Литературная среда: Что читает Сергей Данилов?

27 февраля, 18:57, 2013г.    Автор: Екатерина Градобоева

На этой неделе для спецпроекта «Литературная среда» автор «It’s My City» Екатерина Градобоева заглянула в библиотеку поэта и доцента кафедры риторики и стилистики русского языка УрФУ Сергея Данилова. Многие наверняка знают этого талантливого человека по spoken-word альбому «Пожары» группы «Сансара». В интервью IMC Сергей Данилов рассказал, почему детские книжки интересны взрослым и как чтение помогает решать жизненные проблемы. А также прочитал вслух на видео фрагмент из любимой книги «Манюня» Наринэ Абгарян.

Книгу Наринэ Абгарян «Манюня» мне привёз из Армении меньше полугода назад мой друг, солист «Сансары» Саша Гагарин. Он подарил её моим детям, но так как я сам люблю детские книжки, я первый начал читать. Прочитал я, жена, дети, друзья… На эту книгу до сих пор у нас очередь. Она и детская, и взрослая – любопытная. Наринэ Абгарян – симпатичный мне автор и человек, который пишет читабельные, умные и незлые книжки, достаточно честные по отношению к своим персонажам и читателям.

О СЕБЕ

У читающих людей не так уж много возможностей сделать любовь к чтению своей профессией. Но вообще-то можно. Я шёл на филфак, потому что я люблю книги. И пошёл туда, где читают много. Я очень хорошо там себя чувствовал, особенно во время учёбы. Как преподаватель теперь я занимаюсь лингвистикой, работаю на кафедре риторики и стилистики. По объёму учебной нагрузки я больше всего читаю курс «Русский язык и культура речи» на разных факультетах – историкам, физикам, химикам, биологам… Кроме того, веду жёстко филологические дисциплины, например, курс морфологии у филологов.

В студенческие годы у меня всегда под рукой была брошюра «Записные книжки С. Довлатова». И на любой случай жизни у меня была из неё цитата. Правда, думаю, что замучил друзей этим.

В программе литературы на филфаке нет плохих книг. Рассуждать о том, что объём литературы тебе не нравится, это всё равно как ножу не нравится, что его точат. Но, извините, нож должен быть острым.

Опыт филфака: огромное родство душ, если человек читает примерно в то же время те же книжки, что и ты. Их даже не надо обсуждать. Дело не в обсуждении, а в том, что в этот момент вы по-особому начинаете смотреть на вещи, у вас появляется особое знание. Смотреть одни и те же фильмы не помогает, потому что на фильмах ты можешь отключиться, отвлечься. Вообще фильм может тебе не понравиться. Ты два часа переждал – и всё. Книжка требует погружения.

У меня сейчас совсем небольшая библиотека – от 500 до 1000 книг. Это, правда, немного, потому в этом перечне много книг по работе: научных, тех, в которых так или иначе сам принимаешь участие. Часто у них тонкие переплёты, и сто книг могут уместиться на одной полке. Но вообще дом не без книг, и это уже четвертая моя библиотека, остальные были значительнее.

Наизусть я помню стихи Хармса, Гумилёва, Пушкина, Маяковского. Ещё помню много себя, поэтому у меня в голове не так много Пушкина. Но я не отношусь к тем людям, которые могут три часа читать классическую поэзию наизусть. Знаю по два-три стихотворения, иногда по одному, какие-то обрывки, которые мне дороги.

Я не публикую свои стихи. Во-первых, я не отношу себя к профессиональным литераторам. Во-вторых, мне кажется чем-то диким бороться за публикацию тиража в 500 экземпляров, а именно так публикуется поэзия. Я работал в журналах, где тираж в 15 тысяч считается средним, и как главный редактор мог публиковать всё, что хочу. Но и в таком случае публиковать себя без должных литературных амбиций достаточно нелепо.

О ЧТЕНИИ

Если книга мне не нравится, я оставляю её. Я не считаю себя обязанным автору хоть чем-то, чтобы через силу её дочитывать. То, что я держу в руках его книгу, уже определённая дружба между читателем и автором. А дальше… Да, я не дочитал, и он может сказать, что я предатель. Ну и пусть.

Общение с книгами – полноценная часть жизни. Если мой мозг негодует в ответ на то, что я читаю, и тогда нечего жалеть о потерянном времени. Представляете, разлюбить, а потом сказать, что я зря потратил время на ту любовь. Глупость какая-то!

Каждая книга – это сильно спрессованная жизнь. На одной странице текста иногда проживаешь курс психологии. Даже когда тебе кажется, что твой мозг не может вынести то, что ты читаешь, на самом деле ты просто в экстренном смысле проживаешь жизнь. У тебя наращивается опыт поведенческих ситуаций, сопоставимый с опытом мудрых, интересных людей, которые неодинаково смотрели на мир. Литература этим и ценна.

Человека, который в жизни ничего не читал, не заставишь любить книги. Но стоит начать читать, попробовать что-то одно, другое, как он втянется. И можно особенно не заботиться об изысканности вкуса, потому что литература как-то сама отвечает на все вопросы. В детстве все зачитываются «Тремя мушкетёрами». А через какое-то время возвращаются к этим книгам, читают их уже гораздо спокойнее и не находят в них то, что когда-то так привлекало. Переходят на другой уровень.

Я уважаю людей, которые серьёзно относятся к литературному труду. Я знаю человека, имя которого вам скажет не о многом – Сергей Новосёлов. Он давно решил, что не будет делать карьеру для заработка, не будет тратить время на вузы. Будет просто писать книги, стихи, рассказы. Его публикуют толстые хорошие журналы. И стихи мне его нравятся. Поищите в Интернете, почитайте, порадуйтесь, что люди сегодня так диковинно мыслят. Это не так уж часто встречается.

О ЛЮБИМЫХ КНИГАХ

Мне по душе то, что делает в литературе и окололитературной жизни Линор Горалик. Я считаю, что это человек, который определяет современную жизнь, соединяя вездесущую социальность и естественную повседневность с чем-то большим.

Живя в этом городе, мы причастны к литературной сенсации мирового уровня. У нас вот тут, рядом, тихонько так зреет большая литература. Именно большая литература, со всеми своими поворотами и обертонами, с проверкой вечных сюжетов и сиюминутными переживаниями. Я говорю о Николае Коляде и его учениках. Очень важно, что в постоянном поиске они не учебные работы предъявляют, а сразу ставят планку на самый верх. Не пропускаю его книги и публикации его учеников.

С удовольствием трачу время на детские книжки. Всё, что читают мои дети, читаю и я. Иногда дарят книжку моим детям, а она становится любимой мной и моими друзьями.

С друзьями книгами обмениваемся. Сам я часто ношу книги на всякие полки книгообмена. Моя жена работает в лингвистической гимназии. У них заведено, что если кто-то прочитал интересную книгу, он приносит её в школу. А вот дарить кому-то книгу, которую не читал, даже проверенного автора, очень опасно.

Люблю понравившиеся мне книги рекламировать друзьям, и хочу порекомендовать кое-что из недавно прочитанного читателям IMC. В этом году я купил пару романов-комиксов, романов-перевёртышей. Сначала прочёл «Гордость и предубеждение и зомби», потом «Андроид Каренина». Мне понравилось, и вот почему. В «Гордости и предубеждении» Джейн Остин оставила, на мой взгляд, недоработки в психологии поведения персонажей. Не всегда понятно, почему эти герои так себя ведут. А в романе «Гордость и предубеждение и зомби» все эти неувязки увязаны. Сет Грэм-Смит всё объяснил. Дело было в зомби! Люди, писавшие эти mashup-романы, не просто переиначили текст, они нашли интересные повороты, связанные с характерами героев. Так что настроение поднимает. Читайте, а если не понравится, читайте что-нибудь другое.

Видео «Литературной среды» записано у наших друзей в антикафе «Friend’s Club», о котором вы можете узнать больше на IMC или в социальной сети «ВКонтакте». Благодарим за сотрудничество.

P.S. Друзья, если есть человек, о литературных вкусах которого вы хотите узнать, то можете написать нам об этом в комментариях или на почту movementektb@gmail.com, и редакция IMC попробует с ним связаться.

ТЕКСТЫ ПО ТЕМЕ:

Литературная среда: Что читает Наум Блик?

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: