Место действия – индустриальный Челябинск, год – 2009. Именно тогда два парня, учившихся на программистов, решили связать свою жизнь с разработкой игр и приложений для социальных сетей. Первые попытки не приносили ожидаемых амбициозных результатов. Впрочем, упорный труд и бессонные ночи в итоге помогли им создать успешную игру, основанную на простой человеческой потребности, – любить и быть любимым.
Так на свет появилось приложение «Бутылочка». В 2015 году игра отметила пятый день рождения. За это время в нее успели поиграть 37 миллионов человек, а компания Real Games придумала и запустила еще несколько успешных продуктов, создала сильную и талантливую команду в Челябинске, сменила название на Rockstone и открыла первый филиал в Екатеринбурге, в одном здании с IMC.
Пользуясь случаем, мы заглянули в гости к соседям, чтобы поговорить про геймификацию мира, создание игр, людей, которые работают в этом бизнесе, об офисе Rockstone в нашем городе и планах по захвату мира.
Моими собеседниками стали руководитель проектов компании Алексей Бондаренко и директор филиала в Екатеринбурге Борис Невелев. Забавно, но я до сих пор, когда слышу про программистов и компьютерные игры, представляю себе системного администратора, с которым работала восемь лет назад. Он слушал странную музыку, был всегда неопрятным, питался чипсами и Pepsi прямо у компьютера и постоянно неудачно шутил. Здорово, что работники IT-сферы из 2015 – люди другого сорта.
Алексей Бондаренко и Борис Невелев
О работе компании и собственных играх
Когда наша компания запустила «Бутылочку», это было первое подобное приложение, больше нигде такая механика не использовалась. Она стала культовой для российских социальных сетей, а приложение – самым большим и массовым среди похожих.
По мере того как росло приложение, рос и штат компании. Команда перебиралась из одного офиса в другой. После первого года существования проекта, когда штат составлял около десяти человек, мы запустили второе приложение – «Трагедия белок». Проект во время разработки пытались выкупить сторонние разработчики, но мы отказались и решили «допиливать» его сами.
Через два года после организации компании у нас было две игры, которые постоянно приносили профит, позволяли сконцентрироваться на дальнейших целях. С этого момента нам захотелось чего-то большего: не просто делать клевые игры, но и менять окружающую среду с их помощью, звать людей в нашу сферу, развивать индустрию.
Наши сотрудники постоянно уезжают работать в Москву, Питер и даже другие страны, потому что уровень специалистов, которых мы готовим, очень высокий. Чтобы не терять этих людей и получать новых, мы решили расширять географию присутствия, поэтому открыли офис в Екатеринбурге. Мы прекрасно понимаем, что ментальность людей меняется в зависимости от масштабов города, а этот фактор имеет важное значение. Новые сотрудники с иным развитием и способом мышления приносят свою самобытность в игры и помогают выводить продукт на более высокий уровень.
Сейчас у Rockstone есть офис в Челябинске площадью в 1000 квадратных метров. В четырех open space пространствах работают 60 человек
Философия нашей компании заключается в том, что мы не создаем проекты для кого-то и не продаем свои игры. Мы сами делаем продукт и сами его монетизируем, используя пресловутую модель free to play: ты можешь играть бесплатно, но, если хочешь получить что-то дополнительно, плати.
На данный момент компанию не интересуют деньги в чистом виде – нам важнее получить эмоциональные, интеллектуальные, художественные инвестиции. Если у вас нет средств, но есть талант, то нам с вами будет интересно работать.
В нашей компании есть команда профессионалов, которые занимаются непосредственно развитием, но основной движущей силой все равно являются люди, которые ежедневно кропотливо работают над проектами. Если завтра не будет менеджеров, то компания останется, а вот если не будет тех, кто создает и пытается усовершенствовать игры, то все начнет рушиться словно карточный домик.
За время существования проекта в «Бутылочку» успели поиграть 37 миллионов человек
Одна команда – один проект. Так работает наша компания. Впрочем, если у тебя возникнет проблема, то в штате есть как минимум два-три специалиста в этой же области, которые смогут помочь. Кроме того, всегда за новым человеком закрепляется ментор. Учителя мы подбираем в зависимости от знаний работника и его слабых мест. Также у нас есть программы внутри компании, которые помогают развиваться. Например, любой работник может заказать книгу, связанную с его профессиональной деятельностью. Он должен прочитать произведение в течение месяца, а затем написать отзыв. Как только он это сделал, можно бесплатно оформить еще один заказ. Еще мы часто ездим на специализированные конференции, где другие разработчики показывают свои продукты, читают лекции и доклады. Ну и, конечно, работа над продуктом, которым пользуются миллионы людей, помогает развиваться, приобретать новый опыт, расти над собой.
О процессе создания игр
Как появляется новая игра? Все происходит стихийно, а толчком становится идея. Сколько времени проходит от идеи до запуска – зависит от проекта. Пять лет назад можно было сделать прототип за 3-6 месяцев, запустить его в социальные сети, быстро получить обратную связь от пользователей и начать зарабатывать. Сейчас в среднем на разработку продукта тратится от полугода до года. Но бывают и исключения. Например, первый прототип Crossy Road «сколотили» всего за неделю.
Есть определенные статистические данные, которые на ранних этапах позволяют понять, станет игра популярной или нет. Здесь очень много важных моментов, и мы анализируем даже самую глубинную метрику. Например, смотрим, на какой день пользователь возвращается снова и возвращается ли он вообще, сколько длится игровая сессия, на каком шаге человек «отваливается», возвращается ли он по уведомлениям и так далее.
Каждый день пользователи «Бутылочки» дарят 1 миллион 100 тысяч «сердечек», а 40000 человек ежедневно заходят в собственные виртуальные дома с питомцами, мебелью и многим другим
У любой игры есть определенный период жизни. Если мы проанализируем рынок разработчиков, то увидим, что стандартный цикл – два года. За это время игра успевает пройти все точки роста и падения, а иногда бывает, что люди и совсем забывают про проект. Например, так было с Flappy Bird, из-за которой еще недавно люди сходили с ума и разбивали смартфоны.
Сегодня на рынке много инди-разработчиков, и с каждым годом их становится все больше. Цель этих ребят – не деньги. Они гики, которые просто любят делать игры, участвовать в программировании и разработке, им нравятся футболки с Бэтменом и странные мультики. Из них, кстати, часто выходят достойные разработчики.
Самая лучшая награда – та, которую ты получаешь от пользователя. Если ты принимал участие в создании игры, в которую играют миллионы, у тебя уже есть свой «Оскар».
Об игровой индустрии в России и в мире
Игровая индустрия уже давно превратилась в бизнес, и все это немного походит на эстраду. Во главе стоят фрики. Каждый пытается «перечудить» другого и удивить своим продуктом.
То, чем мы занимаемся – «джанки-бизнес» для сумасшедших. Ты можешь сделать какую-нибудь штуку из двух пикселей, а завтра она начнет приносить миллионы. Когда ты вертишься в этом круговороте нестандартных жизненных событий, тебе хочется тратить деньги и на другие социальные эксперименты. Иногда они бывают странными. Например, у компании Wargaming, которая придумала игру World of Tanks, есть свой «танкобургер» в Burger King, а еще поляна для гольфа, на которой по записи может играть любой желающий.
В игре «Бутылочка» можно пожениться, а каждый день проводится около 30 онлайн-свадеб. Кроме того, есть люди, которые познакомились с помощью игры и поженились в реальности
Люди из этой индустрии очень быстро изучают и модифицируют бизнес-процессы. Если онлайн-бизнес перейдет в офлайн, то конкурентам придется трудно. Представьте: человек занимался разработкой и продвижением игр, анализировал поведение людей, привлекал их из разных источников, создавал сложнейшие алгоритмы взаимодействия систем коммуникации между пользователями, придумывал законы и культуры новых вселенных, а затем решил открыть интернет-магазин одежды. Понятно, что он перенесет весь опыт, знания и наработки в новую сферу и будет непременно опережать тех, кто пытается делать нечто подобное старыми методами.
Игровая индустрия в России развивается медленно. Дело не только в том, что мы не производим свои процессоры и у нас нет компаний уровня Google или Apple. Проблема в ментальности людей, которые работают в этой сфере, и тех, кто пользуется продуктами. Чтобы удивить парня с Колымы, не нужны грандиозные способности, а, чтобы игра понравилась пользователю из Калифорнии, нужно постараться. При этом стоит учесть, что у российских разработчиков рождается много самобытных продуктов, которые не характерны для других стран. Некоторые игры даже становятся популярными. Например, российская Cut the Rope локализирована на все языки и одно время занимала первое место в top-grossing AppStore.
Если проанализировать всю индустрию, то Россия входит только во второй десяток в топе лучших стран-разработчиков игр. Впрочем, это докризисные исследования. Сегодня мы в принципе пытаемся уйти на Запад, чтобы получить новый опыт и открыть для себя ранее неисследованные горизонты. Надеемся, что это позволит повысить общий уровень культуры разработки, и в итоге российские пользователи получат более качественные игры.
На первом месте в топе передовых стран находится Япония, далее – Южная Корея, Китай, Америка. Сегодня в Азии люди, которые играют в игры, похожи на рок-звезд. По телевизору могут показывать чувака, который выиграл турнир по StarCraft. Вам будут рассказывать про его дом, тачку, подружек, а вы будете обсуждать, чем занимается этот парень в свободное время, как себя ведет, одевается. А вот в Китае другая особенность. Если вы заходите на рынок с какой-то игрой, то будьте готовы, что скоро появится точно такая, но только намного лучше.
Каждые 2 секунды в игры от Rockstone попадает новый уникальный пользователь
Российские программисты – лакомый кусочек для зарубежных компаний. Они готовы получать скромную зарплату и жить в небольшой квартирке, но зато в Калифорнии! Более того, многие программисты из России работают на фрилансе в зарубежных компаниях. Они зарабатывают приличные деньги по нашим меркам, в то время как для иностранцев это очень скромные гонорары.
Наверняка когда-нибудь и у нас индустрия достигнет того уровня, который есть в Азии. По крайне мере, тенденция прослеживается. К примеру, последний финал International в Сиэтле (Чемпионат мира среди лучших игроков в DotA 2 – прим. IMC) смотрело больше человек, чем финал Чемпионата Европы по футболу. Все что связано с современными технологиями плотно входит в жизнь, поэтому вам уже неинтересно смотреть, как какие-то чуваки гоняют мяч по полю – вы хотите смотреть, как орки в режиме онлайн убивают эльфов, а ими управляют люди, которых вы знаете.
Помните фразу «ты говоришь «деньги», а подразумеваешь Wall Street»? Еще 10 лет назад был бунт финансовых маклеров. Сегодня то же самое происходит с IT-индустрией. Например, в Белоруссии никому не нужно рассказывать, кто такой программист и сколько платят за создание игр. Когда в Минске проводили опрос на улице и спрашивали, кем работает человек, у которого несколько машин, квартира и загородный дом, то многие отвечали, что это сотрудник Wargaming. За этой ли профессией будущее? Покажет время. Но сложно представить наш мир без современных технологий и интернета.
Про офис в Екатеринбурге и светлое будущее
В нашем офисе в Екатеринбурге пока только пять человек, но мы набираем кадры меньше месяца. У нас особенный способ подбора персонала: просмотрев 100 анкет, мы приглашаем всего пятерых-семерых. Если одного из них возьмем, то это хороший результат. Дело не в претенциозном подборе, а в тончайшей организации команды. Наша основная задача — собрать амбициозный коллектив, где люди будут подходить друг другу не только с точки зрения технических специализаций, но и как личности.
По опыту работы мы знаем, что толковых программистов среди тех, кто не имеет образования, ничуть не меньше, чем среди студентов профильных вузов. Но первоочередным для нас является не диплом, а навыки, которые человек может применить прямо сейчас.
В офисе компании в Екатеринбурге
Мы смотрим не только на то, что умеет делать соискатель, но и впишется ли он в коллектив. У нас свободный доступ в офис, отсутствие дресс-кода. Вы можете играть в PlayStation, смотреть кино, играть на гитаре, слушать музыку. Делай всё, что захочешь, но соблюдай дедлайны.
Мы работаем над своими проектами, опираясь на собственную философию, похожую на кайдзен. Каждую деталь игры мы снова и снова доводим до совершенства, конечной точки завершения проекта нет. В данном случае работает система тайм-менеджмента и все завязано на дедлайнах для каждой конкретной задачи. Человек может сам выстраивать работу так, как ему будет комфортно.
На данный момент команда из Екатеринбурга будет заниматься теми проектами, которые уже у нас существуют, но если вдруг соберется группа энтузиастов и они захотят создать что-то новое, то мы дадим им шанс проявить себя.
Ежедневно пользователи ставят около 500 000 «лайков» другим пользователям
Сейчас перед нами стоит несколько целей. Первая – развитие IT-культуры в Уральском регионе. За счет этого мы надеемся привлечь в индустрию свежую кровь. Не тех людей, которые с детства любят игры и всегда мечтали работать в этой сфере, а ребят разной направленности и таланта. Вторая – выход на западные рынки. Уже сегодня мы делаем локализацию на испанском, португальском, английском и китайском языках.
Когда вы смотрите на программирование и разработку, не погружаясь в процесс, все кажется страшным и непонятным. А одна из основных задач нашей компании – показать, что мир, в котором развиваются IT-технологии, гораздо эффективней, интересней, чем можно представить извне. Мы мечтаем полностью поменять представление людей о нашей индустрии и доказать, что то, чем мы занимаемся – это не просто игры и социальные сети, ведь современные технологии могут повлиять на каждую сферу жизни и сделать ее лучше.
Официальное открытие екатеринбургского офиса Rockstone состоялось 25 сентября в Pine Creek Golf Resort. В клубном доме прошла бургер-вечеринка с виски и кальянами. Если вы хотите присоединиться к команде Rockstone, то актуальные вакансии можно найти на официальном сайте компании.
Фото: Антон Сметанин
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.