Маршал Жуков и Уралмашзавод

Как в Екатеринбурге создавался памятник военачальнику Победы

11 мая, 19:45, 2016г.    Автор: Анна Сафронова

В преддверии 120-летия со дня рождения Георгия Константиновича Жукова IMC продолжает изучать взаимосвязи судеб прославленного полководца и нашего города. В апреле этого года в Музее истории Екатеринбурга открылась выставка «Первый конный», посвященная памятнику маршалу, расположенному напротив штаба Приволжско-Уральского военного округа. Виктор Иванович Панов и Леонид Елисеевич Турчанинов, участвовавшие в создании монумента, рассказали сотрудникам о собственной встрече со знаменитым военачальником и о препятствиях, возникавших на пути «уралмашевцев» во время работы.

В.И. Панов: «Я помню март 1948 года, Валька Людмилин прибежал во двор и говорит: «Пацаны, к нам Жукова сослали! Он каждый вечер в шесть часов выходит из штаба». Мы, конечно, побежали туда. В шесть вечера он выходит, мы давай аплодировать, орать со страшной силой. Вот он к нам подходит: «У тебя где отец погиб?» – «Там-то». «А у тебя?» – «Там-то». Я говорю: «Товарищ маршал, вопрос можно?» – «Можно». «Откуда вы узнали, что у нас отцы погибли?» – «Да по вашей одежде видно».

У меня мама работала в Суворовском училище заведующей библиотекой, и к ним в клуб Жуков приходил с женой, Александрой Диевной. Когда строили лагерь суворовцам в Кашино, Жуков подарил им яхту свою. А однажды мы в школе были во вторую смену, вдруг слышим, по Первомайской лафет везут. Траурный оркестр играет, Жуков идет один, за ним генералы. Мы, конечно, с уроков смылись – и на кладбище, на Михайловское. И к могиле пробрались. Спрашиваем Жукова: «А кого хороните, Георгий Константинович?». Отвечает: «Генерала Кондратьева, командующего уральской артиллерией». А потом добавил: «Мальчики, вот я единственное хочу, чтобы вы были такие же храбрые солдаты и так же любили родину, как генерал Кондратьев». Эти слова я запомнил на всю жизнь. В моем понимании Жуков с одной стороны очень жесткий, но с другой – добрый человек».

Памятник Жукову, спроектированный скульптором Константином Васильевичем Грюнбергом и архитекторами Геннадием Ивановичем Белянкиным и Сергеем Александровичем Гладких, был отлит на Уралмашзаводе. Изначально денег на возведение монумента не было, но с помощью ветеранских организаций, командования военного округа, правительства области и общественности Екатеринбурга удалось собрать необходимую сумму.

Работа над скульптурой, получившей название «Первая конная», длилась более четырех лет. По словам Грюнберга, в памятнике Жукова он старался воплотить образ Георгия Победоносца. Скульптор изготовил восемнадцать эскизов и четыре рабочие метровые модели, но окончательный облик монумента был определен тринадцатилетним правнуком маршала Егором, посетившим вместе со своей бабушкой, Марией Георгиевной, мастерскую Константина Васильевича.

В.И. Панов: «Было очень много неверующих, и, самое главное, психологически всем было тяжело. Памятник ведь строили на деньги ветеранов. И приходили однополчане Жукова, пионеры, старички с палочкой – как им объяснять, что что-то не получается? Однажды пришел Александр Николаевич Бучин, шофер Георгия Константиновича, так он посмотрел на памятник, затем обнял Грюнберга (К.И. Грюнберг, скульптор памятника маршалу) и говорит: «Костенька, ты сделал то, что надо».

Жуков, как опытный кавалерист, увековечен в седле и с обнаженной шашкой. У статуи есть маленькая особенность: китель полководца украшают два Георгиевских креста за храбрость, полученные в Первую мировую войну. Считается, что изображение таких символов на памятниках советским военным – редкость. Табличка на постаменте гласит: «Жукову Г.К., солдату и маршалу от уральцев».

В.И. Панов: «Был случай, мы сделали специальные тросы для подъема одинаковой длины, а конь, он же вздыблен, то есть они должны быть разными. И на одном из этапов сборки собралось все самое высокое начальство для проверки, все ждут, когда мы опозоримся. И вдруг конь начал падать! Я думаю: «Все. Конец». Но крановщица, Маша ее зовут, как-то успела затормозить падение фигуры.

Еще была ситуация, когда уже монтировать начали памятник. Нам дали компрессор, а из него масло течет. Прибегает каменщик в панике: «У меня плитка уложена!». В пять часов повезли солдат на построение, а мы компрессор отключить не можем – он пошел в разнос. Кое-как справились».

Л.Е. Турчанинов: «Скульптура даже горела! Ее солдаты закрыли сетью маскировочной, из пластмассы, а в это время варка продолжалась, брызги летели. Так она все время загоралась. В одном месте потушим, так в другом пожар начнется».

По воспоминаниям участников монтажа, комиссия, которая принимала памятник, долгое время не хотела разрешать его установку – полководец должен был находиться на вздыбленном коне, поэтому возникали сомнения в его устойчивости. Уралмашевские мастера пошли на хитрость и переделали ноги лошади, заменив полую конструкцию с каркасом на монолитную. Когда семнадцатитонная скульптура была готова, сперва ее установили на голову, продемонстрировав тем самым высокую прочность и качество монумента. Существовала также проблема технически сложной сварки бронзы со сталью в опоре памятника. В мировой практике такого еще не было, однако уралмашевцы с блеском справились с поставленной задачей.

Л. Е. Турчанинов: «Перевозили памятник в 5 утра, когда троллейбусы еще не ходили. Специально для маршала сделали контейнер. И на одном участке, где недавно дорогу поменяли, оказалось, что он не пролезает. Через 2 часа народ поедет на работу – а тут мы. Пришлось поднимать провода, чтобы проехать. Два сантиметра отделяли троллеи от Жукова».

В.И. Панов: «Ничего, ребята наши талантливые, справились. Я, когда студентам читаю лекции, всегда говорю: «Мои учителя – это рабочие. Потому что у рабочего класса всегда все продумано, все тщательно».

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: