«Голос — это лишь следствие того, что происходит у тебя внутри»

Мариам Мерабова о счастливом советском детстве, «звездных» детях, своем звучании и будущем концерте в Екатеринбурге

29 октября, 21:13, 2015г.    Автор: Светлана Щавелева

В рамках очередного вечера из цикла «Диалоги в Кандинском» в Екатеринбург приезжала Мариам Мерабова - культовая джазовая певица современности. Она выступила перед гостями вечера после лекции Алены Долецкой.

На счету Мариам сотрудничество с Вячеславом Горским, Сергеем Манукяном, Игорем Бутманом и другими известными музыкантами, а также участие в шоу «Голос» на Первом канале. Она преподает вокал и выступает с группой Miraif, основанной ее мужем, пианистом-виртуозом, аранжировщиком и композитором Арменом Мерабовым.

Редакции IMC удалось попасть на живое выступление Мариам в «Кандинском», а на следующий день поговорить с обаятельной исполнительницей о таланте, детях, будущем концерте в Екатеринбурге и многом другом.

О проекте «Диалоги в Кандинском»

В «Кандинском» состоялся совершенно замечательный вечер. Здорово, что такой проект запустили, и дай бог ему жизни! Мне понравилась и концепция, и молодая творческая команда. Несмотря на то, что мероприятие проходит на стройке, все организовано на высоком уровне. Меня поразил дизайн, особенно замечательные сиденья, прекрасная, ждущая и желающая узнать новое публика. Такой вечер не может оставить человека равнодушным.

Мариам Мерабова и Алена Долецкая в «Кандинском». Фото: Антон Курбатов

Я не могу сказать, что мы старые подруги с Аленой Долецкой, но мы определенно люди одного поля. Это настоящая магия отношений. Когда мы первый раз встретились, то сразу было чувство, что мы знакомы сто лет. Мы решили сделать сюрприз и специально скрыли от нее мое выступление. Вы бы видели, как мы прятались, словно настоящие шпионы! Постоянно созванивались, выясняли, где находится Долецкая и можно ли свободно передвигаться. Было бы обидно проколоться, поэтому старались изо всех сил до последнего момента.

О детстве, СССР и первом джаз-клубе

Я родилась в Ереване, а все мои близкие — из Тбилиси. Я не знаю ни одной семьи в Армении или Грузии, в которой бы не пели, и моя жизнь с самого детства связана с музыкой.

Мы переехали в Москву в 80-м году, и в детстве каждый день для меня был праздником. Олимпиада, 1 мая на Новом Арбате, большой холодный город, булочная со сдобой за три копейки. Вообще, для меня Родина — это Советский союз. Сейчас время «кривых зеркал». Вспоминая об СССР, принято показывать теток на площади Ленина с коммунистическими лозунгами, но все было не так. Фантастический уровень радости, дружественности — таким мне запомнилось то время.

Хорошо помню 1986 год. Я поехала в лагерь искусств, где были сформированы отряды в зависимости от таланта ребят: «Пантомима», «Хор мальчиков», «Театр» и так далее. Мы ездили давать концерты в соседние лагеря, где разместили детей из Чернобыля. Естественно, мы не задавали никаких вопросов, но было очень волнительно и трогательно, и это еще одно показательное воспоминание о том времени.

Выступление Мариам Мерабовов в рамках проекта «Диалоги в Кандинском». Фото: Антон Курбатов

Человек, который разглядел во мне талант, — моя мама. Она меня направила в музыкальную школу и усиленно задерживала там с помощью ремня. Ну а я, конечно, хотела сбежать с первого дня! Теперь понимаю, что музыкальное образование пошло мне на пользу. Бывают ситуации, когда не нужно спрашивать ребенка, чего он хочет. Если ты видишь талант, необходимо указать правильное направление для развития и попробовать увлечь.

Я помню тот день, когда услышала первый раз джаз. Это была любовь с первого звука. Тогда я училась при консерватории. Выпав из-под надзора мамы, попала в студенческую тусовку, с которой и отправилась в «Синюю птицу». Это был 1989 год и лучший джазовый клуб из всех, где я была. В него стояли громадные очереди, а билет стоит целых 5 рублей — сумасшедшие деньги для того времени! Работники посольств, талантливые музыканты и другие творческие личности — все они собирались именно там. Джаз играли не подпольно, еле-еле, по обрывкам, ничего подобного! У нас был прогрессивнейший джаз, в клубе устраивались фантастические музыкальные дуэли и перформансы, а заведовал всем знаменитый Вартан Тоноян. Когда я попала туда, то сразу поняла, что мои отношения с консерваторией закончены. Я забрала документы и ушла в джаз.

О музыке, таланте, шоу «Голос» и проблемах российских музыкантов

Ошибочно полагать, что блюз и джаз — это «музыка для своих». К сожалению, такое распространенное мнение мешает популяризации этих стилей. Многие считают, что для этой музыки нужна особая подготовка или мировоззрение. Но часто такие люди приходят, например, на наши концерты и понимают, что долгое время заблуждались. Нельзя делать подобные градации. Слушая абсолютно любую музыку, вы должны опираться на свой внутренний вкус, а он не обусловлен местом проживания, полом, образованием или социальным положением.

Выступление Мариам Мерабовов в рамках проекта «Диалоги в Кандинском». Фото: Антон Курбатов

Музыку никогда не нужно слушать умом, ее нужно слушать сердцем. Если честно, то только для критиков важен стиль, в котором играет музыкант, а для зрителя самое главное - нравится ему или нет то, что он слышит. Знаете, здесь даже неважно, понимаете вы язык или нет. Например, я не учила камерунский, но на концерте Ришара Бона была в восторге от выступления и мне казалось, что я знаю, о чем поет музыкант.

Я за многое благодарна шоу «Голос». Организаторы концертов всегда нас любили, но немногие рисковали устраивать наши выступления, так как мы были известны только узкой аудитории. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. А вообще, очень жаль, что нет популяризации джаза в нашей стране. Мало кто о нем пишет, по радио крутят только «нафталиновые» композиции. Пожалуй, внимание к этой музыке привлекает «Усадьба Jazz» и великий человек Маша Семушкина, но ей и команде фестиваля тоже приходится нелегко.

Слепое прослушивание на шоу «Голос»

Современным российским музыкантам не хватает государственной поддержки. Артист не должен бегать и собирать на свои концерты деньги. Если его пригласили на фестиваль, он должен прийти в Министерство культуры, показать документы и его обязаны отправить туда, куда нужно. Самая большая ценность страны — это не природные ресурсы, данные Богом, а талантливые люди, которых нужно взращивать и поддерживать.

О детях, музыкальном образовании и концерте в Екатеринбурге

Мои дети интересуются музыкой в обязательном порядке. Лучше музыкальной школы еще ничего не придумали, никакие студии и кружки не сравнятся с ней. За 7 лет человек может глубоко погрузиться в мир музыки, начать понимать ее. Если ты этому научился, то никто тебя не обманет. Сколько бы раз ни твердили, что «Руки вверх» - это здорово, ты не станешь слушать их песни, ведь это плохая музыка.

Моя вторая большая любовь — дизайн и архитектура. Можно сказать, что с ними я тоже связана, так как старшая дочь учится на архитектора-строителя. Она пошла получать образование в колледж, потому что мы пытались найти оптимальный способ побега из чудовищной современной школы. Нам нужно было найти место, где ребенку будет интересно и где он сможет получить знания, которые пригодятся в будущей взрослой жизни. Конечно, у нас был шанс на ошибку, она бы могла уйти и начать изучать что-то другое, но после первого курса втянулась и полюбила будущую профессию. Сейчас идет на красный диплом.

Выступление Мариам Мерабовов в рамках проекта «Диалоги в Кандинском». Фото: Антон Курбатов

Я преподаю вокал и взрослым, и детям. Что касается первых, то среди них попадаются самые разные люди. Бывают известные музыканты, которые приходят за повышением квалификации, бывают те, кто никогда не пел, но неожиданно у них появилось желание раскрыть себя и свой голос. А вот детей беру не всех. В первую очередь, общаюсь с родителями. Если вижу, что люди адекватные и не собираются делать из ребенка «звезду», то соглашаюсь. Для меня главное, чтобы малыш просто изучал музыку и раскрывал свой талант.

Нужно запретить использовать слово «звезда», если речь идет о детях. Невозможно смотреть, когда приходит 8-летняя «сопля» и говорит, что у нее есть свой фан-клуб. Ты спрашиваешь, когда этот ребенок последний раз открывал книжку, а он заявляет, что у него нет на это времени. При этом ты видишь маму, которая гордится ситуацией и тем, что ее чадо добилось «славы». Мимо таких детей проходит детство, да и в будущем им будет многого не хватать. У них не формируется детское обаяние, которое всегда умиляет окружающих, а еще они не привыкают учиться, развиваться. Они живут с ощущением, что уже добились многого, поэтому перед ними должны открыться все двери. Во взрослой жизни это не приведет ни к чему хорошему.

Раньше я могла сказать человеку, что у него нет таланта, но жизнь преподала мне урок. Была ситуация, когда я думала в таком ключе про одного человека. Мне казалось, что у него ничего не выйдет и даже не нужно стараться. Но он трудом просто выгрыз свое звучание. Я сейчас, конечно, говорю не про диапазон или яркость. Знаете, если послушать Джо Кокера или Ника Кейва, то у них в распоряжении есть всего семь нот, но в каждой — целая вселенная. Если ты не торопишься и у тебя есть желание, то ты найдешь свой путь в музыке. Главное — не забывать, что голос — это лишь следствие того, что происходит у тебя внутри.

Я вновь приеду в Екатеринбург через месяц. С коллективом, который создал мой муж, мы выступим в «Театре Эстрады». Группа Miraif существует уже 15 лет, но о ней мало кто знает. Впрочем, сейчас многие наслышаны обо мне, поэтому приходят на наши концерты. Мы играем абсолютно честную музыку. Там есть и авторский материал, и известные джазовые и блюзовые вещи в оригинальной аранжировке, и, конечно же, мы представим те песни, которые людям запомнились благодаря программе на «Первом канале».

Для меня вся жизнь — это, прежде всего, творчество. А еще ни я, ни мой муж не зависим от успеха. Сегодня тебя знают, а уже завтра могут забыть. Меняться из-за этого не стоит. Впрочем, конечно, признание необходимо любому артисту, иначе кто нам будет чесать крылья?

Фото: Антон Курбатов

ТЕКСТЫ ПО ТЕМЕ:

Заполняя пустоту: открытие pop-up проекта «Диалоги в Кандинском» и екатеринбургская премьера спектакля «Второе видение»

«Творческих историй сегодня меньше, чем хотелось бы». Илья Осколков-Ценципер о городских проектах и приметах времени

«Если есть желание, то путь вам ляжет сам». Алена Долецкая о Екатеринбурге, роскоши, Карле Лагерфельде и варенье

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: