18 ноября, 13:21, 2024 г.
Доля женщин-исследовательниц в естественных и технических науках (STEM) в Свердловской области колеблется от 40 до 44%. Это больше, чем в среднем по России, отметила на пресс-конференции в ТАСС председатель Свердловского отделения Российского союза молодых ученых, общественный представитель Агентства стратегических инициатив Ольга Ергунова.

Фото: It's My City
— По Свердловской области в разных областях наблюдается перевес женщин в технических науках, или STEM, как их называют в мире. Хотя такие науки прерогатива мужчин. Если по стране [доля в STEM] — это 38% женщин, то в Свердловской области на протяжении 10 последних лет сохраняется тенденция от 40 до 44% женщин, — рассказала Ергунова.
В целом по России доля женщин во всех областях науки за 25 лет упала, уточнила на пресс-конференции директор Института экономики Уральского отделения РАН Юлия Лаврикова. Если в 1995 году доля женщин в российской науке составляла 48,4%, то в 2020 году (более новых данных она не озвучила) она сократилась на 9,6 процентных пункта, до 38,8%.
— Отток идет в сторону, конечно, сферы услуг, торговли, малого предпринимательства, то есть туда, где женщина тоже может достаточно быстро приспособиться, — рассказала Лаврикова.
В 2022 году министр высшего образования и науки Валерий Фальков заявлял, что доля женщин-исследовательниц в России составляет около 40%, или 134 тыс. человек. Лаврикова связала это с тем, что «женщины иногда благодаря своему природному терпению могут быстрее достигнуть» успеха в науке. Несмотря на это, наука плохо конкурирует с другими сферами жизни, где женщина может лучше реализоваться. Поэтому в исследованиях работают энтузиасты, которые готовы терпеть и ждать ради получения результата, считает директор Института экономики УрО РАН.
По словам Ергуновой, в России в среднем 55% женщин получают высшее образование. Но несмотря на это, в науку идут чаще мужчины. А средний возраст исследователей обоих полов в России «в каком-то плане ужасает»: среди докторов наук это 64 года, а среди кандидатов 54 года.
Нужны ли женщинам-ученым отдельные меры поддержки, Лаврикова и Ергунова разошлись во мнениях. Директор Института экономики УрО РАН считает, что отдельных мер не нужно, поскольку женщины-исследовательницы не уходят в трехлетний декрет, потому что «не могут жить без науки». Ергунова, напротив, предложила финансово стимулировать молодых женщин в науке.
Победительница конкурса «Женский облик науки» 2023 года и доцент кафедры гидравлики УрФУ Антонина Секачева, у которой уже двое детей, попросила организовать детсады для детей женщин-ученых, в которые можно отдавать детей до трех лет, а также «привилегированного положения». Что она понимает под этим, Секачева не уточнила.
Практика организовывать детские сады при вузах не нова. Такое учреждение работает для детей студентов в УрФУ. Сад был организован еще в 1936 году при Уральском политехническом институте, который сейчас входит в состав УрФУ. В него принимают детей от трех лет, садик рассчитан на 150 человек.