Обломки самовластья

Из истории императорской столицы: утерянные памятники

23 марта, 23:35, 2016г.    Автор: Анастасия Долгова

Писатель, политик и неравнодушный горожанин Антон Баков предложил придать Екатеринбургу статус императорской столицы России. При его поддержке на IMC выходит историческая рубрика, в которой мы изучаем прошлое нашего города.

Памятники императорам в нестоличных городах – признак особой благодарности жителей. Дореволюционный Екатеринбург был беден монументами, зато создавались они не указом сверху, а по инициативе горожан, зачастую на собранные совместными усилиями средства. В революционный год свержение монархии в городе с потенциальным названием Цареубийск сопровождалось свержением бронзовых императоров с постаментов. Но в последние два десятилетия, с реабилитацией монархического прошлого города и формированием «царской» идентичности, бронзовые обломки самовластья постепенно склеиваются воедино.

Памятники к выставке

Как и сейчас, более ста лет назад весомым поводом для преображения города могло стать масштабное мероприятие. «Экспо» 1887 года, Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка длилась четыре месяца и привлекла на Урал коммерсантов, промышленников, художников, научных сотрудников – более 80 000 российских и зарубежных посетителей. Специально для этого события амбициозный начальник железнодорожной станции «Екатеринбург-1» Дмитрий Лобанов организовал сквер возле плотины со стороны городского пруда, что по меркам промышленного города XIX века стало новинкой. Территория была практически голой, поэтому небольшой сквер значительно облагораживал облик города. Парковую зону разбили на том месте, где в XVIII веке по указу Петра I и Екатерины I начались первые заводские работы. На территории Плотинного (также его называли Железнодорожным) сквера в 1886 году установили первые памятники-бюсты первым русским императорам в Екатеринбурге. Располагались они на мраморных постаментах и были ограждены деревянным заборчиком. По словам краеведов, возле бюста Петра высаживались белые махровые астры, а возле Екатерины – белые петуньи. На постаментах было выгравировано «Императору Петру I – основателю горно-заводского дела на Урале: 1723» и «Императрице Екатерине I – основательнице города Екатеринбурга: 1723».

Памятники монархам простояли на Плотинке вплоть до 1917 года. Насколько известно, их «свергли» с постаментов анархически настроенные солдаты одного из сибирских полков, бегущие с фронта Первой мировой войны. По одной из самых распространенных версий, солдаты утопили бюсты монархов под плотиной. Российский геолог Модест Клер в 1945 году предлагал свои геофизические методы по поиску и поднятию памятников из пруда, однако бюсты так и не были найдены.

От памятника Петру I сохранился мраморный постамент, на котором установили бюст А.М. Горького, разместив его на левом берегу пруда. Простоял он на набережной городского пруда недолго: из-за непрочности материала бюст разрушился. Теперь на их местах – бюсты уральских писателей Павла Бажова (установлен в 1958 году, скульптор М. Манизер) и Дмитрия Мамина-Сибиряка (установлен в 1987 году, скульптор А. Антонов).

Возвращение в сквер

После распада СССР внимание к дореволюционной истории и к основателям города особо повысилось. В начале 1990-х годов выпускник УралГАХА, скульптор Геннадий Чехомов предложил восстановить исторический памятник Петру I. Восстановленный по фотографиям бюст отлили на Каслинском металлургическом заводе из чугуна, в качестве основания использовали сохранившийся постамент. Официальное открытие памятника состоялось в 1992 году во дворе Музея архитектуры и промышленной техники Урала (ныне Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ). На историческом постаменте сохранились изображение герба и надпись: «Императору Петру I, основателю горнозаводского дела на Урале». Внизу римскими буквами и цифрами обозначена дата основания города Екатеринбурга: MDCCXXIII (1723). Но и после восстановления памятник перемещался по территории сквера.

– В связи с реконструкцией Музея архитектуры и дизайна (в рамках которой было перекрыто дворовое пространство, где стоял памятник Петру I) приняли решение о переносе памятника на новое место, – рассказывает научный сотрудник Музея архитектуры и дизайна Елена Штубова. – В 2013 года памятник Петру I пережил очередное, третье рождение. Архитектор С.А. Дектярев и скульптор Ю.В. Крылов разработали проект установки памятника в Историческом сквере в обновленном виде (основанием старого мраморного постамента стал новый – гранитный). 15 ноября 2013 года памятник Петру I переместили на площадку перед зданием бывшего лесосушильного цеха Екатеринбургской механической фабрики, он занял центральное место в экспозиции крупногабаритной техники уральских заводов.

Благодарность царю-освободителю

Если Петр I и его супруга Екатерина имели отношение непосредственно к Екатеринбургу, были его основателями, то Александр II с историей города непосредственно связан не был. Лишь один раз, будучи цесаревичем, он посещал Екатеринбург. Однако слава Александра II как царя-освободителя была общероссийской. Главной причиной благодарности царю была крестьянская реформа 1861 года, из-за которой царь стал глубоко уважаем народом. В Екатеринбурге есть несколько мест, связанных с его именем. Первое – это Александровская богадельня на улице Воеводина. Ее возвели в честь «спасения» государя, после неудачного покушения на его жизнь в 1877 году.

Еще один объект – Александро-Невская часовня на Хлебном рынке (ныне – территория Дендропарка), которая была возведена в 1881 году к двадцатилетию отмены крепостного права. Подобные часовни можно встретить во многих городах России.

Но судя по тому, что часовни возводились достаточно быстро и повсеместно, построены они были на казенные деньги. То, что народ был искренне благодарен Александру II, доказывал памятник государю в полный рост на главной площади Екатеринбурга. Его установили на народные деньги, которые собирали всем городом 25 лет.

– К отмене крепостного права можно относиться по-разному, – отмечает Евгений Бурденков, заведующий научно-информационным центром Музея истории Екатеринбурга. – Для одних реформа 1861 года была благом, а для других – ухудшением ситуации. Например, крестьяне черноземной полосы вместе со свободой получали лишь небольшой кусочек земли, за счет которого прокормить себя было невозможно. Поэтому они были вынуждены арендовать землю у помещика, что стало новой формой закабаления с системой выкупных платежей. Но для рабочих это стало большим благом. Закрепощение людей при заводах было жестким. Как только была объявлена свобода, крестьяне с заводов «разбежались». После 1861 года закрывается Монетный двор, Механическая фабрика, Елизаветинский завод, многие отказались работать на казенных предприятиях. Но появилось множество альтернатив – частные заводы и фабрики, где условия работы были лучше. Поэтому именно на Урале к отмене крепостного права относились весьма позитивно.

Сбор денег на памятник царю-освободителю начался в 1886 году, через пять лет после его гибели. Идею увековечивания императора Александра II подал швейцар окружного суда, бывший крепостной Олимпий Клевакин. Первый проект представили на рассмотрение городской Думе весной 1887 года. Сбор средств среди екатеринбургского купечества был продолжен купцом Е.А. Телегиным, и к концу года учрежденный Думой специальный строительный комитет располагал суммой 2 тысячи рублей.

Однако собирали деньги в несколько подходов. Только к 1895 году на пересечении улиц Уктусской (8 Марта) и Главного проспекта (проспекта Ленина) появился гранитный постамент со ступенями и четырьмя фонарями на столбах. Но понадобилось еще 11 лет, чтобы на постаменте появился памятник монарху.

Проект памятника купца А. П. Кожевникова, утвержденный губернским строительным комитетом, в 1894 году в министерстве сочли «не соответствующим высокому назначению» и потребовали переделать. В итоге Дума решила поставить точную работу скульптора М.П. Попова, автора памятника Александру II в Екатерининском зале Московского окружного суда. В 1900 году екатеринбуржцы выкупили у вдовы М.П. Попова право на повторную отливку.

В 1903 году фигуру отлили из чугуна на Кусинском заводе на Южном Урале, однако ее качество снова не устроило городские власти. Тогда за дело взялись работники Каслинского завода, они отлили новый вариант памятника царю-освободителю, и в 19 октября 1906 года он был представлен горожанам.

Памятник изображал императора Александра II в полный рост, в общегенеральской форме, лицом обращённого на восток. В правой руке он держал свиток со словами «19 февраля 1861 года». На постаменте памятника была выбита надпись: «Царю Освободителю в память о 19 февраля 1861 года от городского общества и горнозаводских мастеровых. Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд».

На момент установки памятник приобрел дополнительное значение. К 1906 году правители в России сменились дважды. Кажется, что неспроста памятник установили именно после активизации революционных процессов на Урале, ровно через год после кровавого погрома на Кафедральной площади (площади 1905 года). Возможно, установка памятника именно в этот день была попыткой укрепления государственности, консолидации общества, выступала в роли «духовных скреп».

– Это не единственный пример, доказывающий теорию поиска точки опоры в неспокойные времена, – подчеркивает Евгений Бурденков. – В 1905 году началось строительство Крестовоздвиженского собора на территории Свято-Николаевского мужского монастыря в Верхотурье. Грандиозный, третий по объему в России собор строило огромное количество паломников. Это говорит о том, что какой-то план действительно существовал.

В 1917 году памятник царю-освободителю сбросили с постамента. Хаотичные революционные события того времени редко удавалось зафиксировать, поэтому известно лишь то, что сбросили монарха рабочие и крестьяне во время Февральской революции.

После этого на постаменте сменилось множество памятников. 10 марта 1917 года на него установили небольшую копию американской статуи Свободы, – символ либеральных ценностей. В 1918 году ее снесли, и некоторое время постамент пустовал. В 1919 году красноармейцы водрузили на него голову Карла Маркса, однако позже переместили ее на Вознесенскую площадь. Последним памятником на постаменте стал «Обнаженный труд» – мраморная фигура голого мужчины в полный рост, выполненная скульптором-авангардистом Степаном Эрзья. Народ остался недоволен изображением обнаженного тела на главной площади, и вскоре этот памятник также был снесен.

Памятник Александру II восстановлен так и не был.

Второй Александр II

На территории нынешнего Екатеринбурга находился еще один памятник Александру II. Бронзовый бюст установили через год после гибели царя на Нижне-Исетском заводе (ныне – Химмаш), до революции его территория не входила в состав Екатеринбурга. Заводские рабочие были особо благодарны монарху, так как он освободил их от обязательного труда. Деньги на установку собрали сами заводчане, и 12 мая 1882 года священники церкви Казанской Божьей матери торжественно освятили бронзовый бюст императора.

Как и «предыдущие императоры», он тоже не уцелел: по ставшему уже классическим сценарию, его сбросили с постамента революционеры. Позже туда установили гипсовый бюст Карла Маркса, однако вскоре он раскрошился. Тогда на стелу установили звезду, а в 1969 году этот обелиск посвятили памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны детдомовцам. С 1987 года Совет ветеранов Уралхиммаша ухаживает за памятником.

– Несмотря на то, что большую часть времени памятник посвящен погибшим детдомовцам, его двойное значение сохранялось всегда, – вспоминает бывший директор музея НИИхиммаш Антонина Кубасова. – Советские заводчане знали историю своих предшественников и о том, какое большое значение имел царский манифест для рабочих Нижне-Исетского завода.

Возрождение Освободителя

В 2007 году уральскому кузнецу Александру Лысякову рассказали легенду о том, как император Александр II выковал в кузнице Нижне-Исетского завода подкову и четыре гвоздя. Как утверждают историки, это действительно всего лишь легенда, и во время своего визита в Екатеринбург он в 1837 году был ещё не императором Александром II, а всего лишь наследником престола цесаревичем Александром Николаевичем, и Нижне-Исетского завода не посещал вообще.

Александр Лысяков заинтересовался личностью императора, узнал о сохранившемся постаменте и обратился к архитектору Юрию Крылову с просьбой воссоздать памятник, тогда благодаря ему и усилиям студентов архитектурной академии удалось собрать деньги на бюст – около двух миллионов рублей. Нужную сумму собрали так же быстро, как когда-то на оригинальный памятник, и в 2009 году Александр Бурмистров из Нижнего Тагила отлил копию бронзового памятника.

По сей день памятник Александру не установили. Сейчас он находится в церкви Казанской иконы Божией Матери на Химмаше.

– В ближайшее время устанавливать бюст мы не планируем, – рассказывает Ирина Блиновских, бухгалтер храма. – По форме он изготовлен специально под стелу, на которой стоял и раньше, но сейчас она посвящена детдомовцам. Это вопрос не только юридический, но и моральный – мы не собираемся отбирать ее у Союза ветеранов. Поэтому пока судьба памятника не решена. Возможно, мы установим его на территории храма.

Последний памятник последнему монарху

С появлением новой идентичности города Екатеринбурга как места гибели царской семьи появляются и новые объекты: последний из установленных памятников русским царям – памятник Николаю II и его семье на территории Храма-на-Крови авторства скульптора Константина Грюнберга. Установлен он был в год открытия храма – в 2003-м. Скульптура изображает царскую семью за мгновение перед расстрелом.

За советский период в городе появилось значительно больше памятников, и, казалось бы, сейчас скромным восстановленным бюстам императоров трудно составить им конкуренцию в качестве достопримечательностей города. Однако внимание к монархическому прошлому с каждым годом все возрастает – канонизируют царскую семью, создается монархическая партия, восстанавливаются дореволюционные памятники, планируется установка более грандиозных монументов основателю города и его супруге. Одним словом, сейчас создается благоприятная среда для вполне обоснованной реабилитации прошлого Екатеринбурга, поиска в нем новых смыслов, сопоставимых по значимости с теми, что остались от «свердловского» наследия города.

Рубрика «История Екатеринбурга» выходит при поддержке Антона Бакова и проекта «Екатеринбург – императорская столица России».

Фото: екатеринбургский Музей архитектуры и дизайна, Музей истории Екатеринбурга.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: