Понаехали: Григорий Потёмкин о своей работе в Китае

6 февраля, 18:55, 2013г.    Автор: Григорий Потёмкин

Мы уже писали на IMC о Григории Потёмкине. Когда-то он жил в Екатеринбурге на улице Автомагистральная и работал в компании «Манарага», а пять лет назад он оставил родной город и уехал жить в удивительно красивый Сямэнь в Китае. Из второго текста Григория вы узнаете много всего интересного о китайском чае, чайных турах, проекте «RealChinaTea», «чайной журналистике» и о том, как ему удалось организовать успешный бизнес в чужой стране.

Григорий Потёмкин, автор и руководитель проекта www.RealChinaTea.ru.

«RealChinaTea» на сегодняшний день является самым авторитетным в Рунете ресурсом по китайскому чаю. Ребята живут в Китае, много путешествуют по стране, забираются на самые высокогорные плантации и показывают китайскую чайную культуру такой, какая она есть на самом деле. Без мифов, легенд и маркетинговых фишек. На сайте собраны тысячи фотографий, много интересного видео и авторских текстов.

Тема китайского чая меня увлекала с самого моего переезда в Китай. Поначалу китайский чай мне просто нравился. Потом я начал изучать его. И уже потом начал разбираться. Когда я учил язык в китайском университете, я параллельно довольно много путешествовал по стране. В Китае это не очень дорого, и позволить себе такие путешествия может даже студент. Мне очень нравилось ездить по чайным городам и деревням и собирать информацию о том, как производятся те или иные сорта чая, как они обрабатываются и какими особенностями обладают. Для меня тогда это были и путешествия, и языковая практика, и увлечение. Со временем материала и фотографий накопилось столько, что их вполне могло бы хватить на отдельный ресурс. Так и появился проект RealChinaTea.ru.

C самого начала RealChinaTea.ru был информационным проектом. Но очень скоро я интегрировал в него интернет-магазин. Так у посетителей появилась возможность пробовать. Проект стал успешным практически с самого первого дня своего существования. И окупил себя буквально за несколько недель. Но важно понимать, что это намного больше, чем интернет-магазин. Мы не просто продаем чай. Мы проделываем серьезную образовательную работу. 30% своего рабочего времени я провожу в чайных командировках по всему Китаю. Мы пишем тексты, снимаем видео и делаем сотни снимков. Мы приоткрываем двери на чайные мануфактуры, берем интервью у фермеров и получаем информацию из первоисточника. Получается, что мы в большей степени чайные журналисты, чем коммерсанты. Парадоксально, но именно поэтому у нас все в порядке с рентабельностью и продажами.

Чай, который мы поставляем, мы закупаем непосредственно у фермеров. Прямо с плантаций. При этом мы минуем целую цепочку посредников, получаем свежайший лист, высокое качество и адекватную цену. Так больше пока не может сделать никто. Люди, которые тонко разбираются в китайских чаях, обречены быть нашими клиентами. И, как я вижу, они делают это с удовольствием.

За внешней прикольностью и легкостью этого проекта стоит ежедневный труд. И я не знаю, кого мне благодарить за то, что у нас подобралась такая команда. Сейчас в RealChinaTea.ru работают девять человек. У нас интернациональный коллектив — семеро русских и двое китайцев. Все мы живем и работаем в Китае. Каждый из членов нашей команды – увлеченный фанатик своего дела. Мы ежедневно педалируем и развиваемся. Постоянно придумываем что-то новое. Я бы физически не справился с этим один.

Чайные туры – это одно из наших направлений деятельности. Два раза в год, весной и осенью, в самый разгар чайного сезона мы собираем группы (по 12 человек в каждой) и везем наших туристов в уникальные места. Мы показываем им такой Китай, о существовании которого часто не знают сами китайцы. Чайные туры – это и путешествие, и обучающая программа одновременно. За десять дней мы проезжаем по нескольким чайным столицам Китая, поднимаемся в горы, посещаем чайные мануфактуры, ночуем в домах фермеров, едим деревенскую еду, учимся левитировать вместе с даосскими монахами и получаем чайные знания из первых уст. Это полное погружение в китайскую культуру. И это десять насыщенных, динамичных и рок-н-ролльных дней.

Наши туристы – это очень разные люди. Разных возрастов и социальных уровней. Это и люди, которые глубоко в чайной теме. И новички. Я бы даже сказал, что новичков больше.

Туристическое направление – это мое самое любимое детище. Оно очень непростое и эмоционально затратное, но я им горю. Я сам провожу туры и сам являюсь гидом. Мне для этого приходится почти на месяц безвозвратно покидать офис. Это совершенно неразумно с точки зрения бизнеса, но вы не представляете, какой это кайф.

Китайский чай – это неисчерпаемая тема. Тут можно работать и постоянно учиться, и ты все равно никогда не освоишь всех нюансов. В Китае более 900 различных сортов чаев. Каждый из них – это свои особенности, свои свойства, свои вкусы, ароматы и послевкусия. Я не смогу в нескольких словах написать о том, что я узнал за время своей работы здесь. Лучше зайти к нам на сайт и прочитать.

Мой любимый чай? Я полигамен в этом вопросе. Я постоянно изменяю одним сортам чая с другими…Обычно я еду в какое-то новое место, разыскиваю новый сорт и влюбляюсь в него. Но только до тех пор, пока не поеду в свою следующую командировку.

Сейчас в Китае, особенно в больших городах, много сетевых чайных магазинов. Там все дорого, но и уровень чая высокий. Если вы покупаете немного и для себя, то, я думаю, лучше покупать именно здесь. Тут все стандартизировано. Если же вы покупаете чай в небольшой частной лавчонке, то вероятность того, что вас надуют, 99,9%. На это не нужно обижаться. Это просто нужно понимать. Ведь вы наверняка будете выглядеть, как белый турист. А китайцы великолепны и виртуозны в надувательстве белых туристов!

Если говорить о больших и оптовых закупках, то нужно быть действительно профессионалом, чтобы одновременно закупить двадцать различных сортов и ни в одном не ошибиться. Сейчас в России много людей, которые тонко разбираются в чаях. Если вы где-то дадите маху, это не останется незамеченным. Ошибаться тут нельзя.

Хороший чай – всегда дорогой. Это правило без исключений. В любом чайном магазине Китая есть чаи в разных ценовых сегментах. Начиная от самых доступных, заканчивая невероятно дорогими. Если вы действительно хотите побаловать и удивить себя, попробуйте заказать что-то ближе к ценовому потолку. И я уверяю, вы почувствуете разницу. Сделать это совсем не сложно. Но нужно быть морально подготовленным выложить 500-700 долларов за 0,5 кг. Хотя вы можете купить и сто граммов. И даже пятьдесят.

Каждый сорт китайского чая имеет очень большую вилку по цене. Вы можете купить Тегуаньинь за 50 юаней за 0,5 кг, и, в это же время за 5 000 юаней эти же 0,5 кг. Разница в цене в сто раз. И уровень качества тут прямо пропорционален цене. Эта схема работает в любом сорте китайского чая. Нет дешевых и дорогих сортов. Есть низкое и высокое качество.

Можно научиться разбираться, какой чай хороший, а какой нет. Существуют простые правила. Прежде всего, чайный лист должен быть красив. Он должен быть ярок, целостен, без веток и пыли. Во-вторых, аромат чая должен быть насыщен. В-третьих, при заварке чай должен давать прозрачный настой. Он может быть желтого, бирюзового или бурого цвета, но он должен быть прозрачен. Чай должен вызывать положительные вкусовые эмоции. Яркое и длительное послевкусие. Должен мягко питься. И создавать чувство легкой эйфории. Но все это лишь азы. Для того чтобы научиться по-настоящему разбираться во всем многообразии вкусов и ароматов, нужно много и увлеченно дегустировать. Это знание приходит со временем. И остается навсегда. В какой-то момент вы поймаете себя на том, что стали чайным эстетом. И уже никогда не вернетесь к чаям из супермаркета.

Я уверен, что в Екатеринбурге можно найти хороший китайский чай. Но тут нужно очень четко понимать, как устроен этот рынок. Существуют два непересекающихся сегмента. Чаи, которые продаются в магазинах, – это массовый рынок. И чаи из чайных клубов – это как раз те чаи, которыми занимаемся мы. Последние не находятся в шаговой доступности. Такие чаи нужно поискать. Поохотиться за ними. Между первым и вторым сегментом целая пропасть в цене. И точно такая же пропасть по качеству. Если вы попробуете сравнить, то поймете, что те и другие называются чаем, хотя, по сути, это совершенно разные напитки.

Фотографии Григория Потёмкина

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: