IMC попросил екатеринбуржцев составить небольшие путеводители по своим микрорайонам: куда ходить за кофе, где стричь волосы, в каком месте гулять с собакой. В третьем выпуске психолог и бизнес-тренер Елена Нечаева рассказывает про «Еврейский дом», достопримечательности в центре и прогулки по набережной Исети.
Предыстория
В число жильцов знаменитого «Еврейского дома» в начале улицы Шейнкмана я попала мистическим образом. Не знаю, пользуются ли современные школьники способом освоения пространств, которым блестяще владели ученики поколения 1980-х: после уроков несколько смелых садились в трамвай и ехали в никуда несколько остановок. Никакой осознанной цели не было, игра заключалась в простом передвижении туда и обратно, желательно «зайцем». Во время одного из таких путешествий я уехала дальше обычного – от остановки «Профессорская» (около УПИ, ныне – УрФУ) до остановки «Хохрякова». Шла-шла по проспекту Ленина в сторону улицы Московской, повернула на тогда незнакомую улицу Шейнкмана, да и встала как вкопанная.
«Еврейский дом». Фото и история - 1723.ru
Это был грандиозный детский «ах!» с открыванием рта от удивления. Передо мной оказался дом, который не был таким, как остальные серые и унылые дома в городе. Он был высокий, яркий, розово-желтый, с большими окнами, необычными балконами, часть из которых окутывала таинственная пелена растений семейства вьюнковых. «Кто живет в таком замечательном доме?» – спросила себя. Наше свидание длилось не дольше минуты, но в памяти осталось.
Прошло чуть больше двадцати лет, пришло время менять одну квартиру на другую. Переезжать собиралась из известного памятника архитектуры, что около Свердловской киностудии — места знакового, но все-таки слишком суетливого. В связи с большой занятостью на работе полностью доверилась нанятому риелтору, потому, когда он пригласил на очередной просмотр, даже не посмотрела на карте, куда он меня зовет.
К дому мы почему-то шли пешком и ровно по тому маршруту, по которому шла двадцать лет назад. Это был холодный зимний вечер, на улицах не было автомобилей, а около дома прогуливались дамы в норковых шубах и с собачками. Тишина и особый покой, которого нет в других районах города. Квартиру я уже «купила», еще не войдя в дом.
Самое замечательное в этой предыстории то, что тот самый детский «ах!» сохранился до сих пор, а на свой детский вопрос отвечаю просто: «В этом доме живу я». Двенадцать лет здесь и каждый раз, возвращаясь, подъезжая или подходя к дому, обязательно окидываю его взглядом полностью и расслабляюсь: я – дома.
Такое ощущение от дома не может быть рассмотрено вне контекста того микрорайона, в котором он находится. К нему и перейдем.
В целом
Жукова – Валека – самый узнаваемый и всем понятный ориентир. Это и «тихий центр», и центр административный, и место жительства тех, кому на работу ходить в «административный центр». Предполагаю, именно последняя особенность придает микрорайону особый шарм, покой и тишину, иногда звеняющую в ушах.
Тишину и покой нарушают общегородские праздники, с которыми аборигены давно смирились, а усугубляют визиты высоких гостей и крупные мероприятия для них же. Да, иногда мы находим на дверях подъездов объявления вроде «к окнам не подходить, форточки не открывать, если бликанёт, мы не виноваты, мы предупреждали». На время и тех и других событий некоторые аборигены покидают город.
Из моих окон видно здание архива очень известной организации, а также «Высоцкий», по которому я и мои соседи узнаем о погоде. Если он виден ясно и отчетливо, значит, дождя в ближайшие часы не будет. С недавних пор к пейзажу присоединилась тыльная сторона башни «Исеть»: она тоже показывает уровень тумана или облачности, но огоньками пока не светится. В безветренную погоду слышны городские куранты и даже крики болельщиков с Центрального стадиона (когда он еще существовал).
Жителей, если было бы можно, поделила бы на три группы: давние аборигены – это пенсионеры, зачастую глубокие пенсионеры, со своим прошлым, которые могут ворчать по поводу перемен, но в меру, видна старая закалка; современные аборигены, к коим отношу и себя, – это либо наследники (кстати, квартиры здесь продают крайне-крайне редко, в основном их занимают именно наследники), либо купившие квартиры с помощью чуда и случайности; незаметные аборигены – это те, кто незаметно уходит утром на работу и незаметно возвращается вечером. Про незаметность — не шутка. Я действительно никогда не видела здесь крупные толпы уходящих и приходящих. «Чужие» – да, приезжают и уезжают, а вот когда аборигены это делают – непонятно.
Гуляем
На мой взгляд, наш микрорайон самый «гулябельный» в Екатеринбурге, невзирая на наличие известных проезжих улиц. Секрет состоит в том, что движение по ним равно длительности рабочего времени. То есть после восьми часов вечера можно спокойно ходить хоть по проезжей части, но нежелательно, не надо нарушать правила дорожного движения. Стоит заметить, внутри микрорайона автовладельцы не приучены давить пешеходов – всегда притормозят и пропустят.
Начальная точка для вечернего променада такая: стоим на улице Шейнкмана, за спиной переулок Пестеревский, Областная прокуратура и Гимназия №2, справа – Областная таможня, музыкальная школа, а перед нами – пешеходный бульвар, который управляющая компания щедро украшает в теплое время года. Отсюда стартуем по прямой.
На улице Сакко и Ванцетти рассматриваем первый дом усадьбы купцов Агафуровых, затем второй дом усадьбы (ныне – Представительство Татарстана), а также дом купца Лебедева – бесценные памятники деревянного зодчества. Кстати, этому месту не так давно хотели дать название Бульвар Агафурова, но дальше разговоров дело не пошло.
На перекрестке улиц Жукова и Валека можно сделать привал, там есть скамейки, а летом еще и цветы-клумбы, мамы с колясками и праздношатающиеся. Отдохнуть можно на трех сторонах перекрестка. На одной из них расположилась металлическая жар-птица в клетке и яблони. На другой, у памятной доски маршалу Жукову, можно встретить некоторых известных людей, выгуливающих своих питомцев.
Продолжаем движение и натыкаемся на поворот улицы Валека, на котором стоит дом, наиболее известный, как «Дом Книги». Пока покупаем дыньку в чудом сохранившемся овощном киоске, можем разглядеть дом, в котором жил Б. Н. Ельцин, и шпиль городской ратуши, имея ввиду, что слева уже открылся главный административный пейзаж: Правительство Свердловской Области, сопутствующие учреждения, отель Hyatt и строительные краны – всё грандиозно и величественно.
Двигаемся вперед, переходим улицу Бориса Ельцина строго на светофоре (там «гиблое место», перебегать не следует), и вот мы уже на набережной Городского пруда. Неспешно двигаемся мимо фонтана-шара, игнорируем Театр Драмы, спускаемся к реке Исеть и идем почти до Макаровского моста. Как только на другой стороне пруда оказывается то, что осталось от мукомольного комбината, а именно интересное здание из красного кирпича, останавливаемся. Здесь достаем из сумочки пакеты (потому что мы их взяли), кладем на гранит и садимся медитировать, не забывая лакомиться дынькой. Огрызки и что-то еще лишнее непременно складываем в другой пакет, который также предусмотрительно взяли с собой, как и фотоаппарат, он особенно пригодится на закате дня.
Открываю тайны. Первая: налево по набережной, то есть к Макаровскому мосту, гуляют именно аборигены, для которых такой вечерний променад стал ритуалом на протяжении всего теплого времени, а «гости» обычно гуляют направо, то есть в сторону проспекта Ленина. Вторая: дети на велосипедах, роликах и скейтбордах сдуваются после девяти вечера ветром, исходящим от звонящих мам «немедленно домой, ты еще не ужинал». Третья: праздничные салюты надо смотреть непосредственно у здания Правительства Области – там меньше народа, безопаснее, есть ступеньки и поребрики, на которые можно либо подняться, либо присесть. Салют при этом недалеко и не прямо над головой.
Едим
Перечислять и описывать все учреждения общепита в нашем микрорайоне — смысла нет, для этого никакой статьи не хватит. Но два места готова сдать. Первое, конечно, «Мята» (пр. Ленина, д.5А) – малозаметное и несколько спрятанное от глаз заведение с чудеснейшей кухней и дружелюбным обслуживанием, а в карте постоянного клиента есть слова «Федерация Алкоголиков». Вторым назову Dieci (ул. Шейнкмана, д.10) – тоже вкусное место, в котором несколько спорное для меня качество обслуживания, но прекрасная кухня даже на бизнес-ланчах.
Едим дома
Нет, домá есть не надо – в них надо жить и завтракать, обедать, ужинать. Большинство аборигенов традиционно выезжают за продуктами в «Гиперболу»: традиция сложилась с тех пор, когда «нарайоне» был только один ужасный советский гастроном (пр. Ленина – ул. Шейнкмана, в котором сейчас какой-то магазин), затем появился «Московский», в котором продавали горячую сметану и черствый хлеб. На наше счастье появился гастроном «Семь Ключей» (ул. Шейнкмана, д. 7), небольшой, но наполненный магазин, в котором есть всё. Немного, зато всё. Позже в новостройке по улице Жукова появился «Кировский», но об этом магазине ничего доброго, к сожалению, сказать не могу.
Спорт
Редкое место в городе, в котором в шаговой доступности работает сразу несколько спортивных центров. Например, около меня их сразу три: в полуподвале дома есть тренажерный зал «Скала» (бюджетно, по-домашнему, дружелюбно), прямо под окнами AversFit, в котором недавно открыли небольшой бассейн, действительно больше похожий на бассейн, а не на большую ванну для фитнеса, а также – NRG-Sport. Если этого мало, можно дойти до бассейна во Дворце Молодежи.
Покупки
По этому вопросу от имени всех местных жителей ничего сказать не могу: большие магазины, да еще в центре города, лично на меня производят угнетающее впечатление, поэтому давно пользуюсь только интернет-магазинами. Чтобы это сообщение стало сообщением по теме, вот наблюдения.
Каждый первый курьер ошарашенно начинает с фразы «у вас... лифт». Дело в том, что в нашем доме, возведенном в первой половине 1930-х годов, конечно, не было лифтов. Позже благодаря чьей-то инженерной мысли лифты сумели вписать. Лифты обыкновенные «брежневские», зато размер кабины 80 на 80 сантиметров, потому для гостей проезд в нашем лифте становится событием. А поездка медленная. Если существует приз за самый медленный лифт, то он должен быть наш.
Однажды не работал домофон, по звонку курьера вышла из подъезда и нашла курьера, стоящего с разинутым ртом и поднявшим голову вверх. Он удивленно разглядывал признаки «сталинского барокко» — лепку на капителях колонн. Курьер был неславянской внешности, я спросила:
- Никогда не видели такого дома?
- Нэт! Красыво!
И стоит дальше, голову не опускает, товар отдавать не хочет, пришлось ему про дом рассказать коротенько, а то так и не отмер бы. Вот такой у нас чудесный дом, в который мы, прогулявшись по Жукова-Валека, вернулись.
Пожелания
Уважаемые приезжающие-гуляющие в центре Екатеринбурга, уважаемые гости города, мы всегда рады видеть вас у нас «на районе», а еще больше рады, когда вы не только не мусорите и забираете ваш мусор с собой, но относитесь с интересом к истории района и города. Добро пожаловать, приезжайте, у нас есть на что посмотреть!
ТЕКСТЫ ПО ТЕМЕ:
На районе: «Автик» нынче не тот. Евгения Скакун - о месте, где живет
На районе: «Квартал миллионеров». Журналист Дмитрий Колезев — о месте, где живёт
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.