В рамках спецпроекта «Литературная среда» наш автор Екатерина Градобоева рассказывает о том, какие книги читают самые разные люди, а также просит их зачитать на видео отрывок из любимого произведения. Последним в этом году героем проекта стал Андрей Оренштейн – вокалист екатеринбургской группы Amor Entrave. Для читателей IMC музыкант прочитал отрывок из стихотворения Александра Введенского «Кончина моря», а также рассказал о самой дорогой книге в его библиотеке, о том, почему он не любит одалживать книги у друзей и многом другом.
В последнее время полюбил читать стихи. А пришел к поэзии через творчество Лени Федорова из группы «АукцЫон». Он и поэт «АукцЫона», Дмитрий Озерский, послужили для меня мостиком к Велимиру Хлебникову и «ОБЭРИУ» в частности, Александру Введенскому и, как мне кажется, весьма недооцененному Николаю Заболоцкому. Для меня настоящая поэзия – именно они, а не Пушкин и Лермонтов. Конечно, Александр Сергеевич – наше все, но от стихов я жду другого: определенного рода фонетики и музыки в словах. Стихи екатеринбургского поэта Сергея Данилова для меня эмоционально более важная вещь, чем считающиеся более эмоциональными стихи Ахматовой и Цветаевой.
Недавно я дочитал биографию Тома Йорка. Еще были «Список Шиндлера», перечитывал Стругацких. Сейчас вдумчиво и по возможности вслух читаю Александра Введенского «Кругом возможно бог». Мечтаю о том, чтобы найти его полную антологию под названием «Все», над составлением которой, кстати, работала Анна Герасимова («Умка»). Люблю читать про музыкантов: на полке книги про тот же «АукцЫон», «Роллинг Стоунз», клубную культуру.
Мир меняется от каждой прочитанной книги и от каждого увиденного фильма, как справедливо заметил один мой коллега. Сегодня я уже не тот человек, которым был вчера. Весь этот год, даже находясь дома, ощущаю себя в захватывающем путешествии, из которого или вернусь кем-то совсем новым – либо совсем не вернусь – что даже предпочтительнее. Каждая новая книга добавляет к прочитанному ровно столько, чтобы стало понятно, что «продолжение следует» и еще как.
Для читателей IMC Андрей Оренштейн прочитал отрывок из стихотворения Александра Введенского «Кончина моря»
Запросто могу час-два провести в книжном магазине. Просто захожу без определенной цели, лавирую между секциями «современная проза», «фантастика», «классическая литература». Я бы с удовольствием получил читательский билет и ходил бы в библиотеку. Недавно у меня была фотосессия в библиотеке имени Белинского. Меня отвели в комнату, где находятся старинные книги — раритеты начала ХХ века, потрясающие ощущения!
Я не слежу за новинками. Ощущаю, что есть определенный пробел, который восполнять и восполнять. Не прочитан еще Данте, не уложился еще в голове Гомер, да и Библию не помешало бы перечитать.
В отличие от многих других молодых людей, очки на мне не часть образа: они заработаны вполне честным образом – чтением при плохом освещении. Я много читал все детство и стараюсь продолжать в том же духе. В четыре года я прочитал «Три мушкетера» Дюма: виной тому, конечно, одноименный фильм с Михаилом Боярским. К 1 сентября я уже полностью изучил все учебники, которые нам выдавали на летние каникулы. Я читал все, что попадалось. Мне все было интересно, но из прочитанного, конечно, далеко не все нравилось. Например, к Толстому я не вернусь еще лет пять-десять – не чувствую в себе на это сил. А вот Достоевского перечитаю с удовольствием.
Самая дорогая сердцу книга в моей личной коллекции – это старое, еще советское издание «Алисы» Льюиса Кэролла. Это книга-перевертыш: с одной стороны «Алиса в стране чудес», с другой – «Алиса в зазеркалье». Концовки обеих сказок встречаются ровно посередине книги на одной странице.
Если говорить о книгах, которые я рекомендовал бы к прочтению от себя, это, прежде всего, Введенский, Заболоцкий, Велимир Хлебников. Книжка, которую я знаю наизусть – Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». Можно брать любую книгу Чарльза Буковски – они все об одном, важен язык. Еще мне нравится у Пелевина «t» и «Snuff», Макс Фрай «Жалобная книга».
Люблю давать почитать книги друзьям. Брать не особо люблю, потому что надо возвращать, а вот делиться мне нравится. С легкостью забываю, кто что взял. Обмениваться впечатлением о прочитанной книге приятно: чувствуешь определенные параллели. И если вам нравится одно и то же кино и музыка, то книга станет отличным дополнением.
Фотография Тимофея Балдина, место — книжная лавка «Йозеф Кнехт»
ТЕКСТЫ ПО ТЕМЕ:
Литературная среда: Что читает Наум Блик?
Литературная среда: Что читает Сергей Данилов?
Литературная среда: Что читает Андрей Крупин?
Литературная среда: Что читает Александр Гагарин?
Литературная среда: Что читает Сергей Соловьёв?
Литературная среда: Что читает Александр Елсаков?
Литературная среда: Что читает Стас Словиковский?
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.