На прошлой неделе в «Покровском пассаже» открылась выставка работ яркой фигуры поп-арт движения - Энди Уорхола. Всего экспозиция представляет более двадцати оригинальных картин, предоставленных частным коллекционером Екатеринбурга. Автор IMC посетила выставку и пообщалась с куратором Павлом Буториным.
В контексте концепции творчества Уорхола, «Покровский пассаж» - пожалуй, лучший вариант для представления оригиналов работ деятеля поп-арт движения. Выставочное пространство находится в самом сердце города, имеет высокий статус и само по себе представляет площадь для популяризации мировых люксовых брендов. Сложно было бы представить эту выставку в любом, пусть даже самом демократичном музее города. Творчество Уорхола – это, скорее, и есть целостный бренд, который, наряду с бутиками мировых дизайнеров одежды, выглядит более чем органично: не без купюр, но и без ложной скромности и лукавства.
В поисках местоположения выставки в «Покровском пассаже» (расположена она на третьем этаже) вы с каждым шагом настраиваетесь на небольшой по площади и очень сочный перфоманс. Он не происходит вокруг вас, а, скорее, рождается в голове, когда вы бродите вдоль поверхностей, где размещены шелкографии Уорхола, поворачиваете направо, налево, заходите за угол, но то и дело сталкиваетесь с одними и теми же комбинациями работ из серии «Цветы» и «Мэрилин Монро», но в разных цветовых решениях. Вот оно и есть – популярное искусство, которое, возрождаясь из пепла, представляет собой нечто новое по генотипу и различное лишь в частностях по фенотипу.
Афиши, пресс-релизы, статьи пестрят возгласами: «Оригиналы работ Энди Уорхола в Екатеринбурге!». И здесь возникает вопрос: а можно ли вообще что-либо в творчестве Энди назвать оригиналом? Об этом (и о немногом другом) мне довелось пообщаться с куратором выставки Павлом Буториным.
- Для начала хотелось бы уточнить, почему именно «Покровский пассаж» стал местом проведения выставки, а не музейное пространство?
- Тут все очень просто: владельцы «Покровского пассажа» – мои давние клиенты и партнеры, я работал с ними в течение четырнадцати лет. Более того, у них удобная локация и весьма обширная клиентская база. Также стоит сказать, и вы сами видите, что выставочные условия здесь – лучшие в городе. Так сложилось, что мы немного демонтировали торговое оборудование, но, в целом, получилась достаточно элегантная площадка, что отмечают все посетители. Такую даже в Москве стоит поискать. Более того, «Покровский» может гарантировать сохранность выставки, что немаловажно в данном случае.
- Вы рассматривали иные варианты выставочных пространств для проведения выставки? Музеи, скажем.
- Никаких. Решение было принято мною однозначно в силу того, что у них есть еще и мощный ресурс для поддержания нужной инфраструктуры. Ни у одного выставочного зала или музея таких ресурсов нет, и, я думаю, в ближайшие десятилетия не будет.
- Под ресурсами вы подразумеваете саму инфраструктуру выставочного пространства?
- Да, мне, как организатору, эта площадка предоставлена по взаимной договоренности. Даже если бы я сотрудничал с любой галереей, то это повлекло бы дополнительные расходы (на аренду, охрану и прочее). Ну, и потом, у нас взаимовыгодное сотрудничество с «Покровским пассажем» - мы обеспечиваем им достаточно серьезный пиар: помимо того, что сама выставка функционирует в течение всего рабочего дня, в ее рамках проводятся закрытые мероприятия коммерческого свойства. Проводятся они рядом компаний для vip-клиентов.
- Почему вы решили сделать выставку бесплатной?
- Мы принципиально этого придерживались, ведь вокруг находится несколько учебных заведений, и мы решили дать максимум возможности людям, в том числе, студентам, школьникам познакомиться с выставкой. Это тоже, стоит сказать, жест доброй воли, так как в других учреждениях входная плата была бы. Это некий социальный момент, который мы сознательно преследовали.
- Часто ли приходится пояснять посетителям, в чем заключается концепция выставки и творчества представителей поп-арт движения в целом?
- Вы знаете, как правило, публика приходит подготовленная, случайных людей здесь практически нет: люди так или иначе слышали это имя, сталкивались с ним в Интернете, в кино. Энди Уорхол – это одна из наиболее медийных фигур в мире, тем более что мы открылись параллельно с новостями из Нью-Йорка, где результаты торгов составили какие-то астрономические суммы за серию работ Уорхола (150 миллионов долларов – прим. автора). Следовательно, информации кругом предостаточно, и выставка особых пояснений не требует. Однако для закрытых мероприятий у нас есть специально обученный человек, который дает посетителям дополнительную информацию. На этих мероприятиях, кстати, демонстрируются фильмы Уорхола.
- Ничего себе. Вы не показываете фильмы более широкой публике или она не готова еще выдержать подобное?
- Нет, они очень специфические, поэтому, мы предпочитаем делать это на закрытых мероприятиях.
- А там как реагируют?
- Воспринимают как фоновую картинку. Мы воссоздаем атмосферу «Студии 54» (знаковый ночной клуб в Нью-Йорке, прославившийся своими безумными вечеринками и строжайшим фейс-контролем – прим. автора): приглушенный свет, музыка той эпохи. Вообще мы уделяем большое внимание деталям: все пригласительные, каталоги, заставки были сделаны лучшими дизайнерами города. Получилось очень стильно.
- Есть ли в планах расширять границы выставки в масштабах страны?
- У меня есть серия выставочных проектов и, надо признаться, я заглянул в «Википедию» и узнал, что мы – третьи, кто претворил в жизнь проект с Уорхолом в России, что тоже очень приятно. Безусловно, у нас есть планы, в том числе, с выставочной площадкой «Покровского пассажа». Как минимум, следом будет Дали или кто-то еще не менее значимый – планку понижать не будем.
- Я имела в виду эту выставку. Быть может, она окажется в других городах России?
- Да, возможно. Пока я не могу эту тему комментировать, так как это зависит от воли владельца.
- Дали, как я понимаю, также имеется у Екатеринбургских меценатов?
- Есть, да. Причем, у нескольких.
- Экспозиция в итоге большая может получиться?
- Я думаю, что может быть и до ста позиций.
- Последний мой вопрос будет связан с вашим отношением к творчеству Уорхола: разделяете ли вы его видение искусства, как объект тиража и массового потребления, нежели как что-то уникальное и имеющее свою ценность в первозданном оригинале?
- Я не возражаю против тиража, так как, по большому счету, мир вступил на путь обозначенный тиражированием в момент, когда Гуттенберг изобрел печатный станок. Тогда ведь книги тоже были рукописные в единственном экземпляре, но, тем не менее, экземпляры Гуттенберга стоят сейчас космических денег и считаются произведением искусства, равно как книги Ивана Фёдорова и так далее. Почему я это сравниваю? Потому что в тот период возникла гравюра, а господин Уорхол продолжает традицию гравюры. Вопрос лишь в количестве: тут каждый выбирает для себя. Он все-таки придерживался точки зрения, что искусство должно быть доступным и демократичным, в том числе, в ценовой категории. Я вижу, что в этом смысле он вполне последователен, и когда он говорил, что каждый имеет право на пятнадцать минут славы, он также имел в виду, что каждый имеет право на обладание предметом искусства в той или иной форме. Он все же относится к популярному искусству, и то, что он делал, вполне логично укладывается в рамки.
Я полагаю, что все, что он сделал на своей фабрике – тысячи листов своих шелкографий – также оригинально, как если бы он подписал их своей рукой. Все определяется в известной мере ценником. Мы живем в ту эпоху, когда искусство также имеет свою стоимость, статус.
- В таком случае, согласны ли вы с тем, что когда вы покупаете оригинальную, если можно так сказать, работу Уорхола, то платите вы, скорее, за идею, а не за сам факт обладания ею?
- В любом случае, покупая то или иное произведение искусства, мы платим больше за эмоциональную составляющую: за идею, за удовольствие. Согласитесь, что любые мастера давно ушедших эпох в материальном контексте не имели сумасшедших затрат на репродукцию своих картин: те же доска, краски, в лучшем случае, какая-то драгоценная рама, но они давно не стоят тех денег, которые за них отдают сегодня. Таким образом, всякий покупатель произведений искусства удовлетворяет свои амбиции и входит в достаточно элитарный клуб.
Я хочу сказать, что тут есть еще один момент, что мы все, кто приобретает произведения искусства, пытаемся выйти за рамки своего времени. Это своего рода игра в бессмертие. Так или иначе, мы делегируем себя, часть своей сути в эти произведения искусства, ведь у каждого из них есть провенанс. Таким образом, обладатели произведений искусства присовокупляют свое имя к вечности: ведь когда вы читаете историю той или иной картины, в ней всегда указано, кто ею владел. Чем более знаковое и известное произведение искусства покупает человек, тем больше в нем уверенности, что это та самая гарантия бессмертия в чем-то. Это, скорее, такая метафизика, ведь когда мы говорим об искусстве, то выпадаем из реального мира, так как не можем в нем оценивать все категориями обыденности. В противном случае, мы бы говорили: «Здесь кусок холста, килограмм краски, килограмм дерева, гвоздей», собственно, этим бы и измерялась ценность произведений искусства. Согласитесь, что это далеко не так.
Выставка Энди Уорхола
13 ноября-15 декабря. Вход свободный
«Покровский пассаж», Розы Люксембург, 4
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.