1 сентября вступил в силу Федеральный закон № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он обязал все СМИ, зрелищные мероприятия, компьютерные программы и базы данных ставить возрастную маркировку – от «6+» до «18+». Закон, как следует из названия, призван оградить подрастающее поколение от злобы, агрессии и прочих бед, которые несут окружающие нас слова и картинки.
Принятие закона вызвало массу дискуссий: одни считают, что закон нужен и эфиры многих каналов давно требуют исправлений, другие же – что он некорректен, запутан и не меняет совсем ничего. Спустя два с половиной месяца мы решили поговорить с представителями местных СМИ, которых этот закон коснулся непосредственно, о том, как он выполняется, сложно ли присваивать маркировки и главное – есть ли от ФЗ № 436 какой-то толк.
Вкратце ограничения таковы. Детям до 6 лет можно смотреть, читать и слушать любую продукцию с эпизодами ненатуралистичного физического или психического насилия при условии торжества добра над злом и осуждения этого самого насилия.
Закаленным шестилеткам разрешается смотреть ещё и на драки, не очень тяжелые болезни, преступления – обязательно ненатуралистичные и по возможности – кратковременные.
С 12 лет в культурную жизнь ребенка можно добавить информацию о наркотиках и сигаретах с обязательным осуждением и указанием на их опасность (только информацию – показывать вещества детям нельзя), а также ненатуралистичные эпизоды «половых отношений», которые не эксплуатируют интереса к сексу.
С 16 лет можно смотреть почти все, но без натурализма, который может вызвать «страх, ужас или панику». Насилие, как и наркотики, нужно обязательно осуждать, за исключением случаев, когда насилие применяется для «защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства». Также при подростках можно ругаться (не матом) и не ограничивать «половые отношения» только лишь эпизодами.
Ну и «18+» — это информация о проституции, самоубийствах, алкоголе, наркотиках и других запрещенных веществах, а также нецензурная брань и порно.
Ольга Павлова, главный редактор радиостанции «Серебряный дождь» в Екатеринбурге: «Возрастная маркировка нашей радиостанции «16+». Не исключено, что «Серебряный дождь» слушают и те, кому нет 16 лет. Мы полагаем, что слушатели такого возраста вряд ли получат информацию, которая могла бы причинить им какой-либо вред». |
«Напротив, есть вероятность того, что они почерпнут для себя много интересного и полезного, что позволит сформировать хороший музыкальный вкус и составить наиболее полную и правдивую картину происходящего в стране и мире. Нужно помнить, что в первую очередь возрастные маркировки адресованы родителям, которые, услышав соответствующее объявление в эфире, при желании смогут переключить частоту, если их детям нет 16 лет. Если же ребенок один, он вряд ли переключит канал, даже если еще не дорос до заявленного там возраста.
Едва ли эти маркировки что-то коренным образом изменят. Хотя в качестве рекомендаций они, наверное, не лишние».
Михаил Симаков, программный директор радиостанции «Пилот ФМ»: «Закон внес минимум изменений в нашу работу. Поскольку у нас и так не было программ о сексе или ненормативной лексики, мы поставили «без возрастных ограничений». В остальных случаях (в рекламе зрелищных мероприятий, например) — маркировку ставят устроители». |
«Единственное шоу на нашем радио, где может быть «спорный» контент (я имею ввиду жаргонные слова) — это «Катапульта». Но это прямой эфир, который маркировке не подлежит. Я думаю, что данный закон не способен «защитить» детей. В СМИ (в большинстве своем) работают нормальные люди, у которых тоже есть дети. Исключения бывают (насчет «нормальности») — пример, недавний скандал с радио Маяк. Но там и безо всяких законов после волны возмущения были приняты меры. В лучшем случае маркировка, как любая неинтересная для слушателя информация, через пару недель перестает быть услышанной — ухо привыкает. Также как указание «подлежит обязательной сертификации», например. В худшем случае это вызывает повышенный интерес именно у детей (во времена моего советского детства мы все стремились пролезть в кино на фильм «детям до 16»). Кроме того, дети давно уже все находят в Интернете. Мое мнение — этот закон в его нынешнем виде нужен только для того, чтобы в случае необходимости можно было придраться к любому СМИ».
Елена Аюпова, издатель журнала «Собака.RU»: «Маркировки в нашем журнале присваивают выпускающий редактор по рекламе и шеф-редактор. Они и отвечают за соблюдение закона «О защите детей от информации». |
«Когда закон вступил в силу, эти люди проходили обучение, которое проводила гильдия издателей периодической печати (сокращенно ГИПП). Руководитель юридической службы ИД «АБАК-ПРЕСС» Алексей Цветков рассказывал о правовых основах в издательском деле и объяснял тонкости возрастных ограничений.
Считаю, что закон нужен — по крайней мере, взрослым, которые находятся рядом с детьми. Становится понятно, на какой возраст направлена та или иная информация. Иногда смотришь, ребенок вроде мультфильм нашел и смотрит на каком-либо телеканале, а внимательнее прислушаешься — уши «в трубочку» заворачиваются от текстов героев мультфильма. Я полностью поддерживаю введение данного закона как мама двоих детей, хотя, конечно, в нашей работе он добавил дополнительных трудностей».
Андрей Кузовков, генеральный продюсер телекомпании «Студия-41» (телеканал «41-Домашний»): «Больших сложностей в работе в связи с законом не возникло: мы провели необходимые обсуждения и совещания, но ни дополнительных средств, ни новых должностей не потребовалось. Имеющееся оборудование позволяет без проблем устанавливать возрастные метки как в прямом эфире, так и при монтаже. Маркировки на собственные программы устанавливают их руководители и юристы телеканала. Покупные программы приходят к нам уже в готовом виде». |
«Самые серьезные ограничения (16+) коснулись новостных выпусков из-за наличия сообщений о ДТП и бедствиях, конфликтных ситуациях, драматических событиях (в том числе со смертельными исходами) и криминальной хроники. Публицистические и рекламные программы собственного производства женской тематики (стиль жизни, здоровье, отношения в семье, и проч.) также попали в категорию «16+» из-за присутствия в них «взрослых» тем, детального обсуждения медицинских проблем и, порой, демонстрации обнаженных частей тела, белья или откровенной одежды. Без ограничений транслируются кулинарная программа и прогноз погоды.
Реально защитить детей закон не может. Возрастная метка – информативный маркер, сортировщик, но инструментом ограничения, естественно, не является. Инструментом являются родители – они должны следить за соблюдением закона. Но они либо не всегда рядом с детьми, либо не считают нужным тотально контролировать своих отпрысков. СМИ по определению — институт массового потребления, и ограничения здесь сродни борьбе с пьянством: резонансно и неэффективно!»
3 ЗАБАВНЫХ ПРИМЕРА:
Попытки «защитить детей» время от времени всплывали во многих странах. Так, в 1939 году в Голливуде была введена настоящая цензура: поросята могли держать друг друга за руки, но вот целоваться им уже не позволяли. Рассказывают, что в 21 веке эти мультфильмы реставрируются и вырезанные кадры возвращают
А вот авторы любимого многими крота из Чехии ничего не стеснялись. Неизвестно, правда, видели ли этот мультфильм советские дети – в СССР показывали не все серии
С вступлением в силу закона «Ну, погоди!» стал зрелищем только для взрослых: чтобы избежать наказания, приключения зайца и волка теперь можно показывать либо ночью, либо с вырезанными сценами
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.