу горные инженеры. Позже – новобранцы. Собор имел свой хор, библиотеку, в которой, согласно описи 1920 года, числилось 1237 томов. Главной святыней храма была часть мощей Святого праведного Симеона Верхотурского. Потому дни памяти праведного Симеона собирали здесь большое количество прихожан.
Церковная утварь была уникальной и выставлялась на «Экспо» 1887 года – Сибирско-Уральской промышленной выставке. Среди богатств собора были: напрестольный крест с аметистами и топазами, Евангелие в яшмовом окладе и другие элементы утвари.
В 1887 году при храме была открыта мужская церковно-приходская школа, в которой обучалось до 60 мальчиков, а в 1894 – женская, на 65 девочек. В 1908 году в школе обучалось 174 человека. В 1894 году было создано Екатерининское церковно-приходское попечительство.
В целом, духовенство собора внесло большой вклад в развитие образования в городе. Священнослужители преподавали в горнозаводской школе, в министерских учебных заведениях, в гимназии, состояли членами Уральского общества любителей естествознания.
Екатерининский собор под гнетом репрессий
В 1920-е годы начались массовые репрессии против церкви. В 1922 году, в период активного изъятия церковных ценностей под предлогом того, что они необходимы для борьбы с голодом в Поволжье, из собора была вынесена вся ценная утварь. С икон, богослужебных сосудов и других предметов сняли около 170 килограммов серебра и самоцветов.
Все попытки защитить храм и отстоять церковное имущество расценивались как контрреволюционные. Защитников собора арестовывали. Советская власть призывала прихожан перейти в обновленчество – раскольническое движение, которое возникло после Февральской революции 1917 года. Только оно признавалось советской властью. В 1924 году 50 человек вместе с протоиереем И. Уфимцевым перешли в обновленчество, однако 500 человек отказались это делать. Защитники храма вышли на улицу, но власти обвинили прихожан в «антисоветском» и «контрреволюционном» выступлении, закрыли собор и организовали возле него милицейский пост.
В 1925 году, несмотря на протесты, Екатерининский собор передали раскольникам-обновленцам. Через год была ликвидирована приходская библиотека, названная «контрреволюционной». Церковь обложили налогами, сумма которых была настолько велика, что не оставалось денег на поддержание жизни церкви, нечем было платить хору. Наконец, из собора изъяли главную святыню – мощи Симеона Верхотурского.
5 апреля 1930 года прошло заседание комиссии по закрытию церквей под председательством А.Н. Бычковой, которое постановило приступить к разрушению собора Святой Екатерины. Взрывные работы осуществил Взрывсельпром. Собор удалось полностью разрушить лишь с третьего раза. Так город лишился храма своей покровительницы.
История собора на противоположной стороне Исети – Богоявленского – почти в точности повторяет судьбу первого собора города.
Вторая церковь Екатеринбурга
Появлению Богоявленской церкви, а затем и собора, предшествовала закладка первого в городе каменного храма во имя Святой Анны, – того самого, который приказал разобрать по приезду в Екатеринбург Василий Татищев в 1734 году. Он приказал разобрать недостроенный храм на камень, который потом был использован при строительстве здания Главного правления, загородного дома Татищева и Гостиного двора. Городской глава счел, что «оная зачата строиться весьма в ненадлежащем месте и ненадлежащею препорциею, но весьма коротка». Аннинская церковь на том месте так и не была построена.
В 1745 году, когда церковь Святой Екатерины, прослужившая Екатеринбургу уже 20 лет, обветшала, на правобережной стороне города на Торговой площади началось строительство другой, временной деревянной церкви – во имя Богоявления Господня. В отличие от Екатерининской церкви, возведенной на казенные деньги, Богоявленская строилась преимущественно на пожертвования, предназначенные еще для церкви Святой Анны.
Фундамент заложили 1 августа 1745 года. Освятили церковь 28 сентября 1747 года, еще недостроенной, так как за два дня до этого от незатушенного в кадиле угля сгорела первая и главная церковь города – Екатерининская.
С этого дня все службы города отправлялись в незавершенной Богоявленской церкви, которую достроили лишь к 1752 году. Интерьер церкви украшали 26 образов иконостаса, которые написал ссыльный поселенец Петр Михайлов.
Как уже было сказано, храм был маловместительным, и нередко прихожанам приходилось стойко переносить ненастную погоду во время службы на улице. Чтобы вместить екатеринбуржцев, в 1755 году к церкви пристроили придел в честь апостолов Петра и Павла. Однако к 1770 году придел обветшал, пришлось разобрать и его. А через 4 года эта же участь постигла и саму Богоявленскую церковь. К тому времени уже несколько лет действовал новый Екатерининский собор.
Каменный собор на Торговой площади
Торговая площадь была вторым центром жизни горожан, и ей также был необходим свой большой и вместительный храм. Строить его наняли артель каменщиков под руководством Д. Квасова. Нижний престол собора освятили в честь Богоявления Господня в марте 1774 года, а верхний – в честь апостолов Павла и Петра в июне 1795-го. Двухэтажный храм во имя Явления Господня заложили 17 июля 1771 года. Он также был выполнен в духе эпохи: в стиле барокко. Краеведы отмечают, что Богоявленский собор был выстроен по образцу Петропавловского собора в Петербурге.
Долгое время он был самым высоким зданием Екатеринбурга: вместе с колокольней и крестом – 31 сажень в высоту (66 метров).
Состоятельные горожане не скупились на помощь собору: в 1819 году набожный чиновник, ходивший на богомолье в Киев, даровал Богоявленскому собору крест с частицами мощей 28 угодников, а в 1853 году на средства екатеринбургского купца Телегина был заново вызолочен старинный иконостас нижней, Богоявленской, церкви.
Снаружи собор окрасили бирюзовой краской с белым декором, огородили кованой железной оградой на гранитном основании. В нижнем храме были погребены трое екатеринбургских епископов: Мелхиседек, Ириней, Поликарп.
Богоявленский собор не раз обновлялся и реконструировался: в 1860-е годы с западной стороны выстроили высокую галерею с лестницей, ведущей в верхний храм, а в куполе размещалась ризница (место для хранения церковной утвари). В ней хранились Евангелие, украшенные уральскими самоцветами, напрестольные серебряные и топазовые кресты.
Богоявленский храм долгое время был приходской церковью, однако в 1883 году в Екатеринбурге учредили епископскую кафедру, и собор стали называть Кафедральным. Торговая площадь, на которой он стоял, получила такое же название. Главным праздником собора был день Богоявления Господня (6 января по старому стилю), через полтора месяца после главного праздника Екатерининского собора – именин Святой Екатерины (24 ноября по старому стилю). В главный праздник от собора совершался общегородской крестный ход. Нередко в Богоявленском соборе проходили богослужения, приуроченные к посещению Екатеринбурга членами царской семьи. Около стен собора происходили все значимые события. Здесь встречали почетных гостей, отсюда же провожали солдат на фронт.
Как и Екатерининский собор, Кафедральный также сыграл большую роль в образовании горожан. Вернее, горожанок. На рубеже веков, в 1900 году, при соборе открылась женская школа грамоты.
Богоявленский собор под гнетом репрессий
С наступлением революционных лет крестные ходы на Кафедральной площади сменились большевистскими манифестациями. Она пережила многое: 19 ноября 1905 года, после оглашения манифеста об учреждении в России Государственной думы, на Кафедральной площади случился погром. В этом же году она была переименована в площадь 1905 года.
В 1918 году рядом с собором большевики организовали братскую могилу, похоронив в ней убитых в перестрелках с противниками коммунизма, и соорудили на ней пирамиду. Войска Колчака, которые позже пришли в город, захоронение уничтожили.
В 1919 году собор потерял статус кафедрального, уступив эту роль собору Святой Екатерины. Тем не менее, службы в Богоявленском соборе посещало до 1500 человек.
Одновременно с ценностями Екатерининского собора, 28 апреля 1922 года из Богоявленского, «для помощи голодающим Поволжья», вынесли почти 200 килограммов серебра. Кафедральный собор также был передан обновленческой общине, как и другие церкви Екатеринбурга.
Последний крестный ход собора состоялся 19 января 1930 года. Службы в нем продолжались вплоть до 16 апреля 1930 года, после чего храм закрыли навсегда. Первоначально заявили, что в помещении собора будет устроен выставочный павильон, но уже весной ему был озвучен тот же приговор, что и Екатерининскому собору, а также ряду других культовых сооружений города. Председатель Горисполкома А. Н. Бычкова включила его в список «на слом» для получения строительных материалов, а также чтобы освободить пространство для проведения демонстраций и митингов. Рабочие треста «Взрывсельпром» летом 1930 года уничтожили храм.
Надежда на возрождение
В последние годы храмы Екатеринбурга постепенно восстанавливаются. Соседствующий с Кафедральным собором Большой Златоуст, также ранее разрушенный, вновь открылся в 2013 году. Некоторые храмы, как, например, храм во имя иконы Казанской Божьей Матери на Химмаше, продолжают достраиваться. В связи с этим не раз поднимался вопрос и о восстановлении двух главных соборов дореволюционного Екатеринбурга.
В 1998 году на площади Труда, на месте Екатерининского собора, появилась часовня во имя Святой Екатерины в память о разрушенном здании. Екатеринбургская епархия много лет выступает за восстановление собора Святой Екатерины к 300-летию Екатеринбурга, в связи с чем разрабатывались проекты и чертежи будущего храма. В поддержку восстановления собора создан сайт, а члены екатерининского прихода даже называют себя прихожанами не просто часовни, но собора.
Инициативу возвести собор в 2010 году поддержал и губернатор Александр Мишарин, был создан проект, согласно которому собор занял бы всю площадь Труда. Однако горожане выступили против восстановления, собравшись на митинге. В 2015 году директор УралНИИпроекта, архитектор Александр Долгов, автор Екатерининской часовни на площади Труда, представил новый проект восстановления храма, который позволил бы сохранить фонтан «Каменный цветок». Это вызвало новую волну дискуссий.
Поскольку судьба соборов «зеркальна», вопрос о восстановлении Богоявленского собора также поднимался не раз. В 2008 году во время проведения дорожных работ на площади 1905 года на месте снесенного собора были найдены фундамент ограды, угол Кафедрального собора и памятная плита 1893 года в честь реставрационных работ. С тех пор Епархия ставит вопрос о доступе к историческому месту. В 2010 году также был разработан эскиз собора. За восстановление храма с 2005 года активно выступает Уральское казачество, члены которого также вновь актуализировали вопрос в 2015 году.
Вопрос о воссоздании двух главных соборов так и остался нерешенным. За многие годы, прожитые без храмов, у Екатеринбурга появились новые «святыни», определившие облик города. Сейчас этот статус имеют произведения, выполненные в архитектурном стиле конструктивизма. Однако старые храмы восстанавливаются, возводятся новые, и кажется, что такое контрастное историческое соседство уже никому не бросается в глаза, – оба «бренда», советский и дореволюционный, имеют в современном Екатеринбурге равные права.
Рубрика выходит при поддержке писателя, политика и неравнодушного гражданина Антона Бакова, предложившего придать Екатеринбургу статус императорской столицы России.
Литературные источники:
«Екатеринбург: История города в Архитектуре» Авторы: А.А. Стариков, В. Е. Звагельская, Л.И. Токменинова, Е.В. Черняк. И.Л. Манькова «Храм в сердце и памяти»
«Храмы Екатеринбурга-Свердловска», брошюра. Составители: В.Я. Комарский, Н.Н. Тагильцева
Фото:1723.ru, temples.ru, ekbsobor.ru
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.