Критиковала сводки с фронта. История преподавателя Веры Лернер, расстрелянной в Свердловске в начале войны
Близится 30 октября. В России это скорбная дата — День памяти жертв политических репрессий. В этот день в 1974 году узники мордовских и пермских лагерей начали голодовку в знак протеста против политических преследований в СССР. А с 1991 года в этот день вспоминают истории невинных людей, ставших жертвами преступлений кровавого террора.
Специально к этой дате автор телеграм-канала «Репрессии в Свердловске» Олег Новоселов подготовил цикл историй для It’s My City о судьбах свердловчан, подвергшихся гонениям. Первая история о 42-летней Вере Измировой-Лернер, которая критиковала сводки Совинформбюро в первые месяцы Великой Отечественной войны и поплатилась за это свободой и жизнью.
Нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года поставило руководство СССР в новые условия управления страной. К середине октября замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда, пали Петрозаводск, Минск, Витебск, Киев, Харьков, Одесса, Мелитополь, Мариуполь, немецкие войска приближались к Москве. Быстрое продвижение германской армии вынудило руководство страны приступить к эвакуации органов управлений, учреждений, промышленных предприятий и гражданского населения.
Уже через два дня после начала войны власти создали новое информационное ведомство — Совинформбюро. Его основной задачей стало составление официальных сводок о положении на фронтах для радио и газет. Перед публикацией сводки для редактуры приносили лично Сталину. Даже в самые тяжелые первые месяцы отступления ежедневные сводки Совинформбюро зачастую заканчивались оптимистичной фразой: «Атаки немцев были отбиты с большими потерями для врага».
В военных условиях репрессивная политика приобрела новый характер. В постановлениях на арест в качестве причины возбуждения следственного дела по 58 статье стали указывать критические обсуждения официальных сводок с фронта. Формулировки были разные, но суть одна: «С антисоветских позиций подвергает критике сообщения Совинформбюро», «Антисоветская пропаганда пораженческого характера», «Распространяет ложные слухи», «Дискредитация первых лиц партии и руководства страны».
В конце октября 1941 года в адрес Советского информбюро поступило анонимное письмо из Свердловска:
«Т. Щербаков! Пора прекратить издевательство над общественным мнением. Нельзя считать 190 милл. народа круглыми идиотами. Прекратите ложные информации. Больше вы уже никого не обманете. Бездарное и преступное правительство во главе с дорогим папашей должно уйти, — иначе народ расправится с ним сам и расплатится жестоко. Пора прекратить кровавую бойню из-за шайки негодяев, стоящих у власти, гибнут миллионы русских людей. Война уже проиграна, для всех это уже ясно. Мы с вами расправимся еще до прихода немцев» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).
Анонимное письмо в адрес Щербакова А.С.
Александр Сергеевич Щербаков, к которому обращается автор письма, возглавлял Совинформбюро летом и осенью 1941 года. Второе анонимное письмо того же авторства поступило в адрес Свердловского исполкома, который в то время располагался на площади 1905 года в нынешнем здании администрации Екатеринбурга:
«Товарищ! Вы, наверное, коммунист и считаете себя честным. Итак неужели Вам не ясно, что политика Сов. власти окончательно провалилась и что Вашему царству пришел конец. Народ умнее, чем Вы думаете. Война проиграна позорно и все это благодаря шайке мерзавцев, сидящих на русском троне. Вы ведете войну, не жалея людей, только потому что не хотите уступить власти более достойной, но мы заставим вас уйти и расправимся с Вами так, как вы себе даже не представляете. Рассчитаемся с Вами за все, что пришлось вытерпеть за 23 года Вашего господства. Берегитесь!» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).
Анонимное письмо в адрес председателя Свердловского исполкома
Дерзкие письма с угрозами в адрес советских руководителей стали вызовом для чекистов. Судя по всему, свердловские сотрудники достаточно быстро определили почтовое отделение, через которое отправляли эти анонимные письма, а затем, сравнивая с другими письмами, вычислили и автора. Ею оказалась 42-летняя Вера Измирова-Лернер, прибывшая в Свердловск из Ленинграда.
Чем был вызван такой отчаянный и самоубийственный поступок?
Вера Максимовна Измирова-Лернер происходила из дворянской семьи. Ее отец — инженер Максим Михайлович Лернер. По служебной необходимости семья часто меняла место жительства. Младшие дети в семье родились в Симбирске (ныне Ульяновск), а старшие в Тбилиси. К началу 1910-х годов Максим Лернер дослужился до статского советника. В результате ему пожаловали личное дворянство.
Семья приобрела недвижимость в центре Москвы в Кривоколенном переулке по соседству с домом Микини. В эти же годы в этом доме проживал философ Бердяев (сейчас на стенах этого дома висят три таблички «Последнего адреса» в память о его жителях).
К этому времени в семье Максима и Анны Лернер было шесть детей: пять дочерей и сын.
Отец семейства инженер Максим Лернер умер в 1917 году. Дочери взрослели и выходили замуж. Сын Константин с началом гражданской войны в 17 лет пробрался на Кубань, где присоединился к армии Деникина. После поражения Белой армии он эвакуировался в Болгарию, а позже переехал во Францию. В Париже он устроился, как многие русские военные, шофером такси, после работал в банке.
Героиня нашего рассказа Вера Максимовна Лернер в начале 1920-х годов вышла замуж за бывшего царского офицера Александра Измирова. Они переехали в Ленинград, где в 1925 году у них родился сын Николай. Их совместная счастливая жизнь была недолгой и в 1928 году супруги развелись. Вера Максимовна работала в разных советских организациях экономисткой и машинисткой.
В 1934 году жизнь женщины изменилась. Владея английским, французским и немецким языками, Вера Максимовна поступила в Ленинградский педагогический институт, чтобы стать преподавателем иностранных языков.
В этом же году Вера Максимовна снова вышла замуж. Второй муж, 47-летний инженер Виктор Сокулинский, был старше ее на 12 лет. Эти годы стали последним счастливым периодом для большой семьи Лернер.
В 1937 году умерла мать Веры Анна Лернер. В декабре этого же года в Москве арестовали мужа ее младшей сестры Любови Гамаяна Николаевича Карамяна за участие в антисоветской террористической диверсионно-вредительской организации правых, а 28 ноября 1937 его расстреляли. Любовь, как жену изменника родины, арестовали и осудили на 8 лет. Она отбывала срок в казахстанском лагере «АЛЖИР» (разговорное название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области) и освободилась в 1945 году.
В феврале 1938 года в Ленинграде арестовали первого мужа Веры Лернер Александра Измирова, а спустя девять месяцев, под занавес Большого террора, его расстреляли. Тем временем летом 1938 года Вера Лернер закончила пединститут и получила специальность преподавателя иностранных языков.
В июле 1941 года Виктора Сокулинского, как важного сотрудника Гипромеза (Государственный институт по проектированию металлургических заводов), эвакуировали в числе первых из Ленинграда. Вместе с ним поехала его жена Вера Лернер с сыном от первого брака 16-летним Николаем. Так герои нашего рассказа оказались в Свердловске.
Образцом для определения почерка автора анонимных писем в адрес руководства Совинформбюро стало письмо Веры Лернер в блокадный Ленинград своим друзьям:
«Дорогие Ирочка и Николай Ал. Мы с В.П. (муж Виктор Павлович Сокулинский — прим. ред.) очень беспокоимся не получая от Вас никаких известий уже с 7/Х (7 октября — прим. ред). На мои две открытки я также еще не получала ответа. Не знаю даже, получили ли Вы их. Ирочкино письмо от 27/IX (27 сентября — прим. ред.) пришло не полностью. Что мы не могли из него понять: что делается дома? Как ваше здоровье, настроение? Хочется поделиться, что все у нас благополучно и мы здоровы, но сильно похудели, даже В.П. У меня это, наверное, от тоски по Ленинграду, который я вижу во сне и наяву. Дорого бы я дала, чтобы быть дома. Напишите, дорогая Ирочка, работаете ли Вы на фабрике или по-прежнему на окопах. Кто живет теперь у нас?» (орфография и пунктуация автора сохранены —прим. ред.)
Письмо в Ленинград
Можно предположить, что пережитый до этого Большой террор, неожиданное начало войны, отсутствие новостей от близких, вынужденная смена жительства, неудачи на фронте привели Веру Лернер к такому необдуманному поступку. Эвакуированные из западных регионов страны попадали в новую среду. В условиях, когда население города увеличивалось почти в два раза за счет эвакуированных, жилищное пространство становилось общим. Личного пространства не оставалось. Любая неосторожность в высказываниях могла быть услышана малознакомыми людьми.
Кроме того, после Большого террора 1937–1938 годов советское общество осознало, что высказываться открыто больше невозможно. Распространение анонимных писем и антисоветских листовок стало самым массовым видом сознательной антисоветской пропаганды. Большие силы НКВД были направлены на поиск и установление авторов в максимально короткие сроки.
Веру Лернер арестовали 25 ноября 1941 года. Сразу после этого в Свердловск приехали московские сотрудники НКВД. Женщине предъявили результаты экспертизы почерковедения, после чего Вера признала авторство анонимных писем.
Чекисты пытались раздуть дело до террористической организации, трактуя угрозы в письмах, как намерение совершить террористический акт. Вера Лернер стояла на своем и не дала показаний на других людей. Она настаивала на том, что причиной для написания таких писем стало подавленное состояние от поражений Красной армии и большой опасности для Москвы и Ленинграда — города, в котором находились ее родственники и друзья.
До лета 1942 года 16-летнему сыну Веры Николаю Лернер удавалось отправлять передачи своей матери. В июне 1942 года Николаю сообщили, что его мать приговорили к десяти годам лагерей. Судя по всему, в этот момент ее и перевели во внутреннюю тюрьму НКВД для расстрела.
20 июня 1942 года Веру приговорили к расстрелу и довели дело до конца 17 июля 1942 года.
Арест жены не повлиял на карьеру ее мужа Виктора Сокулинского. Он продолжил работу, а в 1945 году его наградили орденом «Знак почета». Сын Веры не сдавался и пытался найти, в каком лагере находится его мать. Неоднократно обращался в Москву на Лубянку, каждый раз получая ответ о том, что его мать осуждена на 10 лет без права переписки.
После того, как истек 10-летний срок, в 1951 году Николай Лернер возобновил поиски, но опять безрезультатно. Следующие попытки он предпринял после смерти Сталина. В 1956 году он наконец-то получил официальный ответ о том, что его мать якобы умерла от воспаления легких в 1945 году. Это был намеренный обман — стандартный ответ архивного отдела КГБ, дававшийся по приказу главка всем родственникам расстрелянных. Веру Максимовну Лернер реабилитировали только 30 марта 1989 года.
Материалы подготовлены на основе следственного дела, хранящегося в ГААОСО. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 37039.
1. Редакция ItsMyCity.ru (далее IMC) предлагает вам осуществить пожертвование в любой удобной вам форме на следующих условиях.
2. Настоящее предложение является предложением коллектива IMC заключить с любым, кто отзовется на данное предложение (далее — Жертвователь), договор пожертвования, на условиях, предусмотренных ниже.
3. Предложение вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на сайте IMC в интернете по адресу itsmycity.ru/donate (далее - Сайт).
4. Предложение действует бессрочно. IMC вправе отменить предложение в любое время без объяснения причин. В предложение могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте. Недействительность одного или нескольких условий предложения не влечет недействительности всех остальных условий предложения.
5. Соглашаясь с предложением, Жертвователь дает свое согласие на получение транзакционных писем от IMC, подтверждающих совершение платежа.
6. Жертвователь безвозмездно передает в собственность IMC денежные средства в размере, определяемом Жертвователем, на цели, указанные в п. 7 данного предложения.
7. Назначение пожертвования: средства считаются поступившими на ведение уставной деятельности и содержание IMC.
8. Датой осуществления пожертвования является дата поступления денежных средств от Жертвователя на счет IMC.
9. IMC вправе в любое время до передачи ей пожертвования и в течение 15 дней после передачи пожертвования от него отказаться. В случае отказа от пожертвования после передачи пожертвования IMC возвращает пожертвование в течение 15 дней после принятия решения об отказе. В случае невозможности передать пожертвование Жертвователю пожертвование остается в распоряжении IMC.
10. Жертвователь вправе отказаться от своего пожертвования в течение 15 дней со дня совершения транзакции. О своем желании Жертвователь извещает IMC по электронной почте, по адресу editor@itsmycity.ru.
11. IMC обязуется вернуть денежные средства в течение 15 дней с момента заявления Жертвователя.
12. Совершая действия, предусмотренные данным предложением, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящего предложения, целями деятельности IMC, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящего предложения.
13. В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» Жертвователь настоящим дает свое согласие на обработку своих персональных данных любыми не запрещенными законом способами для целей исполнения настоящего предложения.
Процессинговый центр CloudPayments защищает и обрабатывает данные Вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.2. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. CloudPayments не передает данные Вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure.
В случае, если у Вас есть вопросы по совершенному платежу, Вы можете обратиться в службу поддержки клиентов платежного сервиса по электронной почте support@cloudpayments.ru.
Предоставляемая Вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные Вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.
Мы рекомендуем вам проверить, что ваш браузер достаточно безопасен для проведения платежей онлайн, на специальной странице.
Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует ООО «КлаудПэйментс». Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используются специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.
Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» — федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.
Интернет проект www.itsmycity.ru (далее – URL, «мы») серьезно относится к вопросу конфиденциальности информации своих клиентов и посетителей сайта www.itsmycity.ru (далее – «вы», «посетители сайта»). Персонифицированной мы называем информацию, содержащую персональные данные (например: ФИО, логин или название компании) посетителя сайта, а также информацию о действиях, совершаемых вами на сайте www.itsmycity.ru. (например: заказ посетителя сайта с его контактной информацией). Анонимными мы называем данные, которые невозможно однозначно идентифицировать с конкретным посетителем сайта (например: статистика посещаемости сайта).
Мы используем персонифицированную информацию конкретного посетителя сайта исключительно для обеспечения ему качественного оказания услуг и их учета. Мы не раскрываем персонифицированных данных одних посетителей сайта www.itsmycity.ru другим посетителям сайта. Мы никогда не публикуем персонифицированную информацию в открытом доступе и не передаем ее третьим лицам. Исключением являются лишь ситуации, когда предоставление такой информации уполномоченным государственным органам предписано действующим законодательством Российской Федерации. Мы публикуем и распространяем только отчеты, построенные на основании собранных анонимных данных. При этом отчеты не содержат информацию, по которой было бы возможным идентифицировать персонифицированные данные пользователей услуг. Мы также используем анонимные данные для внутреннего анализа, целью которого является развитие продуктов и услуг www.itsmycity.ru
Сайт www.itsmycity.ru может содержать ссылки на другие сайты, не имеющие отношения к нашей компании и принадлежащие третьим лицам. Мы не несем ответственности за точность, полноту и достоверность сведений, размещенных на сайтах третьих лиц, и не берем на себя никаких обязательств по сохранению конфиденциальности информации, оставленной вами на таких сайтах.
Мы делаем все возможное для соблюдения настоящей политики конфиденциальности, однако, мы не можем гарантировать сохранность информации в случае воздействия факторов находящихся вне нашего влияния, результатом действия которых станет раскрытие информации. Сайт www.itsmycity.ru и вся размещенная на нем информация представлены по принципу "как есть” без каких-либо гарантий. Мы не несем ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, причиненные вследствие ограничения доступа к сайту www.itsmycity.ru или вследствие посещения сайта и использования размещенной на нем информации.
По вопросам, касающимся настоящей политики, просьба обращаться по адресу donate@itsmycity.ru
Юридическое лицо
ИП Колезев Дмитрий Евгеньевич
ИНН 667116912412
ОГРН 317665800061970
Адрес: 620025, г. Екатеринбур, ул. Мамина-Сибиряка, 126, оф. 299
Сделанный платеж можно отменить в течение 15 дней после его совершения. Для этого напишите на почту donate@itsmycity.ru, указав email, оставленный при регистрации платежа, а также указав номер платежа, который будет указан в письме, полученном после осуществления платежа.
Если вы хотите отменить регулярную подписку на платежи, напишите на donate@itsmycity.ru, также указав ваш email и номер платежа.