Прошлое для настоящего

Илья Шипиловских о своем исследовательском проекте, истории проектирования, строительства и повседневной жизни «Городка чекистов»

27 октября, 22:57, 2015г.    Автор: Вячеслав Солдатов

Программа проходящей в Екатеринбурге третьей Уральской индустриальной биеннале способна если не удивить искушенного зрителя, то уж точно поразить масштабом выставочных проектов и параллельных мероприятий. Только на девяти этажах (а если считать «секретную» инсталляцию в подвале, то и всех десяти) бывшей гостиницы «Исеть» разместились выставки основного проекта, арт-резиденций и специального исследовательского проекта. Ее номера и коридоры превратились в экспозицию для 61 художника и коллектива из 21 страны. Комната с мебелью из колючей проволоки, номер, пропахший нафталином, жилище черепашек-ниндзя - такой калейдоскоп актуальных практик, собранных в одном месте, вполне способен сбить с толку пришедшего, который, поднявшись на последний этаж, начнет вопрошать: «Что же это все-таки такое?»

И именно на последнем этаже ему предстоит увидеть выставку, выполненную в более традиционной манере, нежели многое из размещенного ниже. Исследовательский проект куратора Уральского филиала Государственного центра современного искусства, Ильи Шипиловских, повествует об истории проектирования, строительства и повседневной жизни «Городка чекистов» - места проведения основного проекта.

Экспозиция расположена в коридоре гостиницы, полукруглой дугой, уводящего взгляд на фотографии, выписки из архивных документов, архитектурные чертежи, фрагменты кинохроники. Лаконичное пространство коридора акцентировано строгими фанерными листами, на которых укреплены предметы выставки, напоминая о проектах времен советского авангарда с его простыми формами и конструктивными принципами выстраивания пространства.

Четко прочитываемый архивный контент выставки, служащий, в первую очередь, в информационных целях, «разбавляется» художественными работами, так или иначе связанными с историей «Городка чекистов». Это, например, реалистические пейзажные картины Георгия Катугина, жившего в «Городке». Или графические работы Сергея Крылова, исследующие наследие конструктивистской архитектуры. Эти штрихи, рисующие место биеннале как места сосредоточения искусства, дополняются информационными справками о его художественном прошлом. И то, что здесь в советское время находилась киностудия, проходила крупная региональная художественная выставка «Урал социалистический», а в постсоветское время в подвале одного из корпусов размещался «Коляда-театр» и арт-клуб «Нога», снимает вопросы о том, почему сегодня в «Исети» выставляется актуальное искусство.

Впрочем, вопросы не исчезают. Мифология «Городка чекистов», связанная с коллективной историей страны и памятью о глубоко противоречивом периоде 1920-1930-х годов, задает новые смыслы и новые уровни считывания выставки. Именно об этом я поговорил с куратором проекта Ильей Шипиловских.

Илья Шипиловских - куратор, арт-критик, старший научный сотрудник Уральского филиала государственного центра современного искусства. Руководитель программы «Искусство. Наука. Технологии» ГЦСИ. Осенью 2015 года проект-продолжение биеннальной выставки об истории «Городка чекистов», который представлял Илья, победил в конкурсе кураторских проектов, проходившим в рамках Московской биеннале современного искусства

- В этот раз ты выступил как куратор не арт-проекта, а своеобразной междисциплинарной выставки, в которой соединилась и история, и урбанистика, и вариант журналистского расследования. Как ты можешь оценить этот опыт с позиций именно кураторских?

- Могу сказать, что современная выставочная практика предполагает подобную междисциплинарность, и работа куратора сегодня во многом заключается в создании условий, при которых разные голоса, по-разному говорящие о разных вещах, звучали бы слаженно и убедительно. Можно провести аналогию с литературой, то есть, условно, выставка картин — придуманные художником сюжеты, персонажи и отношения между ними, очень похожие на жизнь (или совсем не похожие) — буквально художественная литература. А выставка, вроде той, что на девятом этаже «Исети» — нон-фикшн, работающий с фактами (или чем-то, выдающим себя за них). И то, и другое может зацепить зрителя, и то, за счёт чего рассказана история, не так важно. Главное, чтобы сделано это было интересно.

