На улице есть место для всего

Уличный художник Илья Мозги о родном городе, первом рисунке, граффити-культуре и борьбе с информационным шумом

22 апреля, 19:21, 2015г.    Автор: Слава Птрк

Слава Ptrk продолжает рассказывать об уличных художниках Екатеринбурга. В этот раз вы узнаете про Илью Мозги и его работы.

О родном городе

Я родом из маленького города Шадринска, который находится в Курганской области. Вырос в районе под названием Осеево. В Шадринске очень хорошо встречать старость – это компактный, зеленый, спокойный городок, где можно гулять со своей собачкой и ни о чем не беспокоиться.

Увлечение граффити началось в 2004 году. Тогда я попросил у родителей на Новый год первый баллончик, черный, фирмы Kink. В моем городе на тот момент уже были рисунки: например, пару би-боев в центре до сих пор можно увидеть. Кстати, первые граффити были сделаны именно танцорами. А так как я был в хип-хоп культуре и танцевал брейк, то тоже решил начать рисовать и делать скетчи. Помню, в молодежных журналах вроде «Молотка» тогда печатали статьи про граффити-фестивали с фотографиями работ, и я пытался срисовывать оттуда куски шрифтов, чтобы понять построение букв.

Заметка из газеты. «Современные художники ищут новые пути в искусстве, стараясь придумать нечто необычное, непохожее на то, к чему привыкли зрители. С помощью подобного тврчества они пытаются выразить свое отношение (нередко критическое) к окружающему миру. <...> В Шадринске тоже появились райтеры, то есть те, кто занимается этим видом живописи (граффити). Среди них Илья, учащийся школы №13, и Артем, студент профессионально-педагогического колледжа»

Перед первым рисунком готовился очень долго, тренировался в эскизах. В итоге написал «RAP» и «DA BOGGIE CRUE», а после этого втянулся в процесс окончательно. Я начал подтягивать школьных друзей, и мы рисовали мелками, так как не было денег на краску. Баллоны, конечно, тоже покупали, но очень редко. От нынешнего поколения это нас сильно отличало – мы старались сделать на стене баллонами самый лучший рисунок из всех, которые есть в задумке. Я вырабатывал свою стилистику, копил эскизы и выбирал из десяти один, из ста – десять. Сейчас же люди не парятся и делают много рисунков, часто одинаковых.

В Шадринске никого не было, кто бы профессионально занимался граффити, и развитие происходило со скоростью «Почты России». Интернета у меня тогда тоже не было, компьютер появился поздно. Обычно я приходил к другу, у которого был доступ в сеть, чтобы скачать картинки с граффити. Информации было немного, но от этого она становилась только желаннее. Когда ты занимаешься этим один в городе, ты похож на обладателя какой- то тайны, которой не с кем поделиться.

Материалы из газет

Кроме граффити и брейкданса, я с друзьями пытался читать рэп. Однажды мы пришли к директору организации под названием Уралсвязьинформ и сказали: «Мы - начинающие рэп-звезды, мы поднимаем хип-хоп-культуру Шадринска, нам нужны деньги на запись альбома». Показали демки. Он посидел, подумал и говорит: «Пять тысяч». И мы такие: «Да!». На следующий день мы поехали в магазин «Красные муравьи» в Каменск-Уральском, где купили первую нормальную краску, а также специализированные журналы и акриловые маркеры для граффити. Кроме того, что у нас появились нормальные инструменты для любимого дела, именно тогда я понял, как надо общаться с госорганами и чиновниками. В 2011-2012 годах, перед переездом в Екатеринбург, я пробовал себя в организации граффити-фестивалей и серии вечеринок «Хип-Хоп Ужин» в родном городе. Приглашал ребят из соседних городов порисовать, потусить, а молодежь приобщить к культуре. На момент переезда в Екатеринбург я уже, можно сказать, сформировался как художник, и совсем по-другому смотрел на вещи. Еще в Шадринске, с момента появления интернета, начал активно общаться с такими же ребятами из других городов, стал посещать Курган, Екатеринбург, Челябинск. Было очень здорово найти единомышленников, поделиться мнением или опытом.

О классических граффити

Граффити – это энергия молодости, которая льется через край, это буйство. Граффити в городе выглядят как протест, как яркая клякса – таким оно и должно быть. Мне нравилось граффити, я посвятил достаточно большой период своей жизни этому виду уличного искусства. Но с возрастом понял, что просто рисовать яркие кляксы - для меня мало.

Сейчас я отошел от активного рисования граффити-шрифтов, так как связи с культурой, которую чувствовал раньше, понимания, зачем мне это нужно, уже нет. Раньше думал: «Я рисую куски, я ношу серебряные трубы (широкие рэперские штаны), я буду таким всегда». Сейчас у меня уже другие планы – хочется делать упор на идейную составляющую в своих работах.

Когда тебе хочется сказать что-то важное, улица становится местом для высказывания, поэтому не стоит себя ограничивать только написанием своего никнейма. Городской ландшафт знакомит художника с разными формами, материалами, поверхностями. Такая многогранность провоцирует искать и создавать новое, сам город является вдохновителем и одновременно местом создания конечного произведения.

«Домашние» чистые холсты никогда не заменят старых стен с облупившейся штукатуркой и со своей историей. На улице место имеет свою ценность, служит дополнением и неотъемлемой частью проекта. Мне кажется правильным, если работа органично вписана в среду, или, скажем, подчеркивает какое-то место в городе, которое никто до этого не замечал. В рисовании на улице мне нравится ощущение свободы, момент вседозволенности.

О трафаретах

На самом деле, я не помню тот момент, когда начал делать трафареты, где «подцепил» эту стилистику. Первые мои работы были размером с лист А4 – отпечаток руки, схематичное изображение эрегированного члена, персонажи из Спанч Боба. Фотографий, к сожалению, практически не осталось. Помню, тогда писали в шадринских газетах, с недоумением, «Откуда берутся эти рисунки, кто рисует половые органы на стенах?» Даже был слух, что это какая-то секта. Смешно сейчас это вспоминать.

Трафареты появились в моей жизни тогда, когда мне захотелось растиражировать свои рисунки по всему городу, как тэг. Меня привлекли особенности, которыми обладает трафарет. Ты получаешь законченный рисунок за очень короткое время, и таких рисунков можно сделать десятки, даже в самых людных местах. Кроме того, меньше проблем с мелкими деталями, с которыми трудно работать в свободном рисовании аэрозолью. Сама техника нанесения дает четкие монохромные пятна, из которых складывается рисунок. Мне очень нравятся такие рисунки.

На меня сильно влияла музыка, которую я тогда слушал. Я был в альтернативной группе, читал рэп как второй вокалист. Люди, которые замешаны в такой культуре, формируют свой круг тем, свои смыслы и идеи, свои визуальные образы с элементами какой-то агрессии и протеста. В то время музыка была тяжелая, агрессивная, а рисунки - мрачные, непонятные, всегда черно-белые.

Когда я познакомился с творчеством Бэнкси, то почему-то сразу понял, что мои работы будут другого характера. Меня не тянуло на остросоциальные темы, мне хотелось делать работы сюрреалистичные, ироничные. Мне хотелось увидеть на лицах прохожих недоумение, удивление или улыбку.

О своем творчестве

Мое творчество – это, чаще всего, выражение внутренних переживаний, либо протест против повседневной обыденности. Я всегда был аполитичен и старался думать о других проблемах. В моих работах часто можно встретить иронию. Юмор для уличного искусства - вообще нужное качество. Даже серьезные темы лучше «пережевываются» зрителем через улыбку. Стрит-арт многогранен, и я считаю, что на улице есть место для всего: и для политики, и для рекламы, и для обсуждения социальных проблем. Мне нравится создавать работы в разных направлениях. Сегодня надписи, завтра - портреты.

Как рождаются идеи новых работ? Тут два пути: либо отталкиваешься от места, рассматриваешь работу как недостающий элемент, либо работа рождается сама собой, и ты ищешь место под нее. Я не отношусь к уличному рисованию, как к работе, улица для меня - место, где я могу сказать о том, что меня волнует, отдохнуть, получить новые впечатления. Мне нравится рисовать именно на улице, я получаю от этого удовольствие, прилив энергии, поэтому процесс в рисовании также важен, как и результат. Особую теплоту внутри меня вызывает финальный, успешный вариант, готовая работа. Кроме того, приятно, когда твое творчество вызывает резонанс в обществе.

Переосмысливание городских объектов - один из самых интересных элементов в стрит-арте. Любой человек может взять краску, взять какой-то предмет на улице и наделить его своим смыслом. В этом есть такая завораживающая особенность стрит-арта, все двери перед тобой открыты, иди и делай. Доступность, демократичность – мне это по душе.

Про уличный копирайтинг

Все началось осенью 2013 года. Я заметил, как на фоне захламленного города выделяются пустые светящиеся лайтбоксы и как будто просят заполнить их чем-то. Первой надписью стала фраза «Начни все с чистого листа». На протяжении осени-зимы я устраивал себе вечерние прогулки, в ходе которых искал пустые щиты, либо же сам взламывал лайтбоксы и вынимал из них рекламу. Срок жизни такого копирайтинга - от одного дня до недели, но это совсем меня не расстраивает, потому что затраченное время и усилия на работу минимальны. Большим плюсом таких работ является простота и доступность для каждого, кто умеет читать. А так как лайтбоксы находятся в местах большого скопления людей, то моя работа не может быть не замечена.

Эти работы на рекламных конструкциях вообще перекликаются с моим жизненным путем. Я отучился на рекламщика и сейчас работаю в этой отрасли. Человек быстро понимает смысл, ему для этого даже не надо останавливаться, чтобы получить твой месседж. Это просто и доступно, как реклама. Я считаю, что рекламные конструкции - отличный плацдарм для творчества художника, а переформатирование рекламы в искусство - отличный способ обратить на себя внимание зрителей.

Уличная реклама появляется из ниоткуда и навязывает нам свою волю. Биллборды говорят тебе: «купи, купи, купи, потрать свои деньги и время». Я думаю, что все это можно рассматривать как информационный шум или даже как визуальный вандализм, с которым не мешало бы бороться.

Про объекты и инсталляции

В какой-то момент мне стало интересно не просто взять баллончик и нарисовать, а сделать что-то своими руками: скрутить, сколотить, создать что-то объемное. В сентябре 2013 года фонд «Культурный транзит» проводил проект «По пути». Во время работы я познакомился с интересными талантливыми людьми, чья жизнь никак не была связана с культурой граффити, и это меня сильно вдохновило.

У меня был проект «Принцесса Виза» - я решил сделать большой чайный пакетик и запустить его плавать в Верх-Исетский пруд. Делал его дня три-четыре. Купил пластиковые трубки, сетку, набил это все листьями, сделал этикетку, которая, кстати, получилась лучше всего. Меня очень интриговала часть с отправлением «пакетика» в плаванье. Я переживал, что он не поплывет. Помню, как мы отплыли с парнем на лодке от берега, только запустили пакетик, и он тут же начал тонуть. Это меня дико разозлило, я его вытащил на берег и решил переконструировать. Унес в мастерскую, добавил дерево, сделал платформу, чтобы он вертикально стоял. На следующий день мы отправились снова его запускать. Приходим на пруд, а там дикий ураган, волны, ветер. Но мы все-таки сделали задуманное, и моя работа какое-то время плавала по пруду, пока ее не прибило к берегу. Можно считать это маленькой победой. Думаю, попробую еще что-то сделать в жанре инсталляции. Сейчас я регулярно тренируюсь в рамках выставок в галерее «Свитер».

О Екатеринбурге

Екатеринбург - это эпицентр уличного искусства. Положительный город, в котором есть сгусток художников, делающих серьезные работы и выходящих на уровень мирового стрит-арта. Город позволяет это делать и комфортно работать. Я работаю днем, и никто не беспокоится об этом, если не нарушаешь чьи-то «интимные права». Мне очень нравится Екатеринбург. Здесь много хороших стен, старых построек, много чего можно найти для самореализации себя как художника.

У нас мало «колхоза» и во внешности города, и в отношении к людям. Многие другие города останавливаются в развитии, а у нас вроде как все движется вперед. Люди реализуют себя, создают что-то новое. Екатеринбург можно выделить среди других городов, он меньше, чем Москва или Питер, но при этом тут комфортно. Все друг друга знают, все друг с другом связаны.

ТЕКСТЫ ПО ТЕМЕ:

«Какая милая девочка!» Уличный художник Яна Искра о коммерческих заказах, творчестве и о том, почему ее легко отпускает полиция

Постоянное движение. Уличный художник Рома Ink о культурной жизни Екатеринбурга, особенностях общения с полицией и энергетической ценности стрит-арта

Стены помнят. Уличный художник Павел Костырев о творчестве, Екатеринбурге и забытых людях

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: