Как пройдут выборы в гордуму Екатеринбурга, если власти поменяют правила игры? Колонка действующего депутата
В Екатеринбурге начинается подготовка в выборам в городскую думу, которые пройдут осенью 2023 года. Власти Свердловской области готовятся поменять схему избрания депутатов. Если сейчас в думе работают 36 депутатов, из которых половина избирается по одномандатным округам, а другая половина по партийным спискам, то в будущем число депутатов может сократиться до 35. Из них 25 будут одномандатниками, а «списочниками» только 10.
Последнее изменение осложняет предвыборную кампанию для оппозиционных партий и сокращает их возможности для проведения своих депутатов. Сокращение числа депутатов, избираемых по спискам, а также желание властей и бизнес-групп сохранить контроль над гордумой обещают, что кампания будет жесткой и интересной.
Как изменение схемы выборов отразится на составе будущей думы? Почему она может помочь «Единой России» получить в думе большинство? И сможет ли оппозиция эффективно противостоять единороссам. На эти и другие вопросы в авторской колонке для It’s My City отвечает действующий депутат гордумы от партии «Яблоко» Константин Киселев.
От редакции: законопроект об изменении схемы выборов депутатов гордумы внесла в Заксобрание группа «Екатеринбург», возглавляемая депутатом Виктором Маслаковым. Инициативу предлагают рассмотреть на заседании 22 февраля, однако, по предварительным данным, рассмотрение могут отложить из-за послания Владимира Путина Федеральному собранию.
— Выборы в массовом сознании все торопливее уходят в небытие, на периферию. Тихо, почти незаметно прошли выборы губернатора Свердловской области и депутатов Законодательного собрания. Выборами перестают интересоваться даже те, кто ранее политикой увлекался и в ней участвовал. Это печальный, но факт.
Почему так? Три основные причины. Первая — задушена любая альтернативная политика. Подчеркиваю, даже не оппозиционная, а любая альтернативная, которая просто рядом, вне самого мейнстримного мейнстрима. Нельзя же считать отдельные высказывания отдельных депутатов Госдумы или областного Законодательного собрания чем-то альтернативным/оппозиционным действующей власти. Вторая — в повестке совсем не выборы, а Украина и выживание (цены, работа, ЖКХ, страх высказываться по любому поводу и т. п.). Третья — закономерная уверенность в том, что все решено на уровне административного ресурса и финансов. А тогда зачем отвлекаться?
При этом в Екатеринбурге в 2023 году знаковые выборы с задорной интригой обещают быть.
Не исключено, что они смогут перебить тренд, обозначенный выше. Это выборы в Екатеринбургскую городскую думу. Откуда такое предположение? Пара примеров того, что нынешний созыв думы умудрился сделать такого, что волны докатились и до Москвы, и до окраин.
2019 год. Дума становится площадкой, на которой идет жесткая дискуссия о Сквере-на-Драме. Именно дума, а не иные акторы, впрягается по полной программе. Затем жесткое противостояние с тогдашним мэром Александром Высокинским, в результате которого градоначальника увольняют через отправку в Совет Федерации. В 2022 году именно дума стала тем органом, который по факту заблокировал постройку банного комплекса на Шарташе.
Можно множить, но все понимают, что городская дума, будь на это ее воля, способна на многое. Именно поэтому у думы в последний год последовательно отбирают полномочия: изменения в Правила землепользования и застройки (ими теперь занимается спецкомиссия из городской администрации — прим. ред.), утверждение генплана (поручили правительству области — прим. ред.) и др. Но дума все еще сильна. Отсюда интерес к этим выборам. Отсюда их значимость.
Готовиться к сентябрьским выборам начали загодя. Первым существенным действием властей стала инициатива по изменению схемы выборов в Екатеринбургскую городскую думу. Дума состояла и пока еще состоит из 36 депутатов, из которых 18 человек избираются по одномандатным округам примерной численностью 60 тысяч избирателей каждый, а другие 18 по партийным спискам. Если партия набрала более 5% голосов, то ее представитель становится депутатом. Чем больше набранный процент, тем больше депутатов от этой партии. Сейчас схему хотят переделать.
Во-первых, сократить численность депутатов до 35 человек, то есть на одного человека. Зачем это делать? Сократить число голосов, необходимых для принятия решений, с 19 человек до 18? Особого смысла нет. Тем более, что квалифицированное большинство в 24 голоса, которое необходимо для изменения Устава города, все равно останется неизменным.
Во-вторых, увеличить число депутатов, избираемых по одномандатным округам, с 18 человек до 25.
— Во-первых, увеличится количество округов и уменьшится численность избирателей в них с примерно 60 тысяч до примерно 40–45 тысяч.
Приблизит это депутата к избирателям? Нет конечно. Кто хотел работать в своем округе, тот работал. Кто не хотел, ничего не делал. Более того, кто хотел работать во всем городе, не деля его на округа, тот работал во всем городе. Условно говоря, можно и нужно защищать памятники истории и архитектуры, парки и скверы не только в условном своем округе, который в центре, но и на Химмаше, и на ВИЗе, и везде.
Появятся новые фигуры. Вот это точно. Мы узнаем какие-то имена, о которых и не подозревали. Это нормально. Были бы люди хорошие. С принципами. С программами.
Уменьшится ли стоимость избирательной кампании для спонсоров и кандидатов? Нет. Стоимость кампании в связи с уменьшением численности округа на 20–25% ведет к уменьшению стоимости только на 5–7%. Не более. Стоимость всей кампании складывается не из стоимости совокупного тиража листовок. Их доля в стоимости кампании минимальна. Но вот, например, цена прокрутки роликов на ТВ останется прежней или даже увеличится из-за роста конкуренции. Аналогично по другим направлениям трат. Таким образом, можно уверенно утверждать, что совокупная стоимость избирательной кампании всех кандидатов вырастет процентов на 30–40. Банально округов и кандидатов больше.
— Проще ли «Единой России» побеждать по одномандатным округам, чем по партийным спискам? В Нижнем Тагиле, где ввели систему выборов полностью по одномандатным округам, так получилось. Здесь весь город контролируется парой промышленных групп и администрацией. Тагил — город без конкуренции, без демократических традиций. От слова совсем. Екатеринбург иной.
Конкуренция будет жесткой хотя бы потому, что интересантов в представительстве своих агентов влияния в думе пока все еще много. От экологов до застройщиков, от коммунальщиков до рестораторов, от авторитетных организаций до общественников.
Причем, и это очень важно, по одномандатным округам будет конкуренция не партийных брендов, а личностей, денег и административного ресурса. И далеко не всегда административный ресурс будет сильнее суммы «человек+деньги». Проигрыш команды Владимира Тунгусова на предыдущих выборах в 2018 году это наглядно доказал.
От редакции: 2018 году на выборах в Екатеринбургскую городскую думу бывший вице-губернатор Свердловской области Владимир Тунгусов составил свой список кандидатов, которых продвигал в думу и за которых предлагал голосовать. Ему противостояла команда кандидатов, одобренная губернатором Евгением Куйвашевым. В итоге большинство мест взяли кандидаты, одобренные губернатором.
Кроме того, нужно понимать, что «Единая Россия» монолитом не является. В ней самой множество течений, интриг, группировок. Как и в любой иной партии. Но схему меняют именно под «Единую Россию», руководствуясь в качестве образца Нижним Тагилом. Это впечатляет.
Почему в одномандатных округах чаще побеждают единороссы? Ответ очевиден. У них суммируются административный ресурс и финансы. Кроме того, у них есть гарантия, что их не снимут с выборов. А вот любого иного кандидата от любой иной партии (и даже целый партийный список!) могут административно снять. Такая у нас жизнь.
— Пострадают партии. Ранее они могли по своим спискам проводить от одного до 4–5 кандидатов. Например, ЛДПР, «Партия пенсионеров», «Гражданская платформа» и «Яблоко» попадали в думу только по спискам. Приличную фракцию формировала КПРФ. Тоже в основном по спискам. Кроме того, некоторые партии отдавали проходные места в своих списках партийным спонсорам. Цена места могла достигать 10–15 млн рублей. Иногда до 25. Теперь таких возможностей будет меньше ровно в два раза. Ведь, помимо спонсоров, партиям в думе нужны те, кто будет отстаивать партийные интересы. Если ранее можно было отдать под спонсоров два проходных места, то теперь и одного может не получиться.
Чтобы возместить потери, партии явно будут на каких-либо финансовых условиях уступать спонсорам одномандатные округа. Сегодня можно выдвинуться кандидатом в одномандатном округе либо от партий, которые имеют такое право (их шесть. Пять парламентских и «Яблоко», которое имеет фракцию в гордуме), либо собирая подписи избирателей. По подписям любого кандидата могут не пропустить, по беспределу забраковав любые реальные и идеальные подписи. А вот задвинуть кандидата, выдвинутого партией, много сложнее.
Простой вариант. Есть бизнесмен с подмоченной репутацией, но с деньгами, желающий в думу. Ранее партии остерегались выдвигать таких за любые деньги. Сейчас нужно вести кампанию, а средств нет. Выдвинут они такого? Вероятность резко вырастет.
И окажутся в одном округе единоросс с административным ресурсом и представитель бизнеса с кучей денег, технологиями и абсолютной нацеленностью на победу. Кто победит? А вот не знаю.
Нужно понимать, что количество мест, полученных по спискам самой «Единой Россией» тоже сократится. Можно предположить, что те места, которые «Единая Россия» получала по спискам, просто перетекут в одномандатные округа.
— Конкуренция по одномандатным округам усилится. И одновременно вырастет напряжение в борьбе за места «списочников» от партий. С одной стороны, хорошо, с другой — избирателям или хуже, или ни холодно, ни жарко.
Одномандатники, рассчитывающие на победу, едва ли будут работать на партийные бренды. Их личный бренд, как правило, сильнее бренда партии. И должен быть таковым. Условно говоря, для победы в одномандатном округе нужно будет иметь 30% голосов. А какие партии у нас имеют такой рейтинг? Их нет. Поэтому кандидаты в округах будут работать на себя, партии будут пытаться заставить/обязать их поднимать рейтинг партии, размещать партийные логотипы на агитационной продукции, кандидаты будут отказываться... Это вечная тема. Круговорот эффективностей.
В итоге будет куча интриг в одномандатных кампаниях и большая битва партийных брендов. Тоже ничего особенного. Все по стандартной схеме.
Теперь о главном. Мы понимаем, что политики в гордуме практически нет. Дай бог, пара процентов. Есть хозяйственные, шире, городские дела. В думе партийными флагами не машут. Не те вопросы. В думе представлены интересы самых разных финансовых, экономических, экономико-политических акторов. Мы понимаем, что, например, интересы губернатора и мэра объективно не всегда совпадают. Мэру нужно больше денег из области, а у губернатора таких муниципалитетов десятки. И Екатеринбург далеко не самый проблемный город.
Интересы «Водоканала» и коммунальных служб, убирающих снег, тоже различаются. Много снега, много тает — меньше закупать воды в соседних регионах для города, меньше денег тратится, но коммунальщикам больше убирать, больше вывозить, больше тратить бензина, машинного ресурса.
Интересы различных УК, строителей, рестораторов, промышленников... Везде противоречия. Опять простой пример. Помните, как в прошлые периоды у мэрии были строители-любимчики? Одни получали землю, разрешения. Зеленый свет. Другие перебивались остатками с барского стола. Это уже внутриотраслевые противоречия. Аналогично с торговлей и всем остальным.
Отсюда вопрос: кто будет составлять, согласовывать (!) и утверждать (!) списки выдвигаемых партиями кандидатов? И по одномандатным округам, и по пропорциональной системе. Если партии сами — одна ситуация. Если согласовывает мэр — другая. Если губернатор — третья. Если крупный бизнес — четвертая. Если будут искать баланс — пятая. Но тогда какой баланс? Да, в идеальной демократии партии сами решают, но у нас, с нашей вертикалью, отсутствием альтернатив, административным ресурсом, все иначе. Списки будут у большинства партий именно согласовываться.
Явка — принципиальный фактор. Выше явка — меньше получает «Единая Россия». Это закономерность, которая подтверждается из выборов в выборы.
Почему? Меньше явка — выше роль административного ресурса. Например, в округе 40 тысяч избирателей. Административный ресурс может привлечь 4 тысячи человек. Выше головы не прыгнешь. Дополнительно и самостоятельно кандидат приведет еще 1 тысячу человек. Итого 5 тысяч за кандидата от власти.
Предположим, что явка 25%, то есть придет всего 10 тысяч. Все, кандидат от власти победил. У него 5 тысяч, остальные пришедшие голосовать распределились между другими кандидатами. Теперь представим, что придет 75% избирателей. Это 30 тысяч. Из них 5 тысяч за кандидата от власти, но остается еще 25 тысяч!!! И даже если избиратели будут голосовать за разных кандидатов, а их в округе несколько, шансы любого повышаются. Опять-таки закономерность: чем выше явка и чем меньше альтернативных кандидатов, тем шансы на выигрыш у оппозиции выше.
В апреле 2022 года депутаты Заксобрания Свердловской области проголосовали за введение электронного голосования на выборах всех уровней в регионе. Позже сообщалось, что выборы в Екатеринбургскую гордуму также могут пройти с использованием ДЭГ.
Последнее. Очень много людей настаивает на том, чтобы я продолжил работу и в новом составе думы. Пока на себе рубаху рвать не буду. Думаем, считаем, наблюдаем, анализируем. Прекрасно понимаю и знаю, что и один в поле воин. Но тут нужно быть снайпером. А лучше всего приходить в думу командой.
Публикации рубрики «Мнения» отражают личную точку зрения их авторов
1. Редакция ItsMyCity.ru (далее IMC) предлагает вам осуществить пожертвование в любой удобной вам форме на следующих условиях.
2. Настоящее предложение является предложением коллектива IMC заключить с любым, кто отзовется на данное предложение (далее — Жертвователь), договор пожертвования, на условиях, предусмотренных ниже.
3. Предложение вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на сайте IMC в интернете по адресу itsmycity.ru/donate (далее - Сайт).
4. Предложение действует бессрочно. IMC вправе отменить предложение в любое время без объяснения причин. В предложение могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте. Недействительность одного или нескольких условий предложения не влечет недействительности всех остальных условий предложения.
5. Соглашаясь с предложением, Жертвователь дает свое согласие на получение транзакционных писем от IMC, подтверждающих совершение платежа.
6. Жертвователь безвозмездно передает в собственность IMC денежные средства в размере, определяемом Жертвователем, на цели, указанные в п. 7 данного предложения.
7. Назначение пожертвования: средства считаются поступившими на ведение уставной деятельности и содержание IMC.
8. Датой осуществления пожертвования является дата поступления денежных средств от Жертвователя на счет IMC.
9. IMC вправе в любое время до передачи ей пожертвования и в течение 15 дней после передачи пожертвования от него отказаться. В случае отказа от пожертвования после передачи пожертвования IMC возвращает пожертвование в течение 15 дней после принятия решения об отказе. В случае невозможности передать пожертвование Жертвователю пожертвование остается в распоряжении IMC.
10. Жертвователь вправе отказаться от своего пожертвования в течение 15 дней со дня совершения транзакции. О своем желании Жертвователь извещает IMC по электронной почте, по адресу editor@itsmycity.ru.
11. IMC обязуется вернуть денежные средства в течение 15 дней с момента заявления Жертвователя.
12. Совершая действия, предусмотренные данным предложением, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящего предложения, целями деятельности IMC, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящего предложения.
13. В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» Жертвователь настоящим дает свое согласие на обработку своих персональных данных любыми не запрещенными законом способами для целей исполнения настоящего предложения.
Процессинговый центр CloudPayments защищает и обрабатывает данные Вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.2. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. CloudPayments не передает данные Вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure.
В случае, если у Вас есть вопросы по совершенному платежу, Вы можете обратиться в службу поддержки клиентов платежного сервиса по электронной почте support@cloudpayments.ru.
Предоставляемая Вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные Вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.
Мы рекомендуем вам проверить, что ваш браузер достаточно безопасен для проведения платежей онлайн, на специальной странице.
Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует ООО «КлаудПэйментс». Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используются специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.
Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» — федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.
Интернет проект www.itsmycity.ru (далее – URL, «мы») серьезно относится к вопросу конфиденциальности информации своих клиентов и посетителей сайта www.itsmycity.ru (далее – «вы», «посетители сайта»). Персонифицированной мы называем информацию, содержащую персональные данные (например: ФИО, логин или название компании) посетителя сайта, а также информацию о действиях, совершаемых вами на сайте www.itsmycity.ru. (например: заказ посетителя сайта с его контактной информацией). Анонимными мы называем данные, которые невозможно однозначно идентифицировать с конкретным посетителем сайта (например: статистика посещаемости сайта).
Мы используем персонифицированную информацию конкретного посетителя сайта исключительно для обеспечения ему качественного оказания услуг и их учета. Мы не раскрываем персонифицированных данных одних посетителей сайта www.itsmycity.ru другим посетителям сайта. Мы никогда не публикуем персонифицированную информацию в открытом доступе и не передаем ее третьим лицам. Исключением являются лишь ситуации, когда предоставление такой информации уполномоченным государственным органам предписано действующим законодательством Российской Федерации. Мы публикуем и распространяем только отчеты, построенные на основании собранных анонимных данных. При этом отчеты не содержат информацию, по которой было бы возможным идентифицировать персонифицированные данные пользователей услуг. Мы также используем анонимные данные для внутреннего анализа, целью которого является развитие продуктов и услуг www.itsmycity.ru
Сайт www.itsmycity.ru может содержать ссылки на другие сайты, не имеющие отношения к нашей компании и принадлежащие третьим лицам. Мы не несем ответственности за точность, полноту и достоверность сведений, размещенных на сайтах третьих лиц, и не берем на себя никаких обязательств по сохранению конфиденциальности информации, оставленной вами на таких сайтах.
Мы делаем все возможное для соблюдения настоящей политики конфиденциальности, однако, мы не можем гарантировать сохранность информации в случае воздействия факторов находящихся вне нашего влияния, результатом действия которых станет раскрытие информации. Сайт www.itsmycity.ru и вся размещенная на нем информация представлены по принципу "как есть” без каких-либо гарантий. Мы не несем ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, причиненные вследствие ограничения доступа к сайту www.itsmycity.ru или вследствие посещения сайта и использования размещенной на нем информации.
По вопросам, касающимся настоящей политики, просьба обращаться по адресу donate@itsmycity.ru
Юридическое лицо
ИП Колезев Дмитрий Евгеньевич
ИНН 667116912412
ОГРН 317665800061970
Адрес: 620025, г. Екатеринбур, ул. Мамина-Сибиряка, 126, оф. 299
Сделанный платеж можно отменить в течение 15 дней после его совершения. Для этого напишите на почту donate@itsmycity.ru, указав email, оставленный при регистрации платежа, а также указав номер платежа, который будет указан в письме, полученном после осуществления платежа.
Если вы хотите отменить регулярную подписку на платежи, напишите на donate@itsmycity.ru, также указав ваш email и номер платежа.