Постоянные музейные экспозиции постепенно утрачивают актуальность в глазах тех, кто живёт с ними в одном городе. Посещаются они в лучшем случае однажды в школе, когда классы выводят на массовую «окультуризацию», а потом ещё пару раз спустя много лет, когда школьники вырастают, начинают воспитывать своих детей и однажды приходят к выводу, что сводить их можно не только в кино. Но что мы знаем, в сущности, о том, что хранят в себе музеи? Почему между семейным ужином в ресторане и картинной галереей мы предпочитаем, как правило, не последнее?
В относительно небольших городах государственные музеи до сих пор сохраняют в себе молчаливый дух поиска ответа на вопрос, на чём стоит всё сущее и когда закончится рабочий день. Посетители в них – явление редкое, особенно из числа добровольцев-аборигенов, которые внезапно вспомнили, что в их городе, помимо прочего, вообще-то есть и музеи. Здесь очень просто уйти в рассуждения о том, как важна историческая память малой родины, а то и в агитацию посещать исключительно галереи, дабы не уязвить ни своё, ни детское воображение экспрессивными проявлениями современной западной культуры.
В видении деятелей искусства наших дней то, что было год назад – есть консервативно, а то, что создаётся сегодня – свежо, злободневно, актуально – как угодно. Стоит ли говорить о том, что подобная пропаганда способна уничтожить последнее желание изучать нечто, проверенное временем?
Как бы то ни было, не стоит также отрицать факт, что музеи, которые не позиционируют себя как «галереи паблик-арта» или «галереи современного искусства», действительно отличаются некоторой консервативностью. Конечно, речь идёт больше о музеях городов, которые относятся, скорее, к периферии, нежели к федеральному значению.
В качестве эксперимента я задала несколько вопросов людям разного возраста (в основном студентам) из разных городов. Предметом обсуждения стало отношение к музеям тех городов, где они живут, а результат опроса имеет две стороны: ожидаемую (печальную) и приятно удивительную (подающую надежды).
«Так уж сложилось, что мне посчастливилось жить в городе, где поход в музей – это часть повседневной рутины. Не говоря о том, что чуть ли не каждый дом в Петербурге – уже готовый экспонат музея архитектуры северной Венеции. Музеи стали неотъемлемой частью моей жизни в этом городе: какие-то из них ты ищешь сам, какие-то, наоборот, находят тебя. Порой бывает, ищешь по карте открывшийся на прошлой неделе новый бар, и вдруг оказываешься по ошибке в квартире-музее Кирова. Или ты забираешься на крышу, с которой открывается прекрасный вид на Неву и исторический центр, а затем, удирая от разъяренных жильцов дома, находишь убежище в доме-квартире художника Куинджи. На мой день рождения, уже который год совпадающий с «Ночью музеев», не раз вечеринка заканчивалась посещением какой-нибудь экстравагантной выставки. Посещая музеи Петербурга, крупица за крупицей, я собираю образ своей северной столицы, бережно подмечая все ее частички, ставшие историей».
«Если честно, то я очень давно не ходил на выставки в Москве. Мне не хватает времени. Одна из последних экспозиций, которую я посетил в Москве, была World Press Photo летом 2014. Фотографы-журналисты постарались осветить наиболее острые социальные и экологические проблемы нашего мира. Мне очень понравилась серия фотографий двух сестер из далекой деревни в Австрии. Фотографу удалось запечатлеть динамику и экспрессию, характерную для детского поведения, игры детей, серьезность и шутку. В целом музеи и выставочные площадки Москвы, безусловно, дают широкий выбор посетителям. Хотелось бы, чтобы в будущем массовые события не вытеснили подлинное искусство на периферию внимания организаторов».
«На выставки я хожу, потому что хочу быть в курсе того, что у нас в городе происходит. Степень заинтересованности в большинстве случаев зависит от экскурсоводов и от того, как составлена экспозиция. Если расставить экспонаты вдоль голых стен и комментировать их двумя-тремя словами, то никому интересно не будет. Наверное, из-за того, что в музеях на постоянных выставках так и происходит, пока еще ни один экспонат не запал в душу. Чаще всего меня впечатляют работы современных художников, но и у них я не нашла пока той идеи, которая бы меня заинтересовала.
В Екатеринбурге пока еще нет такого музея, куда бы хотелось возвращаться постоянно. Нет уюта и дружеской атмосферы. Обычно ты просто ходишь по музею под чьим-нибудь чутким надзором (привет, Большой Брат), ощущая жуткую неловкость и желание свалить побыстрее. Хочется, чтобы в музеях работали люди, которые знают свое дело, которые любят и умеют общаться с людьми (где таких возьмешь), чтобы экспозиции составлялись с вниманием к деталям».
«Я хожу на постоянные выставки в музеи, потому что у нашей республики очень богатое наследие, я чту хакасскую культуру. Я считаю, что в настоящее время многие традиции утратили свою ценность, а мы, внуки, не знаем многих элементарных вещей о нашем историческом пути. Я чту наши традиции не только потому, что выросла в хакасской семье, но и потому, что тайны хакасского народа возбуждают во мне большой интерес.
В настоящее время в городе ведется грандиозное строительство музея под открытым небом, с нетерпением жду его открытия в грядущем году. Это должно привлечь молодых хакасов к истории и культуре нашего народа».
«Я не хожу в местные музеи, потому что там ничего не меняется, а то, что есть, имеет относительную ценность. Более того, я не встречала ни одного талантливого экскурсовода. Словом, скучно. Хочу, чтобы в омских музеях происходили какие-то события, встречи, лекции, мастер-классы, концерты, живое общение с интересными людьми».
«В музеи я хожу. Большинство выставок имеют художественное направление, так или иначе связаны с искусством. Это соответствует выбранной мной архитектурной специальности. Об отдельных экспонатах трудно сказать, а вот отдельные авторы производят сильное впечатление. После посещения интересных выставок я всегда стараюсь найти информацию о художниках.
Музеями своего города я довольна, так как, в отличие от галерей маленьких городов, в наших музеях и экспозиции сменяются чаще, и выставки масштабнее и интереснее».
«На выставки в Томске хожу редко, потому что местные постоянные экспозиции мне не по душе. Ходил на литографии Магрита, это была привозная выставка, еще неплохие выставки у нашего регионального ГЦСИ, но выдающихся экспонатов или работ я не помню. Самое крутое, что у нас есть – это подлинники рукописей Жуковского в Научной библиотеке.
Хочется, чтобы наши музеи избавились от «совковости» и делали больше интерактива с посетителями. Музеи, как и библиотеки, должны быть не просто банальными «храмами искусства», но и функциональными общественными пространствами. Сейчас наши музеи делают только первые шаги на пути к этому».
«На выставки я не хожу. Раньше ходила, потому что в музее изобразительных искусств работал мой знакомый и очень интересно про все рассказывал. А сейчас туда вообще перестали что-то интересное привозить. Только картины местных художников или какие-то сомнительные выставки. Есть ли особые впечатления от отдельных экспонатов? Нет. Скучно после 10 раза уже все, что видел в Сибири. Перестаешь наслаждаться искусством.
Музеи своего города я вижу застрявшими где-то на десятилетия позади. Не прогрессивными. Проблема в руководстве, мне кажется. И в том, что они слишком государственные. Какими хотела бы видеть? Нужно больше андеграунда и свежих кадров. Двигать в ногу со временем. Картины маслом – это хорошо, но уже много чего другого принято считать искусством. Это тоже нужно показывать. Иначе музеи проебывают свою главную – образовательную функцию».
«Да, на выставки я хожу: они расширяют круг моих интересов, открывают новые границы познаний в той или иной сфере. На них я могу найти ответы на волнующие меня вопросы. Некоторые инсталляции приводят своей оригинальностью и точностью исполнения в восторг, а некоторые заставляют задуматься. Особое впечатление я получил от панорамной графической картины на стене нашего Красноярского КИЦа. На картине отображалось то, что мы бы увидели, не будь этой стены. Меня эта панорама очень вдохновила: у каждого она наполняется своими красками, у кого-то за стеной пасмурно, у кого-то – солнечно.
Какими я вижу современные музеи? Я бы сказал, что не особо продвинутыми. Знания хотелось бы получать более глубокие, видеть побольше зарубежных художников и картин в галереях».
«Для меня Калининград – как книга, которую я только начала читать. И хотя повседневные заботы не дают возможности досконально изучить город, кое-что мне удалось посмотреть и узнать.
Например, «музей одного минерала» – янтаря. Это единственный в России музей солнечного камня, расположенный на трех этажах. Здесь можно увидеть и образцы самого камня, и изделия из него. Я люблю посещать такие выставки, ведь они дают возможность получать новые знания, наслаждаться красотой и удивляться, получать эстетическое удовольствие.
За последнее время я посетила еще несколько выставок, например Кафедральный Собор, в котором расположен музей им И. Канта, а еще музей Королевские ворота. Это исторические выставки, рассказывающие о прошлом. Такие проекты пробуждают интерес к истории.
Думаю, задача любого музея – заинтересовать своего посетителя, дать ему новые знания и пробудить интерес к изучению нового, научить мыслить, напитать эстетикой и красотой. И те музеи, в которых мне удалось уже побывать, прекрасно справляются с этими задачами».
«Я редко хожу на выставки в моем городе, но обычно потому, что у меня не хватает времени. Стараюсь компенсировать этот недостаток на «Ночи музеев». К сожалению, в большинстве музеев – классическая планировка, примитивное передвижение внимания от объекта к объекту. Несколько выставок в Челябинске были на самом деле захватывающими и интересными, и в подавляющем большинстве случаев все дело было в подаче музейных экспонатов: хорошая работа с пространством, необычная расстановка или какая-нибудь игра с посетителем – все это делает выставку неповторимой. Я хочу, чтобы в каждом, даже самом серьезном и официальном музее, появились такие вещи, благодаря которым выставка станет не просто событием, а маленьким приключением».
Безусловно, очень приятно видеть, что молодые люди интересуются культурой. Однако стоит обратить внимание, что каждый из них имеет высшее образование или занимает высокую должность, что свидетельствует о том, что эта тяга вполне обусловлена средой их развития. Также стоит обратить внимание на конструктивность и однородность критики: очевидно, что проблема консервативности музеев, которым не один и не два десятка лет, имеет место быть. Прекрасно, когда открываются свободные площадки, где мысль и идея витают повсюду, но почему бы в этом случае хоть немного не раскрепостить музеи, в углах которых уже испокон веков решаются сканворды и читаются бульварные романы в тоскливом ожидании завершения смены?
И ведь грех после такого сетовать на основную массу современной молодёжи, которая даже не знает о том, что двери в музеи открываются достаточно легко.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.