«Советский авангард является главным вкладом России в мировую культуру ХХ века» — слова директора Музея архитектуры имени А.В. Щусева Ирины Коробьиной вспоминаю каждый раз, когда речь заходит о конструктивизме. В Екатеринбурге о нем стали говорить не иначе, как о новом имиджевом проекте города, в который можно вовлечь представителей власти и горожан.
«Дом Уралоблсовета»
Конструктивизм – это далеко не только архитектура, а целая идеология по поиску новых форм организации жизни. Нужен ли старый домотканый ковер в квартиру, если новый паркет проще мыть? Нужен ли громоздкий бабушкин шифоньер, если есть не занимающий места встроенный в стену шкаф? Нужна ли лепнина на стену или наличник на окно, если их сооружение требует больших усилий, хотя без них можно и обойтись? Многие радеют за старину, но реалии жизни заставляют нас обращаться к более практичным решениям. Так часто мы задаем себе эти вопросы, когда делаем ремонт в квартире или строим дом, однако впервые об этом задумались еще в 1920-е годы. И столица Урала на тот момент стала одним из лидеров по испытанию новых идей, которые до сих пор являются частью нашей жизни.
Балкон в «Доме Уралоблсовета»
Встроенные шкафы, которые станут атрибутом советских брежневок, появились еще в Доме Гинзбурга или Доме старых большевиков в 1930-е годы. Один из первых жилых комплексов в СССР – Городок чекистов с полным набором социальных услуг – от столовой и прачечной до спортзала и поликлиники. Кто сегодня его наследники? Вспомним самый известный: ЖК «Тихвинъ». Та же квартальная застройка, своя внутренняя жизнь и полный комплекс услуг. Добавилось роскоши, но принципы те же.
Двор в Городке чекистов
Первая высотка с лифтом в малоэтажном Свердловске – башня Второго дома советов. Первые столовые, а не буржуазный ресторан, без официантов, с самообслуживанием, подносами и длинной стойкой раздачи пищи, по модели которой сегодня работают многие бюджетные рестораны наподобие «Вилка-Ложка», - это фабрики-кухни, первая на Свердлова, где сейчас магазин «Горячий хлеб». Первый фитнес-центр, где есть бассейн, и спортивные секции – Клуб «Динамо» на набережной Городского пруда.
Второй дом советов
Были и другие идеи: двухэтажные квартиры-ячейки, кухни-шкафы, уголки общения в жилых домах. Но развитию многих из них помешала Великая отечественная война: спешно расселяли эвакуированных, уплотняли квартиры, делали перепланировку, из-за чего первоначальные замыслы архитекторов исчезали из обихода жильцов.
Динамо
Впервые считать, что конструктивизм – это культурное наследие Свердловска, начали спустя 40 лет. В 1971 году Белая башня и типография «Уральский рабочий» стали первыми авангардными объектами в городе, признанным памятниками промышленной архитектуры. Большое число зданий уральской столицы внесли в охранные списки в 1974 году решением Совета министров РСФСР. Впоследствии подобные документы с очередными выявленными памятниками выходили раз в три-пять лет. Последним объектом конструктивизма, ставшим достоянием Екатеринбурга, стала фабрика-кухня Уралмашзавода, получившая в октябре 2014 года статус объекта культурного наследия. В головах широкой аудитории мысль о конструктивизме как о достоянии только начинает формироваться, хотя, например, понимание у властей уже есть. Активные горожане, в свою очередь, реализуют интересные проекты, связанные с его популяризацией.
Институт физиотерапии и профзаболеваний
Например, агентство коммуникаций Red Pepper по заказу Министерства по управлению госимуществом разработало для Сысертского фарфорового завода дизайн тарелок и кружек с символикой конструктивизма.
Таким образом, МУГИСО убивает двух зайцев – спасает завод от закрытия и проводит популяризацию своих же объектов культурного наследия. Сувенирка продавалась на «Иннопроме» и на проекте «Дни конструктивизма на Урале». Идея оказалась настолько успешной, что пришлось открыть специальный магазин, в котором первую партию посуды раскупили всего за несколько дней.
«Нам было необходимо найти достаточно изящное решение, для того чтобы увязать в проекте сразу несколько аудиторий и сделать его модным и актуальным с одной стороны, но выдержать традиционный стиль с другой. Мы решили обратиться к одному из объектов городского стритарта, надписи SVERDLOVESK, и попытались соединить два эти направления».
В брендовой линейке, разработанной RED Pepper, также есть футболки, но популярнее стали другие бренды. Принты с необычной графикой объектов конструктивизма можно найти, например, на футболках Ghetto.
«Первым объектом, который лег в основу первого нашего принта, стала вывеска гостиницы «Большой Урал», размещенная на здании конструктивистского типа, о котором нам мало, что было известно. Сама вывеска для нас явилась тем негласным символом города, которые мы активно ищем, а по результатам нашего дилетантского опроса среди знакомых на предмет их представления о таком символе, мы выяснили, что именно конструктивизм во многом ассоциируется у людей с Екатеринбургом. Нам нравится его логичность, простота и то, как такая архитектура способна вписываться в окружающую среду и создавать пространство самостоятельно».
Надпись «Большой Урал» на футболке Ghetto
Футболка Ghetto, посвященная Белой башне. Тексты по теме: Сделано вручную: футболки Ghetto
А несколько лет назад Белая башня и другие известные конструктивистские объекты вдохновили Дмитрия Шишкина на создание целой коллекции мужских костюмов.
Эскиз костюма
Тогда о проекте «Конструктивизм. Архитектура и мода» написали почти все городски СМИ, а презентация готовых изделий прошла в «Доме Печати», который также является памятником конструктивизма Свердловска.
«Мода и архитектура исторически являются двумя очень близкими видами искусства на всем пути своего развития. Во многих своих публикациях и в кандидатской работе я неоднократно анализировал развитие мужской моды через призму эволюции архитектурных стилей. И конструктивизм в данном случае всегда занимал особое место, поскольку его форма и содержание очень близки мне по духу как дизайнеру мужской одежды. Функциональность, лаконичность форм, преобладание конструктивных линий над декоративными — эти и многие другие идеи тесно перекликаются с моими принципами лаконичного кроя, геометричности силуэта и отсутствием избыточности в деталях».
Другой дизайнер одежды, создатель марки Hello Pepe Наташа Пастухова показала гостиницу «Исеть» в рамках сувенирной коллекции Уральской индустриальной биеннале. Хорошо продавалась и бижутерия Ural Biennale Accessories Марии Чуркиной и Анастасии Кандобы. Например, колье, дизайн которого основан на планировке гостиницы «Исеть». Прочитать об этих украшениях можно в отдельном материале IMC.
Футболка с изображением гостиницы «Исеть»
Украшения, посвященные конструктивизму и биеннале
Кстати, куратор одной из самых популярных выставок биеннале, посвященной Городку чекистов, Илья Шипиловских победил в «Битве кураторов», получил крупный грант и продолжит развивать свои идеи. Если у кого-то создалось впечатление, что из конструктивизма извлекают исключительно коммерческую выгоду, то вот он, пример социального проекта.
«Во время презентации на «Кураторских боях» я показывал слайды с изображением гостиницы «Исеть». Сила визуального образа, заложенная в ее облике, возможно, и убеждала жюри в выигрышности проекта. Однако, его интерес не в архитектуре как таковой, а в том, что мы рассчитываем создать локальное сообщество, куда войдут жители Городка чекистов и другие заинтересованные люди. По сравнению с моим проектом для 3-ей Уральской индустриальной биеннале, хочется еще большей вовлеченности местных жителей. Поэтому вместе с музеем истории и археологии Урала (расположенном в бывшем Клубе имени Дзержинского, одном из объектов Городка чекистов – прим. авт.) планируем провести цикл встреч, чтобы создать современный образ этого места. Сегодня для любого художественного проекта важно работать с локальным сообществом, чтобы люди, далекие от искусства, могли с ним соприкоснуться. Конструктивизм стал переломной эпохой, когда формировался современный подход, кем является художник, поэтому интересен».
«Городок чекистов» - так называется и музыкальная группа, которая существует в Екатеринбурге уже шестой год.
«Нам понравилось сочетание слов - с одной стороны, странное, с другой - привычное (по крайней мере, для екатеринбуржцев). Вдобавок, все мы любим это место, в нем есть своя сила и своя магия - и в изломах конструктивистских зданий, и в разваливающихся стенах домов».
Идеи конструктивизма проникают в самые разные сферы жизни. Например, журналист и шоумен Саша Цариков снял серию фильмов «Екатеринбург: город конструктивизма», принял участие в создании книги «Путеводитель по архитектуре Екатеринбурга. 1920-1940» от издательства Tatlin и пошел на радикальный шаг!
«Я сделал татуировки с Белой башней и гостиницей «Исеть» на тот случай, если их снесут. В таком случае я превращусь в кожаный музей конструктивизма. Я серьезно думаю нарисовать на себе еще 138 охраняемых объектов авангардной архитектуры».
Архитектор и фотограф Кирилл Матвеев больше двух лет профессионально снимает объекты конструктивизма, причем на его снимках они действительно выглядят потрясающе!
«Взявшись за этот проект, я хотел, чтобы авангардные здания выглядели как действительно передовая архитектура, будто сошедшая с обложки модного глянцевого журнала. Два года проект развивался в интернете, после чего мы выпустили серию открыток и бумажный фотоальбом-путеводитель. Надеемся, что он станет хорошим подарком-сувениром для гостей города, а также, возможно, будет неким открытием для горожан, которые смогут увидеть привычные здания в необычном ракурсе».
Узнать больше о путеводителе можно здесь
Впрочем, своеобразными трендсеттерами в деле популяризации конструктивизма стали ребята из арх-группы PODELNIKI. Одними из первых в Екатеринбурге они стали заниматься этой темой, приглашать зарубежных преподавателей и студентов, проявляющих интерес к авангарду. Профессиональные архитекторы, у которых и так много работы, участники арх-группы на волонтерских началах взялись за неподъемный труд – превратить Белую башню из заброшенного объекта в выставочную площадку. В этом году они выиграли грант фонда Потанина и рассчитывают в следующем году открыть в Белой башне мультимедийную экспозицию истории жилого микрорайона Уралмаш.
«Мы уже купили мультимедийное оборудование. И сейчас находимся в поиске проектных решений, как физически сделать экспозицию. Экспозиция будет транслироваться на пространство бака на 180 градусов. Мы долго били в одну точку. Наконец, есть эффект. Одним из первых наших проектов стала «Обзорная экскурсия». Было много других публикаций. Девелоперам, которые работают с объектами культурного наследия, важно осознавать, что интерес к конструктивизму – это тренд. Сейчас стоит задача более глубокого изучения вопроса. Многие нынешние публикации не основаны на первоисточниках, мало научного материала с указанием источников. До последних лет были закрыты архивы. В статьях указываются разные архитекторы, годы постройки «пляшут». Есть люди, которые готовы популяризировать, но мало людей, готовых исследовать».
Профессор архитектурной академии Леонид Салмин, рассуждая о популяризации конструктивизма, считает, что «количество перешло в качество».
«Эта тема вышла в публичную плоскость, потому что власть стала говорить о конструктивизме как об имиджевом капитале. Остро стоит вопрос о привлечении туристов. Храма-на-Крови и Ганиной Ямы недостаточно. Развивается сувенирка, связанная с конструктивизмом, это хороший симптом. Люди почуяли, что это имиджевый ресурс, который можно использовать в своих интересах. Нынешний кризис заставляет понять, что большие прострелы в будущее наподобие проекта «Экспо-2020» не сработают. Поэтому происходит инвентаризация того, что уже есть. Чем располагаем? К тому и пригляделись. И приняли решение, что надо починить».
Фото: Тимофей Балдин, Яна Шмайлова, УФ ГЦСИ, Asya Freiya, АК Red Pepper, Кирилл Матвеев
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.