19 февраля, 11:03, 2025 г.
Задержанные на вечере писем политзаключенных, прошедшем в Екатеринбурге 16 февраля, обнаружили в своих аккаунтах в Telegram незнакомые подключенные устройства. Об этом It’s My City рассказали несколько участников мероприятия. Правозащитники предполагают, что таким образом полицейские скачали себе все переписки и чаты в Telegram, которые были у активистов.

Фото: It's My City
Один из участников вечера, либертарианец Иван Доронин, рассказал в своем телеграм-канале, что полицейские пришли на вечер писем в 16:40 16 февраля и сразу приказали всем присутствовавшим положить телефоны на стол и встать к стенке. После этого силовики потребовали пароли у владельцев телефонов.
— Якобы, если не называешь пароль, телефон изымают на срок до двух месяцев и взламывают. Угроза убедила большинство, только я с товарищем благополучно забыли пароли. Простояли у стенки наверное час, — пишет Доронин.
Всех увезли в отдел полиции № 5, задержанных по одному выводили в другую комнату, где каждый должен был еще раз разблокировать телефон и дать показания, после чего его отпускали. Доронин согласился показать полицейским телефон из своих рук. Силовики отпустили его, но не вернули рюкзак и наушники, возвращения которых молодой человек добивается до сих пор.
— Позже у некоторых участников мероприятия появились лишние устройства в телеграм, — добавил Иван Доронин.
Одной из тех, кто обнаружил у себя в аккаунте постороннее устройство, была Екатерина (имя изменено). Во время задержания женщина по требованию полицейских сама показала им свои переписки в Telegram, после чего у нее забрали смартфон. Телефон вернули перед тем, как женщину отпустили из отделения.
— Через два часа по совету знакомой я посмотрела подключенные устройства в Telegram. Их оказалось три вместо двух. Я сразу удалила незнакомое устройство. Но наверняка все эти два часа они смотрели мои переписки и чаты, скачали, что их заинтересовало, — рассказала Екатерина It’s My City.
Как минимум десять задержанных пожаловались на похожую проблему с лишними устройствами в своих аккаунтах в Telegram, рассказал It’s My City источник, знакомый с ситуацией. По словам собеседника, к аккаунтам активистов было подключено не одно, а разные посторонние устройства. Также в отделе полиции был случай, когда силовики взломали телефон прямо при задержанном.
— Человек отказался давать пароль, его вывели. Телефон взломали на месте, в кабинете, человеку вернули его телефон последним, — добавил собеседник.
Адвокат Георгий Краснов, который в тот вечер был в отделе полиции № 5 и оказывал помощь задержанным, подтвердил It’s My City, что кто-то действительно подключился к аккаунтам участников вечера писем в Telegram. Он предположил, что силовики таким образом экспортировали чаты задержанных себе. По его мнению, задержанным не стоило отдавать пароли от телефонов полицейским, несмотря на угрозы отнять устройство.
— В тот момент оснований для изъятия телефонов не было. Никто бы не изымал и никто бы не назначал экспертизу. Это возможно лишь в рамках возбужденного уголовного дела, а обвиняемые или подозреваемые были бы калибра Ильи Пономарева. Поэтому это был блеф чистой воды, — сказал Георгий Краснов.
Адвокат уточнил, что вероятность взлома iPhone крайне мала, так как для этого потребуется отправить устройство в Москву и потратить серьезную сумму на получение доступа к памяти телефона. Взломать же смартфоны на базе Android в разы легче, считает Краснов.
16 февраля полицейские сорвали вечер писем политзаключенным, который проводили сторонники партии «Рассвет» и Либертарианской партии России (ЛПР). В тот же день полиция сорвала еще один вечер писем политзаключенным, который организовали активисты движения «Рабочая власть».
Силовики увезли в отдел 24 человека и продержали их там в течение двух-пяти часов, но в итоге всех отпустили без составления протокола. Как утверждали участники первой встречи, сотрудники центра «Э» пришли к ним, потому что кто-то сообщил об экстремистской деятельности на мероприятии. Участники второго вечера со слов силовиков рассказывали, что их задержание обусловлено годовщиной смерти Алексея Навального.