- Помимо информационной линии, повествующей об истории «Городка чекистов», в гостиничных номерах на девятом этаже выставлены объекты искусства, так или иначе также связанные с этим местом. Как Вы их нашли и по какому принципу устраивали отбор для выставки?

- Изначально я хотел, чтобы в каждой из комнат на 9-м этаже был художественный проект. Вдоль коридора - факты, а в каждой комнате - художественная интерпретация, расширение некоторых из них. Ввиду разных причин, в итоговом варианте представлены четыре художественных проекта. Можно сказать, что они сами меня нашли. С Сергеем Крыловым меня познакомила Лариса Пискунова, участница рабочей группы, собранной для подготовки выставки. Его фотографии добавили контекст, представив другие конструктивистские здания Екатеринбурга. Дмитрий Усяев некоторое время назад предложил необычную технологию совмещения рисунка и видео, которая пришлась как раз кстати для создания образа возможного будущего «Исети» и «Городка». О Георгии Катугине, художнике, чье детство прошло в «Исети», когда она еще была общежитием для чекистов, я узнал от его семьи, связавшейся с дирекцией биеннале, узнав, что в гостинице будет проходить большая выставка. С Радой Русских, жительницей «Городка», у нас было интервью при подготовке проекта, и мне показалось важным включить в экспозицию картины человека, который всей душой переживает за будущее «Городка чекистов», рассказывает о нем, приглашает в гости, является таким активистом. Вот так каждый из проектов добавляет свою частичку и укрепляет целостность общей истории.

Тексты по теме: Мир глазами фотографа: Фотографика конструктивизма

- Пространство «Исети» очень специфично, это повлияло на структуру Вашей выставки?

- Да, с таким пространством работать сложно, но интересно. Вариант с лентой времени кажется мне достаточно уместным, потому что выставка на девятом этаже, это, в первую очередь, дополнение к основному проекту биеннале, такой справочник что ли. Ее можно было адаптировать под любые условия и пространство, но мне нравится, что изгиб коридора скрывает то, что будет дальше и было раньше, оставляя только ограниченный отрезок ленты времени. Очень жизненно.

- Какие материалы при подготовке к выставке запомнились тебе особенно?

- Многие материалы не вошли в итоговую экспозицию, так что, можно сказать, что то, что представлено, запомнилось или запомнится больше всего.

- Как ты видишь проект в сопоставлении с другими проектами биеннале - это нечто отдельное или, наоборот, составная часть основного проекта, а, может, что-то третье?

- Это исследовательский проект, наработки которого использовались и в других проектах биеннале, включая основной. Такая у него и была задача, стать чем-то вроде справочника, источника информации, на который можно было бы положиться как художникам и кураторам для использования в художественных проектах, так и зрителю, который, придя в «Исеть» наверняка захочет узнать побольше об этом месте. Но также это попытка посмотреть на «Городок чекистов» сразу с нескольких точек зрения и попытаться увидеть за фасадами, архитектурой и планировками что-то большее.

- После того, как ты получил новое знание о «Городке чекистов», изменилось ли твое восприятие этого комплекса? И, в целом, в чем по-твоему заключается «гений» этого места?

- Я просто полюбил его еще больше, и собираюсь продолжать работать с этим местом и его «гением», как ты выразился. Правда, сказать, в чем он, пока не возьмусь. Чтобы не спугнуть.

- Каким бы ты хотел видеть «Городок чекистов» в будущем?

- Примерно такой же вопрос я задавал участникам рабочей группы выставки. Советую найти путеводитель по биеннале и посмотреть ответы коллег, прекрасных специалистов, с которыми мне посчастливилось работать над этим проектом, там много интересного. А что касается меня — я бы просто хотел его видеть, прогуливаться по двору, разговаривать с жителями, показывать гостям и рассказывать поучительные истории из его прошлого.

Проект о «Городке чекистов» весьма удачно завершает экспозицию основного проекта, закольцовывая актуальные практики современного искусства историей времени утопических идей нового будущего и нового искусства. И уместно говорить об истории места, вкладывая в нее важную мысль о том, что «здесь и сейчас» современного искусства - это «вчера» нашей общей жизни.

Фото: Вячеслав Солдатов

3 Уральская индустриальная биеннале современного искусства

9 сентября-10 ноября 2015 года

Узнать подробнее.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: