Жить и выть

«Волк с Уолл-стрит»: Скорсезе, Ди Каприо и Николай Гоголь

7 февраля, 17:17, 2014г.    Автор: Аркадий Застырец

Известный екатеринбургский поэт, переводчик и журналист Аркадий Застырец посмотрел новый фильм Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит». Сегодня он делится своими впечатлениями с читателями IMC.

«Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street). Мартин Чарльз Скорсезе. США, 2013. Российская премьера – 6 февраля 2014 г.

Первое, что попадется вам в рецензиях: новый Скорсезе – яркая динамичная комедия из жизни 80-х. Фигня, не верьте.

Если «Волк с Уолл-стрит» и комедия, то комедия черная, свирепая, на грани, а то и за гранью. Яркая? Ну, да. Гораздо ярче гравюры в Ветхом Завете с подписью «Поклонение златому тельцу», ибо не стесняется в изображении деталей. Впечатление такое, что добрую половину трехчасового сеанса на экране кишмя кишат образцовые женские задницы в тучах кокаина, стодолларовых купюр и с непросыхающими рвотными массами на полу. Смешно?

Второе, что обязательно вырвется у кого-нибудь: режиссер, и без того не слишком претендовавший на звание великого, окончательно выдохся. Сделал фильм из поюзанных им же деталей.

Это правда. Но в эпоху уже отпетого постмодернизма и приблизившейся победы конструктора «Лего» над всеми игрушками упрекать автора в подобной инженерии означает только одно: придраться очень хочется, а больше не к чему.

Лично мне попалось уверенное предположение одного румяного критика, будто Скорсезе еще на стадии замысла поиграл в «Лего» со своими старыми фильмами, а уж потом опять пригласил на главную роль Леонардо Ди, мать его, Каприо. Смешно, потому что в действительности все было ровно наоборот: это Лео отыскал историю для своего любимого кинодела в мемуарах Джордана Белфорта (жулика, миллионера, наркомана, уголовника и суперкоучера) и в поисках «правды, только правды, ничего, кроме правды» много часов общался с живым прототипом своего героя. Пара слов о результате расположена ниже.

Третье. Уж поверьте, обязательно попадется вам освоенная давным-давно (чуть ли не со времен «Таксиста») разгадка: Скорсезе любит истории самоуничтожения. На сей раз как-то особенно ясно, что слово «разгадка» здесь надобно заключить в большие жирные кавычки.

Фильм не о самоуничтожении, а о торжестве. О торжестве простых идей: нет мерила успеха, кроме денег; быть богатым хорошо, причем настолько, что годятся любые средства; так что пусть меня научат… и т. п.

Это торжество – не ретро, а сегодняшняя реальность. Реальность, на которую мы обречены. Это торжество пропитывает основы, составляет лейтмотив американского и, в перспективе, всего человеческого общества. Несмотря даже на то, что кошмар проданной (знаете кому?) души начинается не в итоге, не в тот момент, когда становится «мучительно больно за бесцельно прожитые годы», не через годик-другой работы фондовым брокером… Кошмар начинается сразу, с порога. Пустота в душах людей, посвятивших себя «облапошиванию ублюдков», со свистом заполняется – пьянкой, наркотой, парными и групповыми плясками (это такой эвфемизм), гадкими пари и омерзительными розыгрышами. Прямо в офисе спускают штаны, задирают юбки – и вперед! Сразу! Так говорит Скорсезе.

Последние кадры фильма – панорама аудитории, полной соискателей богатства, собравшихся на тренинг успеха, проводимый главным героем, – поистине гоголевская концовка. В эти лица смотришь как в зеркало, независимо от того, в какой степени ты лох, а в какой – самовлюбленный негодяй, разводящий лохов на деньги.

P. S. Обещанная пара слов о Ди Каприо. Он великолепен. Притом что лицо его мимически не слишком выразительно, временами кажется: невозможно так натурально изображать лобковую вошь в человеческом теле, не будучи таковой в своей заэкранной жизни.

Редакция IMC благодарит развлекательный центр «Киноплекс» в молле «Парк Хаус» (Сулимова, 50) за предоставленные билеты.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: