Мир глазами фотографа: Анатолий Черей

27 июня, 16:14, 2013г.    Автор: Сергей Потеряев

Фотограф Сергей Потеряев специально для It’s My City подготовил цикл фотопроектов, затрагивающий всевозможные стороны жизни Екатеринбурга и области. На нашем сайте мы опубликовали уже десять документальных и fine-art проектов. В новом, одиннадцатом выпуске вы познакомитесь с Анатолием Череем, фотографом, снимавшим в советское время, чей взгляд на мир актуален и в наши дни.

СЕРГЕЙ ПОТЕРЯЕВ О ФОТОГРАФЕ:

Продолжая разговор про мастеров уральской фотографии старшего поколения, сложно не упомянуть такого фотографа, как Анатолий Черей.

Советская фотография была наполнена пропагандой и запретами, так что любой, чьи снимки отличались от общего вектора, сейчас становится объектом неподдельного интереса.

Фотограф смотрел на то время сегодняшними глазами. Своего рода неквадратный старый Instagram. Обычная жизнь советского времени, которую легко можно представить снятой на современные гаджеты. Визуальные свидетельства эпохи, застывшие на фотопленках Анатолия Черея.

ВОСПОМИНАНИЯ ДРУЗЕЙ (использованы фрагменты статей и воспоминаний Е. Бирюкова, Б. Вяткина, Э. Ивановой, М. Китаева, О. Михеева, В. Толстиковой, В. Холостых):

Откуда он взялся, А. Черей? Сказать – из фотохроники УПИ – сейчас, в 2004 – не сказать ничего… В 1960 году в Уральском политехническом институте был создан фотоклуб с задачей фотолетописи великих свершений. Маленькая комнатка и лаборатория на ФизТехе сводила ребят, влюбленных в фотографию. В заполуночных спорах рождалось понимание фотографии как особого образного языка в рациональном мире…

Меня всегда как зрителя интересует отношение автора к своим героям, его позиция. Вместе ли он с этими людьми, за или против них? Для Анатолия этого вопроса не существует: быть среди своих героев, с ними, одним из них – естественное условие этого творческого метода. И здесь происходят маленькие большие события: при всей своей внешней простоте, кажущейся бессюжетности и даже случайности каждая из фотографий оказывается точным и емким фрагментом нашей многообразной и неоднозначной жизни…

Дело в том, вернее, не только в том, что происходящее на фотографиях и за ними – наша повседневность. Не менее важно, что современной является фотографическая культура работ Анатолия, выразительность и образность его фотографического языка, образность «чистая», идущая от природы самой фотографии. В этом сочетании современности формы и содержания и кроется, на мой взгляд, секрет творчества автора…

Черею повезло снова в УПИ; здесь он отснял Ельцина, тогда еще опального лидера первой – демократической оппозиции. В упор и много. Динамическая серия из девяти кадров прошла по страницам многих газет и поддавала жару популярности будущего Президента…

Время безжалостно перечеркнуло наши восьмидесятые и девяностые… Люди ходили в кружки вышивания крестиком, пели в хоре, собирали марки по темам «Ленин», «космос» и «спорт», читали «Комсомолку» и причитали на кухнях… Отсюда те годы кажутся значимыми – как что-то важное и настоящее – а уж потом пошли игры: демократия, эмиграция, работа, деньги…

ЧЕРЕЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

1981 – руководитель народной фотостудии «Товарищ» в ДК «Урал».

1988 – фотографии использованы в книге «Фототворчество России» (Россия), «Новая фотография в СССР» (Италия), в фильме производства TV Франции об истории советской фотографии (для фестиваля в Арле).

1990 – член Художественного совета Союза фотохудожников России. Участник выставок и фотосалонов в России, Литве, Латвии, Германии, Югославии, Венгрии, Турции, Италии.

1987 – награжден медалью лауреата на II Всесоюзном фестивале народного творчества (серебряная медаль ВДНХ).

1990 – 6 фотографий приобретены музеем фотографии Нью-Йоркского университета.

1991 – 11 фотографий приобретены галереей «Poy Boyd» (Чикаго), 12 фотографий экспонировались на выставке Российской фотографии в галерее «Сохо» (Нью-Йорк).

1992 – 4 фотографии экспонировались в галерее «Фотомост» (Москва), 6 фотографий – на выставке современного фотопортрета (Амстердам, Голландия), 20 фотографий – на выставке Уральской фотографии (Сан-Хосе, США). Получил творческую стипендию общества фотоискусства Марий Эл для создания выставки на фотоконгрессе финно-угорских народов (Йошкар-Ола, Россия).

Сотрудничал с издательствами Екатеринбурга, иллюстрировал несколько книг.

Персональные фотовыставки

1982 – Свердловск.

1992 – Екатеринбург.

1992 – Ставрополь.

1997 – Москва.

Хочу выразить огромную благодарность Артему Берковичу, заведующему экспозиционным отделом фотографического музея «Дом Метенкова», за помощь в подготовке данного материала.

ТЕКСТЫ ПО ТЕМЕ:

Мир глазами фотографа: Street-фотография Екатеринбурга

Мир глазами фотографа: Город моего детства

Мир глазами фотографа: По обе стороны

Мир глазами фотографа: Село Чусовое

Мир глазами фотографа: «Уралмаш – вторая жизнь»

Мир глазами фотографа: «Адаптация»

Мир глазами фотографа: «Территория сна»

Мир глазами фотографа: Ночная репетиция Парада

Мир глазами фотографа: «Динамо. Тихая гавань»

Мир глазами фотографа: Фотографика конструктивизма

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: