«Кинопоиск» выпустил первые четыре серии «Преступления и наказания» — сериала, который уже стал мемом из-за того, что его релиз несколько раз переносили. Снятый в декорациях современного Санкт-Петербурга с привычными нам курьерами, самокатами и супермаркетами, он вызвал критику зрителей, которые увидели в этом отступление от канонов классики и издевательство над произведением Достоевского. И хотя сериал уже неделю держится в топ-десять «Кинопоиска», рейтинг у него не самый высокий — 5,8.
Правда ли, что новое прочтение «Преступления и наказания» сильно уступает книге, насколько хорошо смогли популярные российские актеры вжиться в роли страдающих персонажей Достоевского и получилось ли у режиссера создать гнетущую атмосферу Петербурга, за которую мы ценим бессмертный роман, в этой рецензии рассуждает кинокритик Егор Бобыкин.

Нет никаких писаных или неписаных правил, которые бы гласили, что великие тексты необходимо экранизировать слово в слово. Если говорить про «Преступление и наказание», стоит вспомнить экранизацию Роберта Вине. Там при более-менее точно переданном сюжете книги проворачивался очень изящный маневр: мрак окружающей действительности осмыслялся не через реализм, а, наоборот, через искаженную реальность.
Выражалось это в гнетущих декорациях с изломанной геометрией, нарушающей законы физики — подкошенные фонарные столбы, неестественно покошенные крыши, трапециевидные окна. Экспрессионистская эстетика еще сильнее выявляла в уже надломленных героях Достоевского неустойчивость их внутренних миров.
А раз можно вольготно играться с эстетикой, что мешает и содержание великого текста переработать на корню? Скажем, перенести место действия из России XIX века в Россию XXI века, помножить вдесятеро извращенные пристрастия героев, добавить элементы мистики, сюрреализма и откровенного абсурда. Все это и пытается сделать «Преступление и наказание» — долгожданный проект «Кинопоиска», поставленный режиссером Владимиром Мирзоевым, выпуск которого несколько раз переносили.

В сериале раскручиваются параллельно несколько сюжетных веток. Первая — линия студента Родиона Раскольникова (Иван Янковский). Подталкиваемый удушающей нищетой, как и в книге, он решает совершить убийство старухи-процентщицы. Вторая сюжетная линия концентрируется вокруг сестры Родиона Дуни (Любовь Аксенова) которая прислуживает в доме Свидригайловых, а его глава Андрей (Владислав Абашин) испытывает к ней страсть. В сериале Дуня Раскольникова, по сути, выходит на первый план вместе с братом Родионом. Чуть позже появится и Сонечка Мармеладова (Алена Михайлова), которую необходимость зарабатывать деньги ради семьи вынудит пойти на панель.
Знакомые книжные сюжеты тут заметно модернизированы. Раскольников работает курьером, ведет видеодневник, ходит в стильном красном худи, записывает голосовые маме и ест еду прямо в супермаркете.
Дуня и Андрей Свидригайлов любят покурить кальян посреди лабиринта из живой изгороди в загородном поместье богатой семьи, а жена Свидригайлова Марфа Петровна испытывает... нездоровую страсть к Дунечке, которую создателям сериала приходится талантливо цензурировать. Самое главное сюжетное нововведение относительно оригинала — персонаж Черта, или Тени (Борис Хвошнянский), являющийся героям, чтобы разжечь пламя их гордыни и подтолкнуть на самые порочные деяния.

Но при всех своих дерзких нововведениях сериал парадоксально ощущается излишне старомодным. Смущает то, насколько стерильным, выхолощенным и одномерным ощущается пространство местного Петербурга. Роман Достоевского читался на одном дыхании благодаря таланту писателя погружать в атмосферу неоткрыточного, непарадного города. Бетонные лабиринты города на Неве были пропитаны кабацкой вонью нищих кварталов, авторское перо прописывало не пышные балы в роскошных имениях, а беспросветное бытие рабочего класса в скудных комнатах-бараках с желтыми обоями.
У Достоевского город становился полноценным героем, чья гнетущая аура наталкивала Раскольникова на тревожные и зловещие мысли о преступлении во имя всеобщего блага. В сериале Мирзоева город и интерьеры помещений сняты профессионально, техническая команда постаралась, но выглядят они буднично, «нейтрально», с определенным душком театрального гламура.
Из-за этого размывается мотивация самого Раскольникова — зачем ему нужно идти на преступление. Не чувствуется тлетворность пространства, что окружает Родиона, а потому и прожить тяготу нищеты вместе с ним зрителю не представляется возможным.
И слишком уж недостает на уровне хронометража сцен, которые бы показывали постепенное восхождение Родиона к крайней черте — к убийству старухи. Оно происходит уже в третьей серии, но эмоциональная отдача от сцены убийства нулевая.

Стерильность визуала отчасти оправдана в сценах в Томске, где находится величественный особняк Свидригайловых. Однако большая часть сцен в особняке, равно как и в петербургских трущобах, представляет собой каскад высокопарных, нарочито «книжных» диалогов, разыгрываемых актерами в современных декорациях. И вроде бы местная театрализованность должна работать на юмор, но без дополнительных изобразительно-монтажных находок подобный юмор кажется сухим и утомляет уже на второй серии.
Самая страшная проблема сериала кроется в невнятно очерченных границах между драматической и юмористической интонацией. Зритель, по идее, должен за этой театрализованностью разглядеть трагизм судеб героев: сопереживать бедной Дунечке, несчастной Сонечке и «загнавшемуся» Родиону. Но вместо усиления трагедии театрализованность и вычурный символизм сериала начинают работать в обратном направлении: вызывают, в лучшем случае, неловкость, а в худшем — неистовый хохот.

Есть ли достоинства у нового прочтения «Преступления и наказания»? Безусловно. Актеры, в частности Иван Янковский, Борис Хвошнявский и Алена Михайлова, попали в свои образы на 100%. Янковский, известный ролью Вовы Адидаса в «Слове пацана», отлично отрабатывает роль горделивого студента, а его динамика взаимоотношений с Тенью Хвошнявского — это чуть ли не единственные неиронично забавные моменты сериала. Алена Михайлова в роли Сонечки органично изображает кротость и невинность, которые закладывал в ее героиню сам Достоевский
К сожалению, из-за неверно расставленных режиссерских акцентов «Преступление и наказание» производит впечатление одномерного театра, который пытается быть комедией абсурда, делать заходы в сторону «артхаусной головоломки» — такое определение этому фильму дала актриса Юлия Снигирь, играющая в сериале супругу Свидригайлова. Но из-за безжизненного и инертного внутреннего пространства сериала, из-за того, что оно слабо взаимодействует с героями, конечный результат выходит довольно странным.
Посмотрим, куда выведет нас сериал в следующих сериях, которые выйдут 30 ноября.