Набиуллина заявила, что банки должны возмещать клиентам деньги, украденные кибермошенниками
В Екатеринбург приехала глава Банка России Эльвира Набиуллина (на этот раз без броши) и ее заместитель Герман Зубарев. Они выступили на форуме «Кибербезопасность в финансах» и поговорили о том, как нужно бороться с киберпреступниками. В ходе обсуждения выяснилось, что звонки из колоний практически прекратились, но людям продолжают звонить мошенники из Украины, а государство и крупные банки пока проигрывают злоумышленникам в борьбе за сбережения россиян. Выход из ситуации власти и банки видят в том, чтобы просвещать население, а если кражи все-таки случаются, то финансовые организации должны возмещать украденное жертвам (по крайней мере, так считает сама Набиуллина).
Фото: Илья Вага / It's My CityНабиуллина заявляет, что в России пока не произошло перелома в борьбе с мошенниками. По ее словам, количество атак продолжает расти, и эта тенденция будет продолжаться. Объем ущерба тоже растет, но в сравнении с количеством атак не так сильно. Успешность атак в целом снизилась на 25%.
Она также утверждает, что мошенники более изобретательны, чем банки и власти, которые действуют разрозненно и медленно, поэтому первые пока выигрывают у вторых. Чтобы борьба перестала быть ускользающей целью, нужно быть более организованными и с точки зрения работы финансовых организаций, и с точки зрения создания законов, говорит Набиуллина.
Для эффективной борьбы с мошенниками в России очень сильно не хватает сотрудников систем кибербезопасности, утверждает зампредседателя ЦБ РФ Герман Зубарев. По его словам, в течение трех лет Банк России планирует оказать содействие в обучении специалистов, а также продолжит заниматься киберграмотностью населения, размещая совместно с местными властями ролики в общественных местах.
Зампредседателя ЦБ РФ Герман Зубарев. Фото: Илья Вага / It's My CityУже в рамках дискуссии депутат Госдумы Анатолий Аксаков отметил, что ему довольно часто звонят мошенники с «украинским говором». Зампред совета директоров Сбера Станислав Кузнецов подтвердил, что очень много нежелательных звонков поступает из Украины. При этом он добавил, что в России почти перестали работать мошенники, звонящие из колоний.
— Звонки из Украины идут, и мы это видим и слышим. Это плохая новость. Хорошая новость — почти прекратились звонки с зон. Но сегодня больше 95% всех звонков в формате телефонного мошенничества совершаются с территории Украины. Столицей телефонного мошенничества по-прежнему является город Днепр, — сказал Кузнецов
По его данным, Сбер смог снизить количество нежелательных телефонных звонков своим клиентам на 15–20%. Тем не менее общее количество звонков мошенников по России (без привязки к банкам) почти не снижается. Это, по мнению Кузнецова, значит, что мошенники просто перетекают от одной кредитной организации к другой. В итоге они могут вернуться и снова начать представляться сотрудниками Сбера, обзаведясь новыми технологиями и методами обмана населения.
Заместитель председателя правления ВТБ Вадим Кулик сравнил мошенников с болезнями. Несмотря на то, что банки, как человечество, развиваются и создают лекарства, вирусы и бактерии становятся устойчивыми к ним. Чтобы снизить ущерб от кибермошенничества, банкам нужно добиваться доверия клиентов, говорит Кулик. То есть клиент должен знать, что ему звонит именно банк, а не мошенник — ему должно быть известно, какие номера телефонов принадлежат тому или иному банку.
Заместитель председателя правления ВТБ Вадим Кулик. Фото: Илья Вага / It's My CityКулик добавил, что успех борьбы с мошенниками во многом зависит от того, как сами клиенты реагируют на звонки от преступников.
— Как бы мы ни защищались, как бы мы ни строили системы [безопасности], если человек с девятого раза разговора или вызова в офис, [где сотрудники банка говорят], мол, уважаемый Иванов, вы сейчас находитесь под воздействием мошенников, мы это можем доказать, пожалуйста, не совершайте эту транзакцию. Он же говорит «да», но потом подходит в кассу, снимает деньги и несет мошеннику. Нужно решить этот компонент — образования людей, выстраивания у них недоверия к способам воздействия на них.
Был такой смешной случай: человек облил сотрудников банка зеленкой, наслушавшись по телефону, что он является участником операции по задержанию банкиров-коррупционеров, — рассказывает Вадим Кулик.
При этом Набиуллина считает, что свою ответственность в этих случаях должны нести банки. А взаимодействие с ними не должно пугать людей тем, что их могут обмануть.
— Мне бы очень не хотелось, чтобы получение финансовых сервисов у людей ассоциировалось с риском мошенничества. Чтобы он каждый раз боялся, когда ему позвонили, а он думал, что это может быть мошенник. У нас, к сожалению, есть такая тенденция, — добавила Набиуллина.
Фото: Илья Вага / It's My CityВадим Кулик считает, что банк не должен возмещать ущерб, если клиент добровольно отдал свои деньги мошенникам. Обосновывает такую позицию он тем, что банки в таком случае превратятся в странные организации.
— Если у организации есть все следы, что клиент был многократно предупрежден, есть подтверждения, что он отвергал эту помощь, то тогда я не понимаю справедливость этого возмещения, — разводит руками Вадим Кулик.
Его поддержал и Станислав Кузнецов, но с оговоркой, что банк может возместить клиенту деньги, если сотрудники организации никак не отреагировали на возможную мошенническую операцию и не предупредили клиента об опасности.
Зампред совета директоров «Сбера» Станислав Кузнецов Станислав Кузнецов. Фото: Илья Вага / It's My CityНабиуллина считает, что большую часть ответственности все-таки несут финансовые организации, так как человек находится в более уязвимом положении. Для этого необходимо принять закон, который бы обязывал банки возмещать украденные средства.
— Банки у нас такие продвинутые, с моделями, системами защиты данных, должны [возмещать ущерб]. Мы не достигнем перелома в борьбе с мошенниками, если мы не достигнем перелома по возмещению ущерба банками. Человек более беззащитен перед мошенниками, чем финансовая организация.
Это вопрос не только знаний, но и некоторой психологической готовности, он может быть уязвим в какие-то моменты своей жизни, не всегда знания спасают. Мы с вами прекрасно знаем примеры, когда даже менеджеры финансовых организаций попадаются на уловки мошенников, — заключила глава ЦБ.