В рамках спецпроекта «Литературная среда» наш автор Екатерина Градобоева рассказывает о том, какие книги читают самые разные люди, а также просит их зачитать на видео отрывок из любимого произведения. Героем проекта на этой неделе стал известный музыкант и поэт, фронтмен екатеринбургской группы «Сансара» Александр Гагарин. Он рассказал о книгах, которые ему подарил Борис Гребенщиков, о своих отношениях со стихами, а также прочитал отрывок из книги В.А. Каверина «Два Капитана».
«Два Капитана» Вениамина Каверина я прочитал давно. Несмотря на то, что книга большая и толстая, мне понадобилось буквально дня три. Тогда она меня сильно впечатлила. Это романтическая история о внутренних и внешних поисках человека. Очень вдохновляет.
О СЕБЕ И КНИГАХ
Мне уже давно интересно читать про мир детей. Есть такая книжка Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Там исследуется определённый вопрос – освоение детьми окружающего их мира. Почему детей привлекает свалка, зачем они строят всякие штабы, например, и всё такое. Есть ещё «Дети в доме» Карин Калверт – история американского детства 19 века. Как и почему менялось отношение к детям в этот период.
Мне физически тяжело находиться в книжных магазинах: я теряюсь от изобилия, не могу ничего выбрать. Мне проще прийти к кому-то в гости, взять потёртую книгу с полки. Выбрать для чтения именно её просто потому, что она попалась мне на глаза у друзей – своеобразная рекомендация. Это такой бессознательный книгообмен. Последняя книга из тех, что я забрал у друзей, это «Голем» Майринка.
Однажды я получил книжный подарок от Бориса Гребенщикова. Мне довелось общаться с ним часа два, которые закончились походом в книжный магазин, и он, в отличие от меня, легко смог выбрать несколько книг, три из которых неожиданно решил подарить мне. Это Роберт Грейвс «Белая Богиня», Уильям Гибсон «Idoru» и Дао Дэ Цзин, конечно же. Очень памятно это событие.
Чтобы понять, хорошая ли книжка мне попалась, я читаю первую страницу. Если начало меня увлекает, то я читаю дальше. Есть люди, которые убеждали меня, что надо вчитываться в книгу, что она раскрывается потом. У меня так не получается. Я нетерпеливый читатель.
Люблю книги издательства Pocket Books, простые, в тонких переплётах. Их легко брать с собой в дорогу.
Вне всякого сомнения, книга может изменить жизнь. Каждая моя встреча с текстом, который почему-то трогает, меняет что-то в моей истории жизни. Книга может заставить человека поменять свою судьбу, пусть и незначительно. Но всё ещё зависит от отношения к слову.
С классической русской литературой у меня очень странные отношения – мы ещё не встретились. Язык повествования «Анны Карениной» даётся мне тяжело физически. Я предпочитаю в этом смысле Куприна, Чехова. Авторов небольших по форме, но не менее больших по содержанию.
Постоянно думаю о том, чтобы написать книгу. О чём она будет? О том, как мы сейчас сидим и разговариваем, а кто-то третий наблюдает за этим. Да обо всём!
О ПОЭЗИИ
Со стихами у меня особые отношения. Любимых авторов много. Любимые строчки оседают в памяти сами собой. И в дорогу я часто беру стихи.
Ни школа, ни училище, ни ВУЗ ничего не дали мне в плане познания поэзии. Я просто сам по каким-то причинам, в основном через русских поэтов-сонграйтеров – Башлачёва, Высоцкого и всех остальных – пришёл к, так скажем, традиционно понимаемым поэтам… Багаж, который у меня есть, я формировал самостоятельно и при помощи советов друзей. Мой друг Серёжа Данилов рекомендует мне много хороших книжек. Я узнал много авторов, благодаря ему.
У меня всё прекрасно с Бродским. Люблю Бродского. Но как об этом говорить? Все любят Бродского.
Мне очень часто бывает неблизко то, что принято называть современной поэзией. У меня была возможность посещать какие-то поэтические вечера в Екатеринбурге, но они не произвели на меня впечатления. Хотя из современных авторов есть те, кто очень нравятся: Аня Логвинова, Кирилл Иванов, Вера Полозкова. Их стихи хорошо слушать и слышать, они отлично работают, что называется «на бумаге», напечатанные.
Недавно дочери Марго надо было записаться в библиотеку, мы пошли вместе. И пока она искала необходимые книжки себе, я нашёл сборник стихов Бориса Рыжего, который мне очень симпатичен. Оказалось, что кто-то просто принёс книгу в библиотеку из дома. И библиотекарша отдала мне ее просто так. Она посмотрела на меня строго: «Вы же будете читать?» Я уверил: «Конечно, буду». Читаю. Марго тоже любит Бориса Рыжего. Она знает наизусть его стихотворение «Я раздаю прохожим сигареты», потому что мы делали на него песню.
Аллюзии и цитирование – это прекрасно. Как правило, мы кому-то доверяем, а кому-то нет. Значит, тут всё тоже гармонично. Если человеку есть, что сказать, и при этом он обращается к другому автору, это говорит скорее об эрудированности и знании предмета.
Мне кажется, что поэзия – это как выжатый гранатовый сок. Поэзия – это его квинтэссенция. В мире уже существуют все слова, все сочетания и рифмы. Но они не собираются сами по себе. Стихи складывает человек, который соединяет разобщённые слова воедино. По своему образу и подобию, разумеется.
ТЕКСТЫ ПО ТЕМЕ:
Литературная среда: Что читает Наум Блик?
Литературная среда: Что читает Сергей Данилов?
Литературная среда: Что читает Андрей Крупин?
Фотография Тимофея Балдина
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.