В российских кинотеатрах уже пару недель показывают фильм «Чужой: Ромул» — дополнение к знаменитой франшизе Ридли Скотта. Действие в фильме уругвайского режиссера Федерико Альвареса развивается хронологически между первой и второй частью «Чужого», поэтому мы не увидим здесь главную героиню Рипли в исполнении Сигурни Уивер. Но зато найдем много визуальных и смысловых отсылок к оригинальным фильмам.
Можно ли поставить новый фильм франшизы на один уровень с исходным фильмом 1979 года, чем он способен удивить зрителя и стоит ли вообще смотреть этот «интерквел», в авторской рецензии рассказывает кинокритик Егор Бобыкин.
Франшизу «Чужой» на протяжении всей ее истории трясло знатно. Постоянно меняя курс, корабль с пассажиром-ксеноморфом на борту совершал творческие виражи, способные и захватить дух, и вызвать тошноту. От гнетущего хоррора отца франшизы Ридли Скотта и мощного герметичного боевика Джеймса Кэмерона до... вполне симпатичной гротескной сказки Жана-Пьера Жене — речь о «Чужом: Воскрешении».
И как же не вспомнить «Прометей» c «Заветом» — противоречивые, не оставившие никого равнодушным философские зарисовки от самого Ридли Скотта. Многие зрители вменяли Скотту, что, повышая количество символизма на квадратный метр пленки, он одновременно повысил уровень тупости героев и снизил планку саспенса. Оба фильма достойны внимания как образцы вдумчивого сай-фая, который раскрывает тему отношений человека и Бога с жгучей мизантропией.
Действие же нового фильма «Чужой: Ромул» Федерико Альвареса разворачивается в 2142 году — между первым и вторым фильмом франшизы. Победив ксеноморфа, единственная выжившая с грузового корабля «Ностромо» Эллен Рипли засыпает в криокапсуле в 2122 году. Капсулу с Рипли найдут только через 57 лет, когда начнутся события второго фильма, снятого Кэмероном.
Потому в «Ромуле» не нашлось места для Рипли. Вместо героини Сигурни Уивер такая же боевая девушка-подросток Рэйн Каррадайн (Кейли Спейни), которая тоже оказывается в беде по вине корпорации «Вейланд-Ютани».
Корпорация производит оружие и колонизирует другие планеты. Одна из таких корпоративных шахтерских колоний — Звезда Джексона. Здесь никогда не всходит солнце, а люди живут очень мало из-за тяжелых условий труда в шахтах. Именно на этой планете оказывается в трудовом рабстве главная героиня Рэйн, сирота в свои двадцать с небольшим.
По сюжету бюрократы из корпорации варварски продлевают ее срок работы еще на 20 лет. В то же время Рэйн и ее андроид-помощник Энди мечтают добраться до неподконтрольной корпорации планеты-колонии Ивага-3. В итоге друзья Рэйн подталкивают ее к этому решению — в это время над планетой пролетает заброшенный космический корабль, где должны быть необходимые для путешествия криокамеры.
Корабль оказывается заброшенной исследовательской станцией «Вейланд-Ютани», в которой есть криокапсулы, позволяющие безболезненно долететь до Иваги-3. Но чтобы добраться до капсул, нужен кто-то, обладающий доступом к базе данных корпорации, им оказывается андроид Энди.
Станция называется «Ренессанс», а «Ромул» — название одного из ее отсеков. Здесь же спрятана отсылка на легенду о сотворении Рима — Ромулом звали одного из двух братьев, вскормленных волчицей. Если вы с напряжением вспомнили о «Прометее» и «Завете», которые были полны мифологии между строк, можно расслабиться.
Фильм Федерико Альвареса — чистое жанровое кино, без заскоков на территорию философии.
Когда герои прибывают на станцию, Альварес демонстрирует навыки опытного режиссера фильмов ужасов. Он умело создает эпизоды саспенса в невесомости, а еще включает в сюжет элементы бодди-хоррора. Например, кислотная кровь ксеноморфов в фильме не просто декоративный элемент, но и реальная опасность для экипажа: она способна прожигать металлическую обшивку корабля и превращать человеческое тело в кровавую кашу.
Главной звездой фильма оказывается не Рэйн, не наивные подростки, не ксеноморфы, а тот самый андроид Энди. История с тем, что самым интригующим персонажем становится андроид, повторяется во франшизе третий раз. Если Эш из фильма 1979 года был засланным казачком-ассасином, сколь хладнокровным, столь же неприметным, Дэвид из «Завета» — маньяком-творцом с комплексом Бога, то Энди — это синтетический «пустой сосуд», способный за счет сторонних манипуляций изменять свой modus operandi.
Актер Дэвид Джонсон убедительно передал сдержанность своего персонажа: в одни моменты она диктуется робостью, а в другие — трезвой хладнокровной расчетливостью.
Не менее расчетливой в фильме ощущается расстановка отсылок «для знающих людей». Если компьютеры, то с допотопной операционной системой и грузным звуковым оформлением, прямо как у самого Ридли Скотта. Узоры на белоснежных стенах комнаты главной героини точь-в-точь как в «Ностромо», на месте и игрушечная кукушка, «клюющая» воду. Фильм Альвареса полон фан-сервисных решений, в том числе и весьма сомнительных (осторожно, спойлер).
Можно ли «Чужой: Ромул» поставить вровень с оригиналом? Точно нет. Фильм 1979 года ошарашивал своей медитативной хладнокровностью и ощущением первобытного страха перед непостижимым порождением черноты космоса. А после просмотра фильма Альвареса не покидает чувство, что приобрел билет на диснейлендовский аттракцион, плотно завязанный на цитатах, реконструкции знакомой иконографии, бесконечных скримерах и бешеном ритме развязного слэшера.
Есть знакомые образы, есть отполированное техническое исполнение, но нет чувства давящей безысходности в месте, где никто не услышит твой крик.
Но даже невзирая на некоторую вторичность, «Чужой: Ромул» — это очень уверенно срежиссированное, бодрое кино, впечатляющее как мощно визуализированными шоковыми эпизодами, так и местами интересными сценарными решениями. Как часть франшизы «Ромул» ощущается на порядок органичнее, чем «Чужой: Воскрешение» Жана-Пьера Жене.