Фестиваль уличного искусства «Стенограффия» почти завершил сезон 2024 года. За три месяца художники сделали десять работ, в том числе один отреставрированный арт. В этом году в фестивале участвовали и иностранцы: два художника из Объединенных Арабских Эмиратов, Китая, а также «русский немец» из Берлина. It’s My City рассказывает обо всех готовых работах уходящего сезона.
Автор: Кирилл Ведерников.
Где искать: Университетский переулок, 11.
Разместить изображение Александра Невского недалеко от собора, названного его именем, организаторы «Стенограффии» обещали еще в 2021 году. Поводом для этого стало недоразумение, произошедшее с поверхностью за Театром эстрады. На переходе между зданиями должна была появиться работа «Мокьютектура» от команды Spektr, но неожиданно для всех здесь нарисовали Александра Невского. Позже выяснилось, что работу заказала депутат гордумы Анастасия Немец.
Рисунок понравился далеко не всем жителям города и представителям творческого сообщества, поэтому «Стенограффия» предложила компромисс: «перенести» изображение Александра Невского в другом виде и в другое место, где оно было бы уместнее. В итоге для мурала выбрали дом неподалеку от Александро-Невского собора, рядом с парком Зеленая роща.
Нарисовать Невского не могли почти три года: команда «Стенограффии» ждала, пока закончится капитальный ремонт дома. Наконец в сентябре этого года, сразу после того, как с дома сняли строительные леса, художник Кирилл Ведерников приступил к работе над муралом.
Александр Невский от Кирилла Ведерникова получился в традиционном для художника иконописном стиле. Ранее в таком же стиле автор создал для фестиваля мурал с изображением Гефеста на Эльмаше. По словам художника, для него образ князя близок к хранителю духовного пространства русской культуры.
— Стилистически я не стремился к портретной схожести, потому что тут важно более символическое прочтение. Ну и сам масштаб работы требует определенного монументального подхода. Я достаточно долго шел к этому образу. Мне кажется, именно сейчас для этого замысла самое время, а главное, и место, — говорит Ведерников.
Автор: Nut (Кэ Юйчьжэнь).
Где искать: улица Попова, 31.
Безымянная работа с птицами-секретарями родилась из идеи пригласить художника из китайского города-побратима Екатеринбурга Гуанчжоу. На Урал согласился приехать художник Кэ Юйчьжэнь, работающий под псевдонимом Nut.
Nut трудился над работой две недели, у него было всего два помощника, а сам он рисовал без помощи проектора. Птицы на его мурале будто бы сделаны из фарфора. Чтобы получить такой необычный эффект блестящего фарфора, организаторам пришлось найти очень много разных оттенков серого.
Автор: Aris Oner.
Где искать: улица Мичурина, 205.
Художник Aris Oner родился в Москве, но большую часть жизни живет в Берлине. Однако, по словам сооснователя фестиваля «Стенограффия» Константина Рахманова, молодой человек скучает по родине, мечтает сюда вернуться и уже пытается оформить российское гражданство.
Aris Oner попросил организаторов «Стенограффии» выделить ему поверхность не в центре города, а на не людной улице, где-нибудь в закутке. В итоге мурал появился во дворах на Восточной — Мичурина, на здании, где располагается организация со страшным названием ЦБиМТО ОУ (Центр бухгалтерского учета образовательных учреждений).
В своей работе автор зашифровал цитату из произведения «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких:
«Среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же».
Эти слова обращаются к общечеловеческому желанию найти ответы на все вопросы бытия. Но на самом деле счастье состоит не в ответах, а в процессе их поиска, считает автор.
— Цитата отражает оптимистический взгляд на научное и техническое развитие, присущий советской культуре, где считалось, что через познание и труд можно достичь высшего счастья и смысла, что является одновременно научной и философской позицией, — говорит Aris Oner.
Автор: Вера Ширдина.
Где искать: улица 8 Марта, 78б.
Небольшая и нежная работа от нижегородской художницы Веры Ширдиной появилась на одном из бывших корпусов Екатеринбургской станции скорой помощи. У арт-объекта нет определенного сюжета.
— В моей голове нет литературного произведения или целой истории, поэтому я оставляю пространство для интерпретации зрителей. Работа о сложном процессе сотворения мира. Белая драпировка — символ иллюзорности материи современного мироздания. Роспись несет в себе образ сохранения хрупкой жизни вопреки, — рассказывает художница.
Обычно команда «Стенографии» готовит поверхность для мурала, но в этот раз волонтеры не успели это сделать, рассказывает Анна Клец. Увидев неподготовленную стену, Вера попросила не обрабатывать ее и оставить такой, какая она есть. Так работа стала более фактурной: через тонкий слой краски проступают шероховатости стены и кирпичи.
Автор: Spektr.
Где искать: улица Бажова, 139.
В этом году команда фестиваля решила перерисовать мурал на стене гимназии № 94, посвященный сказам Павлова Бажова. Портрет уральского писателя на этом месте еще 14 лет назад нарисовали художники Вася Бас и команда Custom Flawa. Лицо писателя составлялось из разных фигур — героев его сказов.
Однако рисунок довольно скоро начал разрушаться, возможно, из-за неправильно подобранного материала или по другим причинам, говорит Анна Клец. Новый мурал создала команда Spektr.
— Все спрашивали, почему Хозяйка Медной горы похожа на статую Свободы. На самом деле это отсылка к общечеловеческой культуре, потому что сама Хозяйка Медной горы — это и есть отсылка к Афродите. Афродита «родилась» на Кипре, а Кипр, «купрум» — это медь.
Я проделала целое исследование и нашла большое количество скульптур, которые похожи друг на друга. Фактически это один прообраз, и в этом изображении Хозяйки Медной горы он собран воедино, — говорит Анна Клец.
Вскоре «Стенограффия» повесит рядом с муралом QR-код, который будет вести на лендинг. Там расскажут обо всех идеях и пасхалках Хозяйки, которые заложили в работу художники.
Авторы: Вася Бас и Sneakhotep.
Где искать: Макаровский мост со стороны ЖК «Макаровский».
Екатеринбургский художник Вася Бас и его коллега из ОАЭ Sneakhotep расписали опоры Макаровского моста. В росписи сочетается арабская вязь и древнерусское письмо.
Поверхность выбрали неслучайно: команда фестиваля хотела разместить под мостом двух художников из разных культур, а мост символизировал бы связь между ними.
На самом деле Sneakhotep сделал целых две работы для «Стенограффии». Изначально команда фестиваля договаривалась с ним на роспись бочки на Ботанике. Однако позже художник решил не останавливаться на одном арт-объекте: расписал бочку, а затем попросил еще одну поверхность. Ею стали опоры моста, а к проекту подключился Вася Бас.
Автор: Сергей Акрамов.
Где искать: будка на улице Гражданской (напротив садов «Атмофеста»).
Недалеко от Макаровского моста, сразу за садами фестиваля «Атмофест», разместилась одна из последних фестивальных работ — «Летний вечер». Художник Сергей Акрамов, который в прошлые сезоны украшал здания Екатеринбурга муралами с растениями, создал композицию на трансформаторной будке, сочетая в ней городскую среду и природу.
Работать над этой поверхностью было непросто, так как работу нужно расположить сразу на четырех стенах, которые просматриваются со всех сторон, рассказывает автор. Кроме того, художнику нужно было поработать со знаками, которые должны быть на трансформаторной будке по ГОСТу: Акрамов органично вписал решетки, знаки и номера в свой арт.
Авторы: жители Екатеринбурга.
Где искать: забор между домами № 38а и 42 на улице Карла Либкнехта.
На заборе у здания Свердловской филармонии появилась большая работа для проекта «Люди рисуют», когда к созданию арт-объекта приглашают всех желающих. В этот раз к процессу присоединились глухие и слабослышащие взрослые и дети.
Эскиз разработала команда «Крепкий палец» из Омска. С помощью дактильной азбуки художники написали фразу композитора Игоря Стравинского: «Нет на свете силы более могущественной, чем любовь».
Забор ограждает место, где раньше находилась жилая сталинка. Ее снесли ради строительства нового зала филармонии, но участок до сих пор пустует.
Автор: Мохамед Ахмед Альмансури.
Где искать: проспект Ленина, 20 (подойти к работе можно со стороны улицы Хохрякова).
Работа The Warmth Room эмиратского художника Мохамеда Ахмеда Альмансури расположилась в центре Екатеринбурга на здании теплопункта. Рядом находится мурал с драконом, который для фестиваля нарисовал художник Андрей Торопов в 2021 году.
Альмансури называет свой стиль ярким минимализмом. В своих арт-объектах он использует преимущественно простые фигуры — треугольники, квадраты, круги, а также паттерны в виде примитивных орудий труда.
— Здание для арт-объекта художник выбрал неслучайно. Его заинтересовала многоуровневость фасада и динамика поверхности. С помощью знаков и цвета он задал стене теплопункта новый ритм, — рассказывают организаторы «Стенограффии».
Авторы: Taknado.
Где искать: Самоцветный бульвар, 4.
В этом сезоне «Стенограффия» также восстановила одну из первых фестивальных работ: банки сгущенки и супа Cambell’s появились в микрорайоне Ботаника целых 14 лет назад, в 2010 году. За это время арт-объект на бочках потерял былую яркость, оброс тегами и рекламными объявлениями.
Для реставрации фестиваль пригласил новосибирского художника Мишу Мака, который был участником команды Taknado, создавшей работу в 2010 году. В обновленной версии на банке сгущенки и томатного супа появился орнамент в стиле урбан-фолк, в котором рисует Миша Мак.