В поисках Насти

Рецензия на выставку Анастасии Богомоловой Lookbook и небольшое интервью с автором проекта

23 июля, 20:55, 2015г.    Автор: Вячеслав Солдатов

«Мамина помада, сапоги старшей сестры» - эти строки из песни «Восьмиклассница» Виктора Цоя идеально ложатся под описание выставки Анастасии Богомоловой Lookbook, открывшейся в июле в пространстве фонда «Культурный транзит». Эта новая площадка ориентирована преимущественно на знакомство зрителей с работами молодых уральских художников. Не стал исключением и проект Lookbook, в котором через эксплуатацию ретро-модной стилистики автор ставит вопросы более серьезные, чем просто подходящая или нет одежда.

В коридоре перед входом в основное помещение выставки висят разноцветные женские платья. Можно потрогать их материал или рассмотреть рисунок ткани. Можно полистать иллюстрации в советских журналах мод, развешенных на стене поодаль. Такое было, наверное, у всех – и эти старые платья, бережно хранящиеся в шкафах «на всякий случай», и стопки журналов по кройке и шитью, словно ждущие своего часа где-нибудь на антресолях. Опыт советской культуры одевания и прихорашивания Анастасия превратила в личное переживание: главное место выставочного пространства занимают ее автопортреты в этих самых платьях и примерно в тех же позах, что и в журнале «Шейте сами».

Надевая одежду из маминого шкафа, Настя вспоминает детские годы, когда это было игрой во взрослую женщину. Мотивам воспоминания вторит и размещенная в центре зала старая швейная машина, от которой расходятся нити к лежащим на полу катушкам. Этот объект напоминает инсталляции российского художника Леонида Тишкова, в которых сплетение нитей символизировали связь с родным домом, возвращение к корням и воспоминания о детстве.

Такой взгляд в прошлое одновременно становится и взглядом в будущее: теперь вместе со «взрослой» одеждой Настя примеряет на себя новую социальную роль, определяемую взрослением, женственностью, сексуальностью. И теперь это не игра, а очень сложный процесс самоидентификации и самопознания. Сложность его подкрепляется пластическим и цветовым решением работ. На фотографиях – застывшие и напряженные позы, не открыто оптимистичные, как на иллюстрациях в журналах мод. Лицо Анастасии на них сосредоточено, порой тревожно, почти всегда без улыбки. Это контрастирует с ярким цветочным орнаментом, который составляет фон на большинстве снимков. Порой художник так строит кадр, что сама его фигура перестает быть объектом съемки и вплетается в этот кричащий рисунок, становясь почти абстрактной плоской картиной. На одной фотографии Анастасия на фоне желто-рыжего орнамента из осенних листьев в неестественной позе поднимает руку вперед, словно пугаясь и отвергая свой новый опыт «быть взрослой».

Предыдущий проект Анастасии Recall был посвящен памяти. Черно-белые архивные фотографии своей семьи, запорошенные снегом или лежащие под разбитым стеклом, являли собой те самые обломки воспоминаний, возникающие при взгляде на старые вещи. В Lookbook Настя переходит от чисто ностальгических мотивов к исследованию своего мира, трансформации телесности и поискам собственного «Я». Платья теперь стали впору. И это более серьезно, чем то, насколько они модные.

После выставки мне удалось поговорить с Настей о ее проекте, вдохновении и любимых снимках.

- Расскажи о том, как родилась идея этой серии? Чем явился Lookbook в ходе создания лично для тебя?

- Моя мама — невероятно бережливый человек. В ее шкафу и чулане хранятся коробки с кучей старой одежды - главным образом, чудесные разноцветные платья. Некоторые остаются в таком хорошем состоянии, что их и сейчас вполне себе можно носить. Однажды, найдя все эти сокровища, я вспомнила, как еще в детстве, едва дождавшись, когда останусь дома одна, залезала в гардероб и поочередно примеряла их. Это увлекательный опыт, через который прошла почти каждая девочка, тайком красившаяся маминой помадой и надевавшая сапоги старшей сестры. Есть в этом действе бессознательное стремление к принадлежности взрослому миру. Ты примеряешь на себя наряды старших, чтобы и подражать, и представить себя подросшей. Мой проект вышел из желания смоделировать этот опыт уже тогда, когда ничто и никто не мешает взять и приложить к себе никому ненужные заброшенные платья. В процессе работы Lookbook превратился сначала в восстановление образов женщин старших поколений семьи, а потом - в нащупывание своей собственной взрослой сексуальности.

К слову, я использовала не только обнаруженные дома наряды 1980—1990-х годов, но и оригинальную косметику того периода, также сохранившуюся у мамы, и отрезы старых бабушкиных тканей в качестве фонов.

- Можешь ли ты назвать фотопроекты или произведения других сфер искусства, которые повлияли на концепцию твоей серии и на сам процесс съемок?

- Главным референтом при создании проекта стали для меня советские журналы мод 1970—1980-х годов, сформировавшие мои первые представления о том, как женщина себя должна репрезентовать. Примечательно, что, начиная работу над серией, я не имела на руках тех номеров, рассматривание которых меня так увлекало в детстве. В сущности, я пыталась восстановить в памяти некоторые из особенно ярких образов, и уже ближе к завершению основного съемочного проекта, когда журналы все-таки нашлись в сарае у моей мамы, обнаружилось, что некоторые изображения, даже те, что я не вспомнила, получились в духе того времени.

- Насколько сильно отличался результат съемок от первоначального замысла? Стало ли что-то для тебя открытием в этой серии после экспонирования снимков в выставочном пространстве?

- Общий стиль проекта я определила для себя сразу. В этом плане никаких изменений внутри работы не было. Перемены начались после, уже в восприятии снимков. Мысленно я понимала, кто присутствует на всех фотографиях, но, когда серия начала выставляться, а картинки из нее использоваться на афишах, у меня произошел разрыв с собственным изображением. Получилось, что я превратила саму себя в условную девушку с условного плаката. Случился акт самообъективации.

- Есть ли среди фотографий серии такая, которая вызывает у тебя особенные чувства? Какая из фотографий наиболее «твоя»?

- Я уже практически не соотношу себя настоящую с женщиной на фотографиях, поэтому мне даже сложно выделить какой-либо из снимков. Хотя я искала собственный образ, работая над этим проектом, на деле получилось, что нашелся кто-то другой, совсем иной человек.

- Расскажи про сам процесс съемок. Что было для тебя особенно нелегким, необычным, удивительным?

- Во время съемки мне помогал мой муж, нажимая на кнопку спуска затвора, однако за режиссуру кадра и общий стиль полностью в ответе я сама, поэтому считаю, что вправе называть все эти снимки автопортретами. Я доверяла человеку, стоявшему за камерой, и позировала свободно так, как делала бы и наедине, будь у меня пульт дистанционного управления. Что касается фонов, то их я соотносила с подобранной одеждой по цвету.

- Как ты оцениваешь проект Lookbook в плане развития своего творчества. Это определенный этап следования от «чего-то» к «чему-то» или изолированный проект, а может, что-то третье?

- С одной стороны, эта работа вписывается в ряд моих предыдущих проектов, посвященных теме памяти и связанных с обращением к архивному материалу (ранее я использовала старые снимки, в этот раз перешла к одежде и тканям). Но, вместе с тем, через Lookbook пришла к тому, чтобы и в дальнейшем задействовать собственное тело, размышляя уже о гендерных ролях и вопросах идентичности. Сейчас я одновременно занимаюсь двумя проектами, визуально отличными как друг от друга, так и от Lookbook. В одном случае продолжаю тему работы с архивом вещей, в другом — вновь изучаю женскую сексуальность, но там и там это серии автопортретов.

- В названии выставки есть намек на то, что эта серия может воплотиться еще и в книге. Так ли это?

- На самом деле, название как проекта, так и выставки отсылает к распространенному в фэшн-индустрии понятию. Лукбук — это каталог образов, демонстрирующий коллекцию модного бренда и выполненный в едином визуальном стиле. Но я действительно вижу эту работу в фотокнижном формате, точнее, в качестве этакого старого журнала моделей одежды с выкройками.

- Еще вопрос о книгах. Я знаю, ты много занимаешься изучением фотокниг. В связи с этим как относишься к экспозиции в выставочном зале и печати фотокниги? Насколько это разные жанры показа произведений лично для тебя?

- В каком-то смысле это даже противоположные форматы репрезентации проекта. Выставка — коллективный опыт, исключительно пространственный, книга — это нечто интимное, вневременное и, к тому же, тактильное. Я люблю выставки, люблю наблюдать за тем, как у работы появляется новый масштаб и объем восприятия, но книги мне все-таки милее и ближе. У выставок всегда есть закрывающая дата, тогда как бумажное издание продолжает свой путь дольше и, главное, дальше, охватывая зрителей и за пределами музейного или галерейного пространства и времени.

Справка:

Анастасия Богомолова (род. 1985, Казахстан) – художница, фото- и видеоартист из г. Челябинск. Выпускница ряда образовательных программ петербургского бюро «Фотодепартамент». Работает преимущественно в жанре фотоинсталляции. Также исследует жанр фотокниги. Участник ряда российских и зарубежных выставок фотографии. В 2014 году состоялась персональная выставка «Дача/Сад» в рамках московской Фотобиеннале.

Сайт автора, сайт Анастасии Богомоловой, посвященный фотокнигам.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